Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Развивающие: развивать умения сравнительно сопоставлять основные тенденции экономического развития России п.п. XIX века, выделять своеобразие экономического развития России; продолжить работу по формированию умения участвовать в дискуссиях по актуальным историческим проблемам;
- Обучающие: закрепить содержание новых понятий темы, изучить социальную структуру российского общества п.п. XIX века, особенности развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства, технической мысли;
- Воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к достижениям технической мысли России; воспитание уважительного отношения к мнению других людей.
Оборудование урока:
- Персональный компьютер,
- Проектор,
- Экран,
- Рабочие материалы.
Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке:
- Недостаточное количество наглядного материала.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации.
- Наглядная презентация учебного материала.
- Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
- Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение учащимся темы урока, его целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
В начале урока учитель выдвигает следующую гипотезу: «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права было успешным». В ходе урока учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней. В ходе обсуждения темы учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в пореформенный период. Тем самым создается мотивация к изучению нового материала. В вводном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества. Ученики сами выдвигают предположение, что социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права было успешным, так как крепостничество было главным препятствием развития государства во второй половине 19 в.
IV. Изучение нового материала.
(