Женщины – политические ссыльные в Сибири во второй половине XIX века

Разделы: История и обществознание


В политической борьбе, которая развернулась в Российской империи во второй половине XIX в. активное участие принимали сотни женщин-революционерок. Всему миру стали известны имена Софьи Перовской, Веры Засулич, Екатерины Брешко-Брешковской и многих других. В результате репрессий царизма многие революционерки-народницы оказались в Сибири, на каторге и на поселении, за мужьями революционерами последовали их жены, сестры, которые оказывали ссыльным всевозможную помощь.

До сих пор тема о роли женщин в Сибирской ссылке второй половины XIX в. изучена недостаточно. Нет солидного исторического исследования, где бы эта тема получила всестороннее освещение. Автор данной статьи ставит перед собой задачу: рассмотреть уже изданную по этой теме историческую литературу, проанализировать ее и указать на те вопросы, которые еще не достаточно разработаны.

Надо отметить, что в последнее десятилетие вопрос о роли женщин в Сибирской политической ссылке начал активно изучаться. Так были защищены диссертации Максимовой В.Н., Мошкиной З.В., Федоровой В.И., в которых женская тема достаточно глубоко рассмотрена1. В межвузовских сборниках «Сибирская ссылка», опубликованы статьи Иванова А.А., Мошкиной З.В., Дмитриева Д.И., И.П.Серебренникова2, в которых раскрываются роль женщин-политкаторжанок, отбывавших сроки заключения на Карийской каторге. Ранее, в сборнике «Ссыльные революционеры в Сибири» о женщинах политссыльных писали такие известные историки, специалисты по ссыльным в Сибири, как В.М.Андреев, Л.П.Рощевская, Б.С.Шостакович3.

_____________

1 Максимова В.Н. Женская политическая каторга и ссылка в Восточной Сибири (1907-1917): Автореф. дис. …канд. ист. наук. Иркутск. 2003; Мошкина З.В. Политическая каторга в России и социально-психологический облик каторжан: дис. …д-ра ист. наук. М. 1999; Федорова В.И. Народническая ссылка в Сибири в общественно-политической и идейной борьбе в России в последней четверти XIX в.: дис. … д-ра ист. наук.
2 Дмитриев Д.И. Политика и самодержавие в каторжных тюрьмах Сибири (конец XIX в.). В сб. «Сибирская ссылка» вып. 2 (14), 2003 г., с. 224-242; Мошкина З.В. Политкаторжанки: социальный портрет конца XIX начала XX в. В сб. «Сибирская ссылка» вып. 14 (16), 2007 г., с. 173-186; Иванов А.А. Историография и источники сибирского периода жизни Е.К. Брешко-Брешковской. В сб. «Сибирская ссылка» вып. 4 (16), 2007 г., с. 12-32; Серебренников И.П. Террористическая деятельность политических ссыльных в Восточной Сибири в 1882-1904 гг. . «Сибирская ссылка» вып. 3 (15), 2006 г., с. 229-236.
3 Андреев В.М. Революционеры-народники на каторге и в ссылке. Вып. 3. Иркутск 1979 г., с. 3-28; Рощевская Л.П. Западно-Сибирские политические ссыльные и Кара в 80-х годах XIX в. вып. 3, с. 56-68; Шостакович Б.С.Поляки - политические ссыльные конца 70 - начала 90-х гг. XIX в. в Сибири. Вып. 1. Иркутск 1973, с. 53-124.

Статистические данные о численности, составе женщин-политических ссыльных и каторжанках рассматривались в работах Марголиса А.Д., Соловьевой Е.И. и Н.А.Троицкого4. Не смотря на то, что историками проделана довольно значительная работа по изучению данной темы, она требует дальнейшего изучения.

_____________

4 Марголис А.Д. Социолого-статистический анализ биографий политкаторжан - участников второго этапа освободительного движения в России - в сб. «Политическая ссылка в Сибири XIX - начало XX в.». Историография и источники - Новосибирск, 1987 г., с. 119-129; Соловьева Е.И. Расселение и положение ссыльных в Сибири во второй половине XIX в. в сб. «Политические ссыльные в Сибири (XIX - начало XX в)». Новосибирск 1983, с. 214-226; Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов 1976.

До 60-х гг. XIX в. женщины в российском революционном движении не участвовали. В лучшем случае, как указывал Н.А.Троицкий они были для революционеров утешительницами (как «декабристки»)5. Революционная борьба считалась не женским делом. Женщины стали включаться в революционную борьбу с начала 60-х гг. XIX в. Они главным образом «содействовали» революционной борьбе. Среди них Л.Е.Дмитриева, А.В.Корвин-Круковская, Е.Г.Бартенева, О.С.Левашова, Н.И.Утина (Корсини), М.П.Михаэлис6.

_____________

5 Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов 1976, с. 45.
6 Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов 1976, с. 45.

В 70-е гг. женщины стали активными участниками революционной борьбы. Так в «Большом обществе пропаганды» (1871-1874), в котором участвовали Николай Чайковский, Софья Перовская, Петр Кропоткин, из 122 его членов - 22 были женщинами (21,5%). В организации «москвичей» женщин было 17 из 50 (больше 50%). «Хождение в народ» (1873-1974) увлекло сотни женщин. Из 1611 пропагандистов, репрессированных 1873-1876 гг. было 244 женщины (15%)7. Именно с этого времени российские женщины стали активными участницами всех революционных организаций.

_____________

7 Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов 1976, с. 48.

Нельзя забывать высказывания В.И. Ленина, который в 1918 г. в речи на I Всероссийском съезде работниц сказал: «Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины»8.

_____________

8 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.37, с. 86.

Впервые женщины оказались на скамье подсудимых на политическом процессе нечаевцев (1871). Всего по этому делу было привлечено 8 женщин, и первой сосланной в Сибирь стала Александровская Варвара Владимировна. Уже в 1877 г. на процессе «50-ти» («Молодая народная воля») впервые были вынесены каторжные приговоры троим женщинам (С.И.Бардиной, О.С.Любатович и А.С.Хоржевской). Из 50-ти осужденных - 15 были женщинами (30%). В Восточную Сибирь были сосланы Н.Н.Фигнер, М.Д.Субботина, В.Н.Александрова. На процессе «193-х» к суду были привлечены 38 женщин, среди которых самыми известными были С.Л.Перовская, А.Д.Кувшинская, С.А.Лешерн фон Герцфельд, А.В.Якимова. Софья Александровна Лешерн стала первой женщиной, приговоренной к смерти, приговор которой был заменен бессрочной каторгой на Каре.

В декабре 1878 г. на Карийскую каторгу (Нерчинский округ) была доставлена осужденная по процессу «193-х» Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская. Именно с этого времени начинается история женской политической каторги в России.

Всего за период с 1878 по 1891 гг. царские суды отправили на каторгу 44 женщины, что составляет 11% всех политкаторжан, участников революционного движения второй половины XIX в.9 Через Карийскую каторгу прошли 32 женщины-политкаторжанки. Половина из них были дворянками. По уровню образования они представляли просвещенную, образованную часть молодых женщин нового поколения. 50% из них продолжали образование на высших женских курсах или в институтах благородных девиц, т.е. были студентками. Участие в революционном движении народников учащейся молодежи было одной из главных особенностей этого движения. Стремление к умственному развитию, к книгам, общение с лидерами революционной молодежи, с «новыми людьми», которые участвовали в антиправительственной деятельности, порождало стремление изменить окружающую их действительность к лучшему.

_____________

9 Марголис А.Д. Социолого-статистический анализ биографий политкаторжан - участников второго этапа освободительного движения в России - в сб. «Политическая ссылка в Сибири XIX - начало XX в.». Историография и источники - Новосибирск, 1987 г., с. 123.

Национальный состав каторжанок отличался интернациональным характером. Из 32 революционерок - 17 русские, 8 еврейки, 3 украинки, 3 польки и 1 гречанка. Возраст был различен, от 21 года до 40 лет. Их жизненный опыт приобретался в экстремальных обстоятельствах нелегальной жизни. Они выбирали тяжелый и опасный путь, жертвуя личным благополучием, семьей и детьми, самой жизнью для достижения «высоких» целей. Все они ощущали себя активными участницами великого дела освобождения народа. Себя они идентифицировали с исключительной частью русского общества, обладавших высокой духовностью и жертвующих своей жизнью ради счастья простых людей. Они стремились воплотить в жизнь то, в чем были твердо убеждены - в достижении истинной социальной справедливости, и это они считали свои главным долгом. Молодость, проведенная в повседневной борьбе, большие сроки заключения, пребывание в тюремной изоляции, отсутствие семьи и близких порождали болезненную психику, обостренное восприятие окружающей действительности. Отсюда способность идти на самые крайние меры в достижении своих политических целей (террористические акты, голодовки, побеги, и самоубийства).

Первым громким делом, связанным с выступлением террористического характера политических ссыльных, стало дело «сибирской Веры Засулич», так прозвали Марию Игнатьеву Кутитонскую, которая 16 сентября 1882 г. стреляла в губернатора Забайкальской области генерала Л.И.Ильяшевича. По словам самой Кутитонской это покушение было совершено в ответ на ужесточение тюремного режима на Каре. Поступок Н.И.Кутитонской, как в свое время выступление В.И.Засулич, явился следствием чувства оскорбленной справедливости. Своим покушением Кутитонская хотела породить серию терактов в Сибири, однако выступление «сибирской Веры Засулич» осталось лишь делом одиночки и побудить политссыльных на подобные радикальные меры в борьбе за свои права ей не удалось10.

_____________

10 Серебренников И.П. Террористическая деятельность политических ссыльных в Восточной Сибири в 1882-1904 гг. «Сибирская ссылка» вып. 3 (15), 2006 г., с. 230.

Действенным оружием в борьбе с режимом были голодовки. И хотя они приносили физические страдания, болезни и смерть ссыльные прибегали к ним часто. С 1882 по 1889 гг. продолжительные голодовки неоднократно проводились в Карийской каторжной тюрьме. Несколько голодовок произошли в иркутском тюремном замке. В 1884 г. в голодовке приняли участие Е.И.Россикова, М.И.Кутитонская, Е.Н.Ковальская. В 1887 г. в Иркутске голодали М.А.Ананьина, Ф.Н.Левандовская, Е.Н. Ковальская11.

