Пояснительная записка
Одно из важнейших событий российской истории, 200-летие которого отмечается в 2012 г., - Отечественная война 1812 г. Почему война 1812 г. названа Отечественной; чем объясняется отступление русских армий и быстрое продвижение армии Наполеона в начале войны; почему на военном совете в Филях было принято решение оставить Москву и что это изменило в ходе войны; почему Россия одержала победу в войне с Наполеоном? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.
Курс “Отечественная война 1812 г.” рассчитан на 16 часов изучения в 10 классе в рамках профильного обучения.
Цели курса:
- повышение уровня изучения истории как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по истории на повышенном уровне;
- получение учащимися знаний по вопросам строительства вооруженных сил, их подготовке к войне, ведении войн государствами;
- развитие интереса к изучению истории России;
- формирование у учащихся опыта применения исторических знаний в учебной и социальной деятельности.
Задачи курса:
- систематизация и закрепление знаний учащихся по истории Отечественной войны 1812 г., имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
- формирование у учащихся восприятия Отечественной войны 1812 г. как важнейшего события российской истории;
- воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству;
- развитие умений и навыков поиска, извлечения, систематизации и анализа исторической информации;
- развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Материал курса разделён на отдельные темы. События Отечественной войны 1812 г. изложены последовательно, установлена преемственная связь этих событий.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практикумы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- владеть материалом по теме курса;
- уметь осмыслять социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в источниках разного типа, анализировать и обобщать полученную информацию;
- уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата, презентации;
- уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, хронологической таблицей, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.
Содержание курсаВведение (1 ч).
Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. Россия и Франция накануне Отечественной войны 1812 г. (2 ч).
Причины войны. Цели воюющих сторон. Характер войны для её участников. Подготовка Франции и России к войне. Соотношение сил и средств Франции и России к началу войны: численность войска; комплектование армии; снабжение армии; тактика.
Тема 2. Начало Отечественной войны 1812 г. Отступление русской армии. Партизанское движение (3 ч).
Планы воюющих сторон. Переправа французских войск через Неман; вторжение армии Наполеона в Россию. Отклонение Наполеоном мирных предложений Александра I. Отступление русских армий. Манифест Александра I с призывом создать народное ополчение: Отечественная война; партизанское движение. Занятие французскими войсками Могилёва: срыв плана соединения 1-й и 2-й русских армий в районе Орши. Поражение французских войск под Кобрином. Соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском: срыв плана Наполеона разбить их по частям. Смоленское сражение. Итоги военных действий.
Тема 3. Бородинское сражение. Военный совет в Филях. Французы в Москве (4 ч).
Кутузов – главнокомандующий: назначение М.И.Кутузова главнокомандующим; прибытие М.И.Кутузова в ставку русской армии; отступление русской армии. Бородинское сражение: планы воюющих сторон: соотношение сил и средств воюющих сторон к началу сражения; подготовка сражения; бой за Шевардинский редут; Бородинское сражение (ход сражения); людские потери; историческое значение; оценка сражения (Наполеоном, М.И.Кутузовым, современными историками). Военный совет в Филях: решение о продолжении отступления русской армии и оставлении Москвы. Французы в Москве: вступление французской армии в Москву; пребывание французской армии в Москве (пожар Москвы (версии); разложение французской армии); отклонение М.И.Кутузовым предложения Наполеона о перемирии; решение Наполеона оставить Москву; отступление французской армии из Москвы.
Тема 4. Контрнаступление русской армии. Разгром армии Наполеона (3 ч).
Подготовка русской армии к контрнаступлению. Тарутинский марш-манёвр: цель, замысел, значение. Тарутинский бой. Начало контрнаступления русской армии: сражение под Малоярославцем. Контрнаступление русской армии, отступление французской армии: сражение за Вязьму, вступление французской армии в Смоленск; сражение у села Красное; сражение на Березине; переправа Наполеона через Березину; переправа остатков “Великой армии” Наполеона через реку Неман (изгнание французской армии из пределов России). Тактика параллельного преследования противника: партизанское движение. Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.
Тема 5. Отечественная война 1812 г.: историческое значение победы русского народа (3 ч).
Причины и историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 г. Герои войны. Выдающиеся полководцы Отечественной войны 1812 г. Историческая память народа: память о великой победе и её героях.
Итоговое занятие (1 ч).
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекция | семинар | Практическое занятие | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | Конспект | ||
2 | Россия и Франция накануне Отечественной войны 1812 г. | 2 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация | |
3 | Начало Отечественной войны 1812 г. Отступление русской армии. Партизанское движение | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, схема, хронологическая таблица, тестирование, презентация |
4 | Бородинское сражение, Военный совет в Филях. Французы в Москве | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, хронологическая таблица, тестирование, презентация |
5 | Контрнаступление русской армии. Разгром армии Наполеона | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, хронологическая таблица, тестирование, презентация |
6 | Отечественная война 1812 г.: историческое значение победы русского народа | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация, творческая работа |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Итоговое собеседование, тестирование | |||
Итого | 16 | 6 | 6 | 4 |
Литература
- Арман де Коленкур. Мемуары: поход Наполеона в Россию. Смоленск, 1991.
- Глинка Ф.Н. Записки русского офицера. М., 1991.
- Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1980.
- Мелентьев В. Фельдмаршалы победы. Кутузов и Барклай де Толли. СПб, 2012.
- Тарле Е.В. 1812 год. М., 1994..
- Тарле Е.В. Наполеон. М., 1992.