Обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких наук: философии, экономики, психологии, социологии, политологии, культурологи, правоведения. Объем теоретического содержания курса основной школы относительно невелик, поэтому в итоговой аттестации выражена практическая составляющая – проверка умений, связанных с использованием знаний при анализе и оценке фактов и явлений социальной реальности. |
Процедура Г(И)А в новой форме требует от выпускника особой стратегии деятельности: необходимо определить какие задания необходимо выполнить, рационально распределить необходимое время, спланировать работу. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. В том числе он может зависеть от уровня самооценки учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенная или заниженная самооценка) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно решить задания третей части, не доделав задания первой). Самоанализ своей деятельности влияет на ожидания ученика относительно определённого результата экзамена, способствует правильному планированию и распределению времени, т.е. выбору правильной стратегии работы на экзамене.
Таким образом, в период подготовки к экзамену необходимо:
- Осваивать навыки работы с тестовыми заданиями и заданиями 3 части
- Формировать у учащихся адекватную оценку знаний, умений, навыков их работы
- Проводить коллективный и индивидуальный анализ затруднений при выполнении разного вида работ
- Формировать индивидуальную стратегию работы в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика
Следует отметить, что подготовка к экзамену должна быть систематической, а не фрагментарной. В гимназии создана, апробирована и много лет используется целая система по подготовке к экзамену по обществознанию. В нее входят:
Первый этап
- Изучение материала
Второй этап
1. Изучение структуры экзаменационной работы.
- Эта работа начинается с подробного изучения Кодификатора элементов содержания и Спецификации экзаменационной работы. Эти документы каждый год обновляются, поэтому знакомство девятиклассников с ними проводится во второй половине года.
- В процессе подготовки необходимо изучить инструкции, имеющиеся в экзаменационной работе. Это позволит отработать технологию записи ответов, внесения исправлений в ответы, контролировать работу по времени, правильно выполнять отдельные задания.
- Изучение и выполнение отдельных типов заданий. Эта подготовка осуществляется в соответствии с частями экзаменационной работы. Сначала учащихся знакомят с типами заданий и технологией их выполнения, затем им предлагаются для тренировки эти задания в разных вариантах. Учителем разработан пакет тестовых заданий по отдельным типам и сферам жизни общества в четырех вариантах.
2. Пробный ( тренировочный) экзамен. Данная работа позволяет учащимся получить представление об экзамене, оценить трудности, с которыми они могут столкнуться и рассчитать время работы, свои индивидуальные возможности и способности при выполнении разных типов заданий. Для анализа экзамена разработана компьютерная программа, позволяющая в полной мере оценить его результаты как по блок-модулям содержания, так и по отдельным типам заданий.
3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и пробного экзамена учителем совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются типы заданий работы для более тщательной проработки, рекомендуются дополнительные учебные пособия, осуществляются консультации.
В заключении хотелось бы отметить, что данная система, на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Представленная структура подготовки к Г(И)А отрабатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет. Она является наиболее оптимальной и успешной, что доказывают результаты Г(И)А: средний бал по экзамену на протяжении шести лет варьируется от 4,2 до 4, 8; с базовым уровнем справляются все выпускники, повышенный и высокий уровень выполняется на 65% – 75%.