Цели и задачи урока:
образовательные:
- изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
- познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
- подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока:
- персональный компьютер,
- проектор,
- экран,
- рабочие материалы.
Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке.
- Недостаточное количество наглядного материала.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации.
- Наглядная презентация учебного материала.
- Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
- Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение учащимся темы урока, его целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вопросы к учащимся:
Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I?
Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?
4. Изучение нового материала.
(Учащиеся слушают лекцию учителя и смотрят презентацию (Приложение 1)
5. Подведение итогов урока.
Вопросы к учащимся:
- Почему в России в XVIII веке были так часты дворцовые перевороты?
- Менялся ли характер власти?
- Каковы последствия дворцовых переворотов?
- Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730 году был упущен уникальный шанс перехода России к конституционной форме правления. Согласны ли вы с этим мнением?
6. Рефлексия.
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней “Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, “…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…”. (Анна Иоановна)
3. А.С. Мыльников – современный исследователь. “Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера .., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость… Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости”. (Петр III)
4. В.И. Буганов – советский историк. “Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины “подлого” происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России”. (Екатерина I)
5. Е.В. Анисимов – современный историк. “Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой”. (Петр II).
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. “Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует “эпоху дворцовых переворотов”. (Анна Леопольдовна)
7. Объяснение нового домашнего задания.