История и обществознание
-
Тематический классный час "Путешествие по страницам истории России "Отчизны славные сыны" (посвящается героям Отечественной войны 1812 года) 2012
Классный час проводится в рамках традиционного школьного творческого дня "Россия, судьбы, имена" и посвящается героям Отечественной войны 1812 года. Материал можно использовать во внеурочной деятельности классным руководителям и учителям истории.
-
Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя" 2012
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала.
-
Урок истории. Мастер-класс по теме "Россия в глобальном мире" 2012
Представлен опыт работы по использованию групповых технологий обучения в рамках апробации учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В. Полякова. Урок служит обеспечению понимания ключевых понятий темы, формированию целостного представления России в глобальном мире, развитию мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.
-
Урок истории в 5-м классе по теме «Троянская война и поэма Гомера "Илиада"» 2012
Урок ставит своей целью формирование у учащихся представления о Троянской войне как историческом событии, знакомит учащихся с выдающимся произведением Гомера - поэмой "Илиада". Основу урока составляет беседа преподавателя с использованием ИКТ и работа учащихся в малых группах с различными источниками информации.
-
"Все мы разные – все мы равные". Об истоках и противодействии межнациональному экстремизму 2012
Проблема экстремизма проявляется в существовании терроризма, распространении случаев социальной, расовой, национальной или религиозной. Занятие способствует формированию активной жизненной позиции старшеклассников через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на современном этапе как одной из глобальных проблем человечества.
-
Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" 2012
Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.
-
Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы" 2012
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы".
-
Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция" 2012
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности.
-
Реформы П.А. Столыпина 2012
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина.
-
Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений" 2012
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента.
-
Права ребенка: проблемы и перспективы 2012
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей.
-
Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой" 2012
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского.
-
Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании истории в системе общего среднего образования: история сквозь призму МХК 2012
Обзорная статья содержит разработку интегрированного урока в 10-м классе по теме «Борьба Руси за независимость в ХIII – начале ХIV в.».
-
Урок по теме "Великая Французская революция" 2012
Урок способствует углублению знаний учащихся о причинах французской революции, её политических деятелях, событиях и итогах. Урок помогает установить причинно-следственные связи событий, лучше усвоить фактический материал, а также способствует формированию интереса к истории.
-
Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура" 2012
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе.
-
Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс 2012
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства.
-
Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов" 2012
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности.
-
Развитие информационной и коммуникативной компетентности через включение учащихся в исследовательскую деятельность 2012
Формирование информационной и коммуникативной компетентности подрастающего поколения является значимым в наше время, так как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и развитие исследовательской компетенции можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.
-
Элективный курс "Многообразие общества" 2012
Элективный курс «Многообразие общества» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа в каждом классе, всего 68 часов. Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий. Результатом изучения учащимися курса является умение решать задания ЕГЭ по обществознанию.
-
Сценарий дефиле "История образования в Липецком крае сквозь призму контрастных цветов" 2012
Интеграционный подход и региональный компонент стали основой для подготовки и реализации мероприятия, которое проходит в форме дефиле. Моделями служат участники Театра моды исторического костюма как учащиеся, так и педагоги-выпускники гимназии.
-
Музейный урок. Тема: "Г.С. Новиков-Даурский. Личность. Культура" 2012
Музейный урок, с применением презентации PowerPoin проводится в рамках работы школьного музея по программе «Тамбовская волость», в блоке «Моё Отечество». Цель: знакомство учащихся с личностью и вкладом Г.С. Новикова-Даурского в историческое наследие Амурской области.
-
Правление Василия Шуйского 2012
Урок с элементами практической работы. На уроке с помощью исторических источников и исторической карты обучающиеся воссоздают картину основных событий периода правления Василия Шуйского. Целью урока является: рассмотрение одной из нереализованных возможностей русской истории - расстаться с деспотическим самодержавием в период правления Василия Шуйского.
-
Нравственное воспитание на уроках истории на примере рассмотрения аспекта темы «Общественное движение в 80-90-е XIXв.» 2012
Статья посвящена исследованию положения государственного управления в идее правового социального государства на рубеже XIX-XX вв. В России. Автор статьи рассматривает проблему специфичности роли государственного управления во взглядах отечественных правоведов В.С. Соловьева и П.И. Новгородцева. Государство - элементом, сдерживающим и контролирующим общественное развитие; оно выступает средством достижения гармоничного сосуществования личностей.
-
Историческое краеведение в урочной и внеурочной деятельности 2012
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
-
Программа элективного курса для 10–11-х классов "Человек как главная философская проблема" 2012
Элективный курс "Человек как главная философская проблема" рассчитан на 17 часов, углубляет и конкретизирует содержание предметных тем базового курса "Обществознание" в средней школе. Данный элективный курс дает возможность расширить знания обучающихся о человеке, более глубоко осмыслить проблемы сущности и существования человека в современном мире.
-
Урок по обществознанию на тему "Семья и брак". 11-й класс 2012
При закреплении данного материала было необходимо выполнить творческую работу: написать эссе, составить генеалогическое древо семьи, подготовить сообщения о видах брака. На уроке использовались различные формы: работа с документами, описание картины, работа по карточкам, беседа, работа с понятиями, защита сообщений и эссе. На уроке учащиеся пополнили свои знания. Лиричный настрой урока способствовал воспитанию положительных качеств личности, уважения к браку, семье, окружающим людям.
-
Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак" 2012
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию.
-
Урок истории. Тема: «Реформы "Избранной Рады"» 2012
Урок знакомит с реформами, проведёнными Иваном IV и его сподвижниками. Учащиеся дают оценку роли Избранной рады в этот период деятельности царя.
-
Урок истории. Тема: "Монголо-татарское вторжение на Русь" 2012
Разработка урока в 6-м классе по теме «Монголо-татарское вторжение на Русь» имеет цель: выявить причины покорения Руси монголо-татарами; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы.
-
Урок обществознания "На выборы идти обязательно!". 9-й класс 2012
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса.