Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Я не знаю, что значит какой - прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам, мои государи, далече!
Граф А.К.Толстой
План:
1. Причины образования единого древнерусского государства.
2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты.
3. Особенности государственного строя Новгородской земли.
4. Государственность и родовые идеалы.
5. Значение образования единого древнерусского государства.
6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности.
Цели:
Актуализировать необходимые знания
учащихся из курса истории 7-8 класс.
Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.
Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание.
Проблемное задание уч-ся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии.
Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем.
Ход урока
I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" - "Великий Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы:
1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства?
2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности?
3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?
4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории Древнего Новгорода.
5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.
II. Составление уч - ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
III. Заполнение уч-ся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и комментария к ней: пояснительной таблицы.
Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.
IV. Выступление уч-ся Назаренко Софии, призёра Всероссийского конкурса творческих работ, посвящённых 1150-летию Великого Новгорода, участницы Заключительной Конференции Северо-Западного гуманитарного конкурса " Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности" и ознакомительно - культурных мероприятий. Рассказ уч-ся: " Мы посетили Новгородский государственный музей-заповедник, музей изобразительных искусств, Новгородский Кремль, Собор Святой Софии, памятник 1000 - летию России и другие исторические объекты Великого Новгорода. На конференции мы на равных общаемся с творческой и политической элитой России: академиками РАН Мясниковым В.С., Корольковым А.А., вице-президентом Центра Национальной Славы России, Членом Общественной палаты РФ З.Г.Медоевой и другими представителями форума.
Перед выступлением София предлагает одноклассникам определить своё отношение к Великому Новгороду. Чем для Вас является Великий Новгород?
1. "Археологическим раем", - как называют этот город современные учёные?
2. "Русской школой Православной веры", - как о нём говорят богословы и иконописцы?
3. "Русской Атлантидой" - как его называют философы и путешественники?
Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне, что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками:
Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне,
Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине".
"Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета Нью-Йорк Таймс. Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 - летия Новгорода национальным праздником.
Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Уч-ся прочувствовали рождение государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации.
В помощь ученику: словарь трудных терминов.
Демократия (греч. - "народовластие", "республика") - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени".
"Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов".
"Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между общестом и государством".
Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):
- Важная роль городов-центров, племенного веча - демократического органа управления.
- По уровню своего развития общество восточных славян в IX-XI вв. - раннеклассовое.
- Увеличение значения в IX-XI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки" приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
- вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
- Центры объединения - Киев и Новгород.
- Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика) отличает Древнюю Русь от Западной Европы.
- Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально-экономического развития, а не было привнесено из вне.
Приложение
"Политическая система Древнерусского
государства в IX - XI вв."
Домашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для всех уч-ся, творческий, опережающее задание.
1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока.
2. Конструктивный: написать мини-сочинение на тему (по выбору):
- Великий Новгород - "Археологический рай";
- Великий Новгород - "Русская школа Православной веры";
- Великий Новгород - "Русская Атлантида".
3. Творческий: провести мини-исследование "Перспективы формирования гражданского общества в РФ".
4. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию уч-ся) подготовить презентацию на тему: "Культура Древней Руси".
Время на выполнение 1 и 2 заданий - 40 мин. Задания 3 и 4 - выполнение группами в целях соблюдения санитарных норм.
Уч-ся с высоким уровнем напряжённости - не более 30 мин. в целях здоровьесбережения.