Тип урока: закрепление материала
Цель урока: развитие критического мышления и формирование активной гражданской позиции личности.
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут:
- давать определения понятиям СМИ, сознание, массовая культура, цензура, свобода слова;
- изучив различные точки зрения на современные СМИ, анализировать различные позиции, осознать роль массовой культуры и средств массовой информации в формировании личности;
- развить свои коммуникативные умения;
- научиться формулировать свое мнение и аргументировано отстаивать его в ходе дискуссии.
Основные понятия: СМИ, свобода слова, печати, информации, массовая культура, цензура.
Оснащение урока:
1. Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. «Обществознание» 10-11 классы, Вентана-Граф, 2006г.
2. Раздаточный материал:
1) программа телепередач всех каналов за любую
неделю;
2) карточки с понятиями «СМИ», «цензура», «свобода
слова», «цензура»;
3) Евгений Гришковец. Наше телевидение изменяет. 29
сентября 2009г. http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/grishkovets/history3.html
<Приложение 1>
4) Даниил Гранин и Александр Мелихов о тайных
пружинах социальной зависти. «Российская
газета» Федеральный выпуск №4825 от 13.01.2009.
–
http://www.rg.ru/2009/01/13/pisatel.html
<Приложение 1>
5) Генрих Юшкявичюс. «Телевидение – спецназ,
разрушающий Россию» – http://www.pravoslavie.ru/smi/70/.html
<Приложение 1>
6) О.А.Воронина. «Гендерная экспертиза
законодательства РФ о СМИ» (проект гендерной
экспертизы Московского центра гендерных
исследований) – http://www.medialaw.ru/publications/books/gender/2-3-2.html
< Приложение 1>
7) таблица «Свободное телевидение: за и против»
8) оценочные листы <Приложение
3>.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя /мотивация учащихся/:
– У вас на столах лежит телепрограмма на эту неделю. Интересно, какие передачи и фильмы предлагает нам ТВ и какие передачи предпочтете вы? Почему? Какие каналы вы предпочтете и почему?
Предполагаемые ответы.
Предпочитаемые передачи: «Галилео», фильмы о животных, «Битва экстрасенсов», «Хит-лист», КВН, «Дом-2», «Мафия», «КомедиКлаб», «Топ-модель по-американски» и музыкальным программам. Привлекает интересное, яркое, сверхъестественное, азарт и возможность посмеяться. Наиболее предпочитаемые каналы телевидения – это СТС, ТНТ, МУЗ-ТВ, РЕН-ТВ, то есть развлекательные коммерческие каналы. Наибольшее количество эфирного времени отдается на фильмы и сериалы, информационно-развлекательные программы и ток-шоу, наименьшее – на нравственно-воспитательные и научно-популярные программы.
3. Организационный момент. Постановка цели:
Слово учителя: Наше занятие
посвящено одному из видов средств массовой
информации – телевидению. Оно в жизни
современного человека играет огромную роль:
информируя человека о состоянии мира и заполняя
его досуг, оно оказывает влияние на его мышление,
на мировосприятие, на его сознание.
В советские времена средства массовой
информации находились под жестким контролем со
стороны государства. С распадом СССР и принятием
Конституции РФ в нашей стране были провозглашены
принципы гласности и свободы слова (статья 29).
Как же это отразилось на качестве телепрограмм?
Свободное телевидение: это хорошо или плохо?
Сегодня мы вместе с вами рассмотрим различные
точки зрения на эту проблему и попробуем
ответить на волнующий многих вопрос: нужна ли
цензура СМИ?
Деление класса на группы.
4. Словарная работа. Актуализация знаний.
У каждой группы на столе карточка с одним понятием, которое она должна раскрыть.
Слова учителя: Прежде чем мы ознакомимся с различными мнениями, давайте вспомним, что означают понятия «СМИ», «массовая культура», «цензура», «свобода слова, печати, информации»
Предполагаемый ответ:
СМИ – это «периодическое
печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой
информации» (из закона РФ «О СМИ» от 1991г).
Массовая культура – форма духовной
культуры, чертами которой являются доступность,
коммерциализация, развлекательный характер,
культ звезд и насилия.
Цензура – ограничение, запрет,
установленный государством на производство и
распространение духовных ценностей.
Свобода слова, печати, информации – право
каждого выражать свои мнение и убеждения, право
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым
законным способом.
5. Информационный блок. Работа групп с раздаточным материалом.
Самостоятельное изучение материалов периодической печати, подготовка ответов на вопросы (Приложение 1).
Обсуждение итогов работы.
Предполагаемые ответы:
СМИ должны выполнять свои главные
функции: информационную, регулятивную
(регулировать поведение человека в обществе)
и культурологическую (просвещать людей и
формировать у них определенные ценности). С
течением времени
развлекательная функция СМИ стала выходить на
первый план, она стала наиболее востребованной
среди населения. Некоторые авторы считают, что
свободы СМИ не существует, что свобода слова и
свобода СМИ не означает одно и то же. Они
оценивают положение в СМИ как критическое,
требующее внимания гражданского общества.
6. Аналитический блок. Работа групп по заполнению таблицы «Свободное телевидение: за и против».
Слова учителя: Сейчас класс разобьется на две большие группы. Одна должна защитить решение о сохранении свободы СМИ и опровергнуть противоположную точку зрения, другая – должна доказать необходимость введения цензуры и опасность свободы СМИ. Группы готовят вопросы друг к другу. Группы должны заполнить таблицу «Свободное телевидение: за и против».
за | против |
7. Дискуссия. Обсуждение итогов групповой работы.
Слова учителя: Почему необходима
свобода СМИ? Почему нужна цензура?
Предполагаемый ответ (заносится в таблицу,
начерченную на доске, или выводится на экран
проектора). <Приложение 2>.
Предполагаемые ответы:
1 группа:
1. Свобода слова и свобода информации есть
величайшее завоевание человечества, на котором
зиждется демократия. Нельзя возвращаться к
временам тоталитаризма.
2. Контроль над СМИ со стороны кого бы то ни было
приводит к нарушению прав человека.
3. Если телевидение будет действительно
свободным, то общество получит трибуну для
выражения своего мнения. Все общественные
организации и представители разных субкультур
должны иметь право высказаться.
4. Контроль над СМИ со стороны рекламодателей и
коммерческих структур привел к их однообразию и
безнравственности.
Возможные возражения и вопросы второй группы к
первой группе:
1. Какова должна быть ответственность
журналистов и учредителей каналов?
2. Каким образом все общественные организации
получат право высказаться в СМИ?
3. Возращение к временам тоталитаризма
невозможно, но современное состояние свободы
слова в СМИ тоже не устраивает общество.
2 группа:
1. Свобода СМИ привела к разгулу насилия и
безнравственности, росту преступности и суицида.
2. Свобода слова и свобода СМИ не тождественны.
Свободное телевидение не возможно в принципе,
так если это коммерческий канал, то производство
телепрограмм подчинено достижению прибыли, если
это государственный канал, то государство будет
(хочет оно этого или нет) влиять на суть и форму
программ (госзаказ).
3. СМИ являются четвертой властью, государство
должно контролировать эту власть, чтобы 1)
избежать раскола общества, 2) подрыва авторитета
государства и закона, 3) оказывать положительное
влияние на формирование сознания подрастающего
поколения, 4) использовать СМИ для объединения
общества, 5) не допустить вреда, наносимого
психике людей.
Возможные возражения и вопросы первой группы
ко второй группе:
1. Кто и как будет решать вопрос о том, что можно
показывать, а что – нет? Что является насилием, а
что – нет?
2. Не приведет ли ограничение свободы слова в СМИ
к возвращению к тоталитаризму?
Итоговая таблица (Приложение 2).
8. Аналитический блок.
Слова учителя: Итак, мнения разделились, и я предлагаю группам выработать свои предложения по изменению работы СМИ.
Работа в группах.
Обсуждение итогов работы.
Предполагаемые предложения (тоже можно вывести на экран или доску):
1. Выработать закон о том, что все программы,
выпускаемые в эфир до 22 часов, должны
соответствовать их просмотру детьми. Может быть,
их выпуск будет контролироваться
медиками.
2. Жестче контролировать исполнение закона «О
рекламе» и увеличить штрафные санкции, а может
быть увеличить налог на рекламное время и фильмы
со сценами насилия и
секса.
3.
Создать образовательный канал без рекламы и
общественный ТВ-канал, финансируемые из бюджета.
4. Обеспечить доступ общественности к СМИ через
законодательные предписания: дать
общественным организациям право купить газетное
пространство или экранное время, чтобы высказать
там свое мнение и свои идеи) или дать бесплатный
доступ к СМИ — на условиях, оговоренных
законодателем.
9. Подведение итогов урока.
Слова учителя: Сегодня мы с вами обсудили проблему свободы телевидения. СМИ оказывают негативное и позитивное влияние на сознание личности. Положительное воздействие можно расширить путем соблюдения баланса трех задач: информирования, просвещения и развлечения, – в сторону улучшения их качественного решения и сбалансированности. Для этого учредители СМИ, редакции и журналисты должны осознать значимость своей роли в воспитании своей аудитории. Продукция массовой культуры, предназначенная для показа зрителям, должна отбираться более тщательно, с осознанием последствий ее воздействия на психику и моральные устои подростков.
10. Оценочный блок.
Выставление баллов членам противоположной
группы на оценочных листах.
Предлагается высказаться о работе других
учеников.
11. Рефлексивный блок:
Слова учителя: Какие вопросы у вас возникли в ходе работы? Что дало вам это занятие, что вы осознали?
12. Домашнее задание.
Слова учителя: Попробуйте составить программу телепередач на один день с учетом выработанных на уроке рекомендаций.