Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- Дать учащимся знания о политической ситуации в России на рубеже 1870-1880-х годов, об истории революционного террора в России, познакомить с причинами его возникновения и последствиями для страны и общества;
- Показать опасность и нецелесообразность террористических методов решения проблем; воспитание неприятия терроризма как общественного явления;
- Развитие навыков работы с документами и иллюстрациями, овладение учащимися умениями и навыками систематизации и комплексного анализа исторической информации, умениями формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
Задачи урока:
- Дать учащимся представление о политической ситуации в России на рубеже 1870-1880-х годов;
- Ознакомить с террористической деятельностью народников, определив его причины и последствия, и с политикой государства, пытающегося урегулировать кризисную ситуацию.
- Дать возможность учащимся самостоятельно оценить деятельность народовольцев с точки зрения гуманизма и исторической целесообразности.
Основные понятия: кризис государственной власти, тактика индивидуального террора
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с темой урока (Презентация, слайд 1). Учащиеся определяют хронологические рамки периода, с событиями которого предстоит ознакомиться на уроке (учебник с. 240).
На экране учитель демонстрирует учащимся план изучения нового материала (Слайд 2).
I. Кризис власти на рубеже 1870–1880-х годов.
Учащиеся должны попытаться объяснить, что означает термин “кризис власти”. Учитель предлагает вниманию учащихся объяснение термина “кризис” по словарю (Слайд 3), а далее в ходе беседы и знакомства с иллюстрациями учебника (с. 241) и презентации (Слайд 4) учащиеся должны объяснить значение понятия “ кризис власти”, и почему он возникает на рубеже 1870–1880-х годов.
Каким видели будущее развитие России представители различных общественных течений в сложившейся обстановке учащиеся определяют в ходе самостоятельной работы по источникам в конце параграфа (с. 250).На экране (Слайд 5) фиксируются выводы учащихся и учебная проблема урока, предлагаемая авторами учебника (Слайд 6): Кем были российские революционеры второй половины XIX в.: героями или преступниками?
Противоположные оценки их деятельности представляются вниманию учащихся на экране. (Слайд 7)
II. Террор народовольцев и правительства.
Рассказ учителя:
В 1879 году тайная организация революционеров-народников “Земля и воля” раскололась на две организации “Народную волю” и “Черный передел”. (Слайд 8)
“Черный передел” остался на позиции традиционной пропагандистской работы в деревне и среди рабочих (распался после 1881 г.). “Народная воля” объединила самое радикальное крыло интеллигенции. Она выдвинула лозунг политической борьбы, а как средство борьбы с царизмом – террор, заговор. Лидерами организаций стали Плеханов Георгий Валентинович и Желябов Андрей Иванович
Первым актом террористической борьбы народников с правительством, получившим широкий общественный резонанс, стало покушение Веры Засулич в начале 1878 года на петербургского градоначальника Трепова. (Слайд 9).
Девушка, записавшись на прием к сановнику, выстрелом из пистолета тяжело ранила его в кабинете. Засулич была тут же схвачена. На следствии она объяснила свой поступок тем, что Трепов приказал высечь содержащегося в доме предварительного заключения Боголюбова лишь за то, что арестованный при встрече с градоначальником будто бы не снял шапки
Из показаний В.Засулич на суде: “Я по собственному опыту знаю, до какого страшного нервного напряжения доводит долгое одиночное заключение. Я могла живо вообразить, какое адское впечатление должна была произвести экзекуция на всех политических арестантов…
На меня все это произвело впечатление не наказания, а надругательства. Мне казалось, что такое дело не может, не должно пройти бесследно. Я ждала, не отзовется ли оно хоть чем-нибудь, но все молчало, и ничто не мешало Трепову или кому другому, столь же сильному, опять и опять производить такие же расправы.… Тогда, не видя никаких других средств к этому делу, я решилась, хотя ценою собственной гибели, доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так ругаясь над человеческой личностью… Страшно поднять руку на человека, но я находила, что должна это сделать”.
Суд присяжных 31 марта 1878 года полностью оправдал Засулич.
Вопрос учащимся: Что заставило Веру Засулич решиться на покушение? Правы ли были присяжные, вынося оправдательный приговор осужденной?
Рассказ учителя: В зале после оглашения вердикта присяжных началось столпотворение. Кричали: “Браво! Браво, присяжные!”, “Да здравствует суд присяжных!”, обнимали и поздравляли друг друга. Аплодировал оправдательному приговору даже государственный канцлер Горчаков. Огромная толпа, ожидавшая решения суда на улице, подняла на плечи защитника и Засулич и направилась по центральным улицам Петербурга.
Впрочем, удивительное только начиналось. В период с марта 1878 г. по апрель 1879 г. последовали еще несколько покушений и убийств крупных правительственных чиновников. А вскоре последовали покушения на императора.
В 60-ые годы уже было совершено два неудачных покушения на Александра II (Слайд 10). 4 апреля 1866 года в Александра II стреляет Дмитрий Каракозов. Но его руку в последний момент оттолкнул случайно оказавшийся рядом крестьянин Осип Комиссаров. Будучи схваченным, Каракозов заявил, что стрелял в царя потому, что тот обманул народ реформой 1861 года. Каракозова приговорили к казни через повешение.
Через год за границей в царя стреляет поляк А.Березовский. В июне 1867 года Александр II прибыл с официальным визитом во Францию. 6 июня, после военного смотра на ипподроме Лоншамп, он возвращался в открытой карете вместе со своими детьми и французским императором Наполеоном III. В районе Булонского леса, среди ликующей толпы, появления официальной процессии уже поджидал невысокий черноволосый мужчина – Антон Березовский, поляк по происхождению. Когда рядом показалась царская коляска, он два раза выстрелил из пистолета в Александра II. Благодаря смелым действиям одного из офицеров охраны Наполеона III, вовремя заметившего в толпе человека с оружием и оттолкнувшего его руку, пули пролетели мимо русского царя, задев только лошадь.
На этот раз причиной покушения было желание отомстить царю за подавление польского восстания 1863 года. А.Березовский был приговорен к пожизненной каторге (В 1886 г. каторга была заменена на пожизненную ссылку; в 1906 г. был амнистирован правительством Клемансо).
2 апреля 1879 г. произошло покушение члена “Земли и воли” Соловьева на Александра II (раскол “Земли и воли” произойдет только в июне). (Слайд 10) Он успел выпустить по императору 4–5 пуль из пистолета, прострелив в нескольких местах “высочайшую” шинель. Александра ІІ спасли как промахи Соловьева, так и то, что царь после первого выстрела побежал от покушавшегося по-военному, зигзагами. Соловьев был схвачен и по приговору суда повешен.
Вопрос учащимся: Что, по-вашему мнению, общего во всех трех покушениях?
После обсуждения подводятся итоги, делается вывод, что три первых покушения на Александра II осуществлялись неподготовленными одиночками.
Рассказ учителя: Но с 1879 года целью уничтожения царя задается целая организация. В июне 1879 года на своем липецком съезде 11 народников, все будущие члены Исполнительного комитета “Народной воли”, вынесли смертный приговор Александру II (Слайд 11).
Монарх обвинялся в обмане народа мизерными реформами, кровавом подавлении восстания в Польше, подавлении признаков свободы и репрессиях против демократической оппозиции. Народовольцы надеялись, что убийство царя вызовет растерянность среди чиновников и высшего офицерства и приведет к массовому крестьянскому восстанию, в ходе которого “Народная воля” захватит власть в стране.
В августе 1879 года было принято решение начать подготовку покушения на царя. Охота началась!
Проанализировав предыдущие пробы убить царя, заговорщики пришли к выводу, что наиболее верным средством будет организация взрыва царского поезда, когда император будет возвращаться с отдыха из Крыма в Санкт-Петербург. Дабы избежать случайностей и неожиданностей, были созданы три террористические группы, задача которых заключалась в закладке мин на пути следования царского состава (Слайд 12). Мины были заложены на железной дороге под Одессой, Александровском и Москвой. Ближе всех к успеху была московская группа. Поздно вечером 19 ноября мина сработала под проходившим поездом.
В результате взрыва перевернулся багажный вагон, еще восемь сошли с рельсов. Никто не пострадал. Тем более что это был поезд со свитой, а царский состав уже успел пройти на полчаса раньше. (Слайд 12). На экране учащимся демонстрируются картины крушения свитского поезда (рис. А. Бальдингера с наброска С.И. Грикова) и 40м подземного хода проведенного народовольцами от ближайшего дома (Александр Михайлов вспоминал: “Положение работающего там походило на заживо зарытого, употребляющего последние усилия в борьбе со смертью”. Двигаться можно было только на животе, работали от полутора до трех часов каждый. За день (с 7 до 21 часа) вырывали от 2 до 3 аршин (140–210 см). Во время дождя приходилось вычерпывать из галереи по 300–400 ведер воды… Кое-кто из работавших, боясь обвала и мучительной смерти, брал с собою в галерею яд, чтобы в случае чего покончить с жизнью разом).
Рассказ учителя: Покушение 19 ноября взбудоражило общество. Даже официальная печать отмечала искусную и тщательную инженерную подготовку подкопа.
Некоторое время спустя народовольцы приступили к подготовке нового покушения.
В этот раз исполнительный комитет принял решение устроить взрыв в Зимнем дворце. Осуществлять операцию поручили Степану Халтурину. Устроившись работать во дворец, новоявленный "столяр" днем облицовывал стены винного погреба, а ночью отправлялся на встречу к своим товарищам-народовольцам, передававшим ему пакеты с динамитом.
Принесенный динамит С.Халтурин прятал в своей постели. Пары динамита делали свое дело: он осунулся, глаза запали, лицо пожелтело. Но он упрямился, хотел взорвать наверняка, требовал еще и еще взрывчатки (Желябов даже спросил, не весь ли стольный град Халтурин собирается пустить в распыл). Когда же в каморке столяров Зимнего дворца скопилось более 32 кг динамита, Исполнительный комитет приказал – взрывать!
Взрыв назначили на 5 февраля в шесть часов двадцать минут вечера, когда, как предполагалось, Александр II должен находиться в столовой. И снова случай спутал заговорщикам все карты. Поезд гостя императорской семьи – принца Гессенского – опоздал на полчаса, сдвинув время торжественного ужина. Взрыв застал Александра II возле комнаты охраны, расположенной недалеко от столовой. Ни император, ни кто-либо из членов его семьи не пострадал. Итогом очередного покушения стали 10 убитых и 56 раненых солдат из охранявшего Александра II Финляндского полка.
Задание учащимся: Работа с документом “Из прокламации Исполнительного комитета “Народной воли” по поводу взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. /7 февраля 1880/” (Слайд 14)
Ознакомьтесь с документами. Сделайте вывод:
- Какой цели добивались народовольцы?
- Как они относились к гибели при совершении покушений невинных людей?
- Подумайте: мог ли Александр II принять условия народовольцев?
Рассказ учителя: Правительство ответило на деятельность “Народной воли” привычными для себя мерами: облавами, арестами, массовыми ссылками и казнями (Слайд 15). С весны 1879 года на Европейской территории России действовало военное положение. Вся власть была передана в руки чрезвычайных генерал-губернаторов. Генерал-губернатор обладал правом административной высылки, ареста любого лица, запрещения периодических изданий. Однако все эти меры приводили не к тем результатам, которые ожидала власть, а к диаметрально противоположным. Будучи не в силах выследить своих реальных противников, органы политического сыска, как всегда, хватали и высылали тех, кто попадал под горячую руку: возбуждал подозрение своими радикальными взглядами, был объектом случайного доноса и так далее. В подавляющем большинстве своем жертвы политической полиции не имели никакого отношения к деятельности “Народной воли”
В результате покушения на царя продолжались, а в обществе нарастало негодование тем произволом, который ему приходилось испытывать со стороны правительства. Народовольцы, напротив, вызывали все большее сочувствие.
С февраля 1880 г., под свежим впечатлением от взрыва в Зимнем дворце, Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе комиссии был поставлен М.Т. Лорис-Меликов (Слайд 16). В качестве решительного противника революционеров, но в то же время склонного к диалогу с либеральным лагерем, он проявил себя еще на посту харьковского генерал-губернатора. В качестве главы комиссии Лорис-Меликов получил почти неограниченные полномочия для борьбы с террористами. Вскоре он был назначен министром внутренних дел и провел ряд важнейших мероприятий, благодаря которым значительная часть общества, до того склонная поддерживать революционеров, начала отворачиваться от них : преобразовал полицию, смягчил произвол властей, ограничил цензурный надзор, разработал проект ввода представителей земств и городских дум в Государственный совет для обсуждения законопроектов. (Т.н. конституция Лорис-Меликова.)
Утром 1 марта 1881 года Александр II подписал распоряжение о публикации проекта Лорис-Меликова в печати.
Тем временем “Народная воля” готовила новое покушение на императора (Слайд 17). После взрыва в Зимнем Александр II стал редко покидать дворец, регулярно выезжая только по воскресеньям на смену караула в Михайловском манеже. Распорядок четкий: Зимний – Михайловский манеж (на развод войск) – Набережная Екатерининского канала – Зимний. Этой пунктуальностью царя и решили воспользоваться заговорщики.
Было решено заложить мину под проезжей частью на Малой Садовой. Если мина по каким-либо причинам не взорвалась бы, то четверо народовольцев, находящихся на улице, должны были бросить в царскую карету бомбы. Ну а если и после этого Александр II будет еще жив, то Желябов прыгнет в карету и заколет царя кинжалом.
1 марта 1881 года Александр II выехал из Зимнего дворца в Манеж. Правда, судьба в последний раз улыбнулась российскому самодержцу, заставив его по пути на развод войск изменить привычный маршрут.
Такой поворот событий полностью рушил все планы заговорщиков. Мина на Садовой становилась совершенно бесполезной горкой динамита. И в этой ситуации Перовская, возглавившая организацию после ареста Желябова, в спешном режиме перерабатывает детали операции. Четверо народовольцев – Игнатий Гриневицкий, Николай Рысаков, Алексей Емельянов, Тимофей Михайлов – занимают позиции вдоль набережной Екатерининского канала и ждут условного сигнала от Перовской, по которому должны кидать бомбы в царскую карету. Таким сигналом должен был стать взмах ее платка.
Поприсутствовав на разводе караулов и откушав чаю у своей кузины в Михайловском дворце, царь отправился обратно в Зимний через Екатерининский канал.
Царский кортеж выехал на набережную. Мелькнул платок Перовской – и Рысаков бросил свою бомбу в сторону царской кареты (Тимофей Михайлов в последний момент покинул свой пост, чувствуя, что не в силах справиться с этой задачей). Раздался страшный взрыв, падают раненные – прохожие и казаки конвоя. Из остановившейся кареты выходит Александр ІІ – совершенно невредимый. Царь не пострадал, так как дно и стены кареты после многих покушений были особо укреплены. Можно было уехать, но царь вышел из кареты, чтобы посмотреть на бомбометателя. Вторую бомбу бросал Гриневицкий. Он сделал все, чтобы избежать случайностей: метнул бомбу под ноги Александру ІІ лишь тогда, когда между ними оставалось несколько шагов.
Взрывная волна отбросила Александра II на землю, из раздробленных ног хлестала кровь. Из последних сил он прошептал: "Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…".
Четвертый метальщик, Емельянов, потрясенный увиденным, помог перенести императора в сани.
В результате покушения были смертельно ранены трое прохожих, в том числе один ребенок. Более десятка человек получили повреждения разной степени тяжести. Смертельное ранение получили Александр II и бросавший бомбу И. Гриневицкий (Слайд 18).
1 марта 1881 года в 15 часов 35 минут на флагштоке Зимнего дворца был спущен императорский штандарт, оповестив население Санкт-Петербурга о смерти императора Александра II. Гриневицкий скончался в тюремном госпитале почти одновременно со своей жертвой.
Вопросы учащимся:
- Чем отличается это покушение от предыдущих?
- Сколько человек было задействовано в покушении?
- Мог ли Александр II избежать гибели?
- Кому вы больше сочувствуете: императору или народовольцам?