_____________

11 Андреев В.М. Революционеры-народники на каторге и в ссылке. Вып. 3. Иркутск 1979 г., с. 19-21.

В ноябре 1889 г. произошла «Карийская трагедия». Надежда Константиновна Сигида была подвергнута телесным наказаниям за то, что ударила по лицу тюремного начальника Масюкова. В знак протеста яд приняли 4 женщины каторжанки: Н.К.Сигида, М.П.Ковальская, М.В.Калюжная и Н.С.Смирницкая. Все они погибли. Их поддержали мужчины-политкаторжане. Приняли яд 18 каторжан; С.Бобохов и И.Калюжный умерли, 16 человек удалось спасти в тюремной больницы. Массовое самоубийство получило всемирную известность и царское правительство было вынуждено ликвидировать Карийскую политическую каторгу, переведя политических в Акатуй12.

_____________

12 Дмитриев Д.И. Политика и самодержавие в каторжных тюрьмах Сибири (конец XIX в.). В сб. «Сибирская ссылка» вып. 2 (14), 2003 г., с. 241.

О политкаторжанках в сибирской ссылке написаны десятки статей многими авторами. Но необходимо отметить еще одну категорию женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь на каторгу и поселение. Так на Кару последовали жены Н.А Чарушина и С.С.Синегуба - Кувшинская Анна Дмитриевна (оправдана на процессе «193-х») и Чемоданова (Синегуб) Лариса Всилеьвна. За государственным преступником Д.М.Рогачевым последовала Вера Павловна Свитыч. Жизнь в ссылке с мужьями разделили А.Н.Новицкая, Е.П.Попова, Л.К.Ястремская, М.И.Стеблин-Каменская.

Л.П. Рощевской было выявлено 19 ссыльных Западной Сибири, которые имели родственников среди карийцев: Л.И.Ананьина, А.М.Богомолец, сестры Присецкие, Л.Н.Комаровская, В.И.Лисовская, В.Рехневская и др.13 Эти женщины были связующим звеном между политкаторжанами Кары и ссыльными западной Сибири. Через родственников женщин каторжанами осуществлялась связь с Европейской частью России, с Западной Европой, распределялись средства, собранные в качестве материальной помощи и пересылалась революционная литература.

_____________

13 Рощевская Л.П. Западно-Сибирские политические ссыльные и Кара в 80-х годах XIX в. вып. 3, с. 61.

О роли этих женщин известно очень не много.

В Сибири во второй половине XIX в. проживали так же тысячи женщин и детей, которые последовали за своими мужьями и родителями, высланными внесудебном порядке в качестве административно ссыльных.

Об этой категории женщин историками еще не написано ни одной работы.

В 2007 г. опубликована статья А.А.Иванова об историографии сибирского периода жизни Е.К.Брешко-Брешковской14. Б.С.Шостакович указывает, что настоящее имя Брешковской - Катажина Верыго, что она полька по национальности15. «Бабушка русской революции» посвятила свою жизнь революционной борьбе, проведя в тюрьмах, на каторге, в ссылке более 25 лет. Многие годы она была вычеркнута из списка деятелей революционного движения. В 1935г. было принято решение Обществом политкаторжан о запрещении издавать книги Брешковской и на годы ее имя ушло со страниц изданий, выходящих в СССР. В энциклопедическом словаре, изданном в сталинские годы, Брешковской посвящено девять слов: «Одна из организаторов партии эсеров, яростная противница советской власти. Белоэмигрантка»16. Нет ни слова о революционной деятельности, о жизни, отданной борьбе с царизмом. А. Иванов отмечает, что совершенно не изученным остается творческое наследие Брешковской, ее многочисленные статьи, дневники, переписка с товарищами. Есть поле для научно-исследовательской деятельности историков.

_____________

14 Иванов А.А. Историография и источники сибирского периода жизни Е.К. Брешко-Брешковской. В сб. «Сибирская ссылка» вып. 4 (16), 2007 г., с. 30.
15 Шостакович Б.С. Поляки - политические ссыльные конца 70 - начала 90-х гг. XIX в. в Сибири. Вып. 1. Иркутск 1973, с. 64.
16 Энциклопедический словарь в трех томах - М. БСЭ, т. 1, с.222.

Тема о женщинах - политических ссыльных в Сибири во второй половине XIX в. разработана не достаточно. До сих пор нет солидного исторического исследования, где бы эта тема получила всестороннее освещение. Вместе с тем надо отметить, что Сибирскими историками в последние десятилетия проделана определенная работа в этом направлении: изданы десятки статьей. Главное внимание уделялось исследованию вопроса о женщинах политкаторжанках (определена их численность, социальный состав и т.д.). Была исследована роль женщин в организации побегов, голодовок, террористических актов. Не исследованы вопросы о женщинах административно ссыльных, о роли женщин политссыльных, в культурной и общественно-политической жизни Сибири.