Открытый урок истории на тему "Эпоха дворцовых переворотов"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

образовательные:

  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

Воспитательные:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • рабочие материалы.

Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке.

  1. Недостаточное количество наглядного материала.
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации.
  3. Наглядная презентация учебного материала.
  4. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
  5. Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение учащимся темы урока, его целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопросы к учащимся:

Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I?

Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?

4. Изучение нового материала.

(Учащиеся слушают лекцию учителя и смотрят презентацию (Приложение 1)

5. Подведение итогов урока.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему в России в XVIII веке были так часты дворцовые перевороты?
  2. Менялся ли характер власти?
  3. Каковы последствия дворцовых переворотов?
  4. Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730 году был упущен уникальный шанс перехода России к конституционной форме правления. Согласны ли вы с этим мнением?

6. Рефлексия.

О каком правителе идёт речь?

1. В.О. Ключевский писал о ней “Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)

2. По мнению историка В.О. Ключевского, “…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…”. (Анна Иоановна)

3. А.С. Мыльников – современный исследователь. “Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера .., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость… Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости”. (Петр III)

4. В.И. Буганов – советский историк. “Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины “подлого” происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России”. (Екатерина I)

5. Е.В. Анисимов – современный историк. “Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой”. (Петр II).

6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. “Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует “эпоху дворцовых переворотов”. (Анна Леопольдовна)

7. Объяснение нового домашнего задания.