Рассказ учителя: Оставшиеся на воле успели выпустить листок с обращением к новому императору Александру IІІ: “Письмо Исполнительного комитета “Народной воли” Александру III. 10 марта 1881”. (Слайд 19)
Однако народная революция, на которую так рассчитывали народовольцы так и не началась. Не произошло никаких народных восстаний, ибо простому народу чужды были идеи "Народной воли", от них отшатнулось и большинство ранее симпатизировавшей интеллигенции.
Вскоре почти все народовольцы были схвачены. Шестеро организаторов и участников покушения были приговорены к смертной казни, но казнены были 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу пятеро (Слайд 20). По щелчку на слайде появляются имена и портреты казненных народовольцев: каждая фотография отдельно, чтобы учитель мог ознакомить учащихся с судьбой каждого казненного народовольца, поведать, что привело их к такому трагическому концу, как вели они себя на следствии, какую память оставили о себе у современников (Приложение 1)
Это была последняя публичная казнь в России. Во время казни 2 раза срывался с петли и был повешен лишь в третий раз Тимофей Михайлов. Даже часть солдат, стоявших в оцеплении, громко заговорили о помиловании Михайлова, за что тут же были отправлены под арест.
Спиной к зрителям на картине изображен Николай Рысаков, самый молодой участник покушения. Его судьба – яркая иллюстрация еще одной, возможно не менее трагичной, чем убийства невинных людей, стороны революционного террора: романтика борьбы, идеи самопожертвования во имя блага народа легко привлекали в организацию молодых, не имеющих никакого жизненного опыта, людей. Настроенные решительно, они мужественно доводили полученные от старших товарищей задания до конца, но столкнувшись со смертью, с кровью невинных жертв, с неприязнью и ненавистью окружающих оказывались сломленными и духовно и нравственно.
Будучи арестован на месте покушения, Рысаков на следствии выдал всех, кого знал, и рассказал все, что смог, но его прошение о помиловании было оставлено без последствий. Кибальчич, Михайлов, Перовская и Желябов отказались проститься с Рысаковым на эшафоте, считая его предателем. Но ряд народовольцев, в частности впоследствии утверждали, что Рысаков заслуживает (с точки зрения революционеров) жалости и снисхождения.
Остальные народовольцы мужественно выдержали испытание. Все держались на суде с большим достоинством, в своих выступлениях старались разъяснить политические причины своей борьбы.
Их мужество и стойкость на суде и в момент казни вызвали волну сочувствия и восхищения, особенно среди молодежи. Поэтому впоследствии правительство откажется от открытых судебных процессов против революционеров и публичной казни приговоренных к смерти.
Выбор пути развития России.
Взошедший на престол сын царя – Александр III (Слайд 21) – полностью отказался от всех либеральных начинаний отца, издав в мае 1881 года манифест, в котором объявлял подданным, что самодержавие будет сохраняться в незыблемости. Лорис-Меликов, Милютин и другие либеральные министры ушли в отставку.
Задание учащимся (Слайд 22):
- Какое мнение сложилось у вас о деятельности народовольцев? Кто они: герои или преступники?
- Почему в ходе кризиса 1870–1880-х годов были отвергнуты и либеральный, и социалистический варианты развития России?
Домашнее задание: § 21, объяснить понятия: кризис государственной власти, индивидуальный террор.
Использованная литература и материалы:
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С. и др., Российская история. XIX – начало XX века: Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2006.
- Захарова Е.Н., История России. XIX – начало XX в. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2001.
- Ляшенко Л.М., Революционные народники. – М.: Просвещение, 1989.
- Ванюков Д.А., Век трех императоров. – М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2008.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р., Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Н.А.Троицкий (Саратов) “Народная воля” и ее “красный террор”. – http://scepsis.ru/library/id_744.html Научно-просветительский журнал “Скепсис”.
- Материал для подготовки урока, дискуссии, ученической конференции на тему “Террор в России во второй половине XIX в., его последствия. Убийство Александра II”. 8, 9, 11 классы (статья-выступление Н.А.Троицкого и размышления В.Ярхо.) – https://his.1sept.ru/view_article.php?id=200801905.
- Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы. – http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=16526.
- Авторская презентация “Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов”.