«В педагогической науке воспитание патриотизма рассматривается как комплексный процесс, который воздействует и на интеллект и на эмоциональную сферу и включает воспитанников в социально-ценную практическую деятельность. Эти три составляющие должны быть неразрывно связаны.»
В свете событий последних лет, проблема патриотического воспитания детей требует особого внимания... Как учитель истории, в своей практической деятельности, я тоже убеждаюсь в том, что даже на историческом материале Великой Отечественной войны, не просто организовать «пробуждение» патриотических чувств у детей. И вроде бы, этому есть «оправдательные» объяснения: события Великой Отечественной Войны отдалены во времени, воспитательные мероприятия проходят нередко формально, поэтому наши школьники пассивно воспринимают информацию и не могут прочувствовать всю трагедию событий военных лет. Думая о том, как сделать эти отдалённые на 75 лет события близкими для сегодняшних мальчишек и девчонок, вызвать чувство гордости за свою страну и чувство благодарности к поколению, которое ценой жизни, страшных страданий и потерь сохранили нам главную ценность - ЖИЗНЬ, я попробовала на обычном уроке истории использовать, так называемый, метод «эмоционального взрыва». Ведь эмоции - это тот незримый канал, по которому можно проникнуть в смысловую, ценностную сферу ребёнка и позитивно воздействовать на неё. И на одном из уроков, в теме «Великая Отечественная Война», я использовала архивные материалы своей семьи, которые бережно и свято хранятся у моей мамы. Эту фронтовую историю моего деда, прошедшего всю войну с 1941 по 1945годы, я знаю не по книжкам, а из уст самого деда и моей бабушки. Сегодня его, уже нет в живых, но фотографии тех лет, подлинные записи-описания боёв, «Вещевая книжка офицера», справки о ранениях, стихи, посвящённые памяти однополчан, написанные его рукой, Орден Красной Звезды и более десяти медалей - всё это - я принесла на свой урок «Живая память или урок без сценария». Я просто стала рассказывать про своего деда…(и слова не нужно было подбирать), читала его фронтовые стихи, записи о жестоких боях, о горьких потерях однополчан… Мне не стыдно было смахивать слезу иногда, потому, что это были искренние чувства. И эта простая искренность проникала в души и мысли ребят. Мы вместе рассматривали пожелтевшие листочки с записями, прикасались к медалям и настоящему Ордену Красной Звезды. А когда я сказала, что мой дед после войны тоже был учителем и они с бабушкой более 40 лет проработали в школе, а моя мама - тоже учитель и в память о своём отце и моём деде написала стихотворение, дети сами попросили его прочесть. Я прочла…
Памяти моего отца – гв.ст. лейтенанта
Дмитрачкова Ивана Павловича.посвящаю
(дочь Светлана -2019г.)
Мой отец
1.
Мой отец не любил вспоминать о войне,
Выворачивать память как рваную рану,
Кровоточить которая будет втройне,
Отзываться кричащей и стонущей болью.
2.
Мой отец не любил вспоминать о войне,
Об оборванном счастье - рождении сына,
Об осколке, застрявшем в спине,
И о ранах в руке от взорвавшейся мины.
3.
Мой отец не любил вспоминать о войне,
Той жестокой и самой кровавой,
Об окопных землянках, холодной зиме,
О пехоте и танках горящих в огне.
И о том как от взрывов стонала земля,
О ребятах, оставшихся там навсегда…
4.
Мой отец не любил вспоминать о войне,
Как однажды, форсируя реку-
Молодым лейтенантом - пришлось поднимать ,
Свою роту с фашистом в атаку.
Выполняя приказ-«Ни шагу назад!
Высоту взять любою ценою!»,
Шли на штык, в рукопашную, с криком «Ура»,
Нас с тобой заслоняя собою!
А потом – в передышках, слюня карандаш,
Кто остался в живых - торопливо писали
«Потерпите, родные, - идём на Берлин!
Скоро дома.. - Победа за нами!»
5.
Шли вперёд по израненной нашей земле,
По пропитанной кровью и горем,
Шли, чтоб завтра пришёл наш рассвет
С розоватой зарёй и ромашками в поле…
6.
Мой отец не любил вспоминать о войне,
Никогда не кичился наградой,
Только орден один – «ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
Надевал он всегда на парады!
Временные рамки урока закончились, а ребята не хотели расходиться. Я поняла, что в этот момент, эмоциональное состояние детей можно направить в позитивное русло. Тогда привела строчки из песни - «...нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой…» и предложила ребятам изучить свои домашние архивы или узнать у родных мам, бабушек о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны, детях войны, «тыловиках» - одним словом, провести своё исследование и показала в какой форме это можно сделать. Это предложение стало продолжением эмоционального состояния детей, и они восприняли это как возможность на личную причастность к Великому Подвигу нашего народа.
И результат был на лицо: многие ребята на следующем уроке рассказывали «истории своих семейных героев». А значит мой урок «Живая память или урок без сценария» достиг своей цели - пробудил патриотические чувства моих учеников.