Цели:
Обучающая: содействовать развитию у обучающихся интереса к истории России;
Развивающая: развивать интеллект, творческое мышление, находчивость, сообразительность.
Воспитательная: воспитание патриотизма и гордости за свою Родину.
Форма: историческая игра
Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), проектор, компьютер, карта “Российская империя в XVIII в”.
Ход игры.
Ведущий: Цицерон говорил: “ История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни”.
Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разбираться в текущих событиях, не становясь заложником предвзятых суждений и скороспелых выводов.
Сегодня мы отправимся в XVIII век, именно в этот период жил и творил наш герой, имя которого вы должны назвать в конце нашей игры. Вспомним наиболее важные и интересные события того времени, увидим мир глазами нашего героя.
Ребята, вы сейчас покажите, насколько хорошо изучили историю этого периода. Оценивать ваши знания и быть мне помощниками будет наше строгое, но справедливое жюри. (Представление жюри)
Ведущий: В нашей игре многое зависит от быстроты вашей реакции. Команда, первая подняла табличку с соответствующим знаком, получает права ответа. В случае неправильного ответа у ее соперницы появляется шанс заработать балл.
За каждое правильное выполнение задания вы получаете подсказку, с помощью которых вы должны будите определить героя нашей игры. Капитан команды выбирает печать, и вся команда выполняет задания. В нашей игре есть бонус (призы) жюри и преподавателя.
Печать 1 “Великолепная пятерка” .
Подсказка: “Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом”.
- Основание Московского университета (1755 г.)
- Открытие Академии наук (1725 г)
- Правление Екатерины Великой (1762 - 1792)
- Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (1773-1775 гг.)
- Год окончания, правления Петра Первого. (1725 г.)
Печать 2 “ Бонус - жюри”
Подсказка: “Он вечно и во всем спешил”
Печать 3 “Третий лишний”
Определить в логическом ряду третьего лишнего.
- Е. Пугачев, В. Булавин, Д.Давыдов
- Екатерина, Анна Иоановна, М.Ломоносов
- Сословная реформа, губернская реформа, табель о рангах
- Русско-шведская война (1741-1743 гг.), Русско-турецкая война (1783-1791 гг.), Отечественная война 1812 г
- М.Ломоносов, Н.Карамзин, М.Булгаков
Подсказка: “Он был обычным и веселым гостем”
Печать 4 “Историческая мозаика”
Ответьте на вопросы и выполните задания, каждое правильный ответ вы получаете слово подсказки.
1. Что объединяет эти фотографии?
2. Проведите соответствие между писателями и их произведениями.
М. Ломоносов (Ода…), Н.Карамзин (Бедная Лиза), Д. Фонвизин (Недоросль)
3. Расставьте в порядке правления царей XVIII века:
- Петр Первый
- Екатерина I
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Иоанн IV
- Елизавета Петровна
- Петр III
- Екатерина Великая
4. С каких картин Третьяков начал собирать коллекцию? (Искушения, стычка с контрабандистами)
5. Что объединяет эти картины.
Подсказка: “он непременно что-нибудь строил”
Печать 5 Работа с картой
Обозначьте на контурной карте:
- Обведите границы Российской империи в VXIII веке.
- Раскрасьте районы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
- Закрасьте территории, вошедшие в состав Российской империи в II половине VIII века.
- Обозначьте на карте: г. Москва, г. Санкт – Петербург, место пленения Пугачева.
Подсказка: “он хотел узнать и усвоить всякое новое дело”
Печать 6.
Свяжите исторические факты и деятельность исторических личностей с датами
Годы События |
1762-1796 гг. |
1783-1791 гг. |
1767-1774 гг. |
1725-1762 гг. |
1772-1775 гг. |
1730-1740 гг. |
1705 г. |
Эпоха дворцовых переворотов |
|||||||
Елизавета Петровна (годы правления) |
|||||||
Уложенная комиссия |
|||||||
Русско-турецкая война |
|||||||
Екатерина Великая (годы правления) |
|||||||
Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева |
|||||||
Астраханское восстание |
|||||||
“Биронщина” |
Подсказка “С годами ……. приобрел необъятную массу технических познаний”
Печать 7 Бонус – преподавателя.
Подсказка: “он считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом”
Ведущий: Вот и подошла с финалу наша игра. Сейчас ваша задача определить, о какой исторической личности идет речь с помощью ваших подсказок или поработать с текстом М.Костомарова
“ Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. В продолжение своего царствования он исколесил широкую Русь из конца в конец - от Архангельска и Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Торопливость стала его привычкой. Он вечно и во всем спешил. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку.
Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил методически курса танцевального искусства, а перенимал его "с одной практики" на вечерах у Лефорта. Если …….. не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил.
Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчетный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал сообразить, на что оно ему понадобится.
С годами ……. приобрел необъятную массу технических познаний. Впоследствии он был как дома в любой мастерской, на какой угодно фабрике. По смерти его чуть не везде, где он бывал, рассеяны были вещицы его собственного изделия, шлюпки, стулья, посуда, табакерки. Дивиться можно, откуда только брался у него досуг на все эти бесчисленные изделия. Успехи в рукомесле поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики
М.Костомаров
Подведение итогов, объявление победителей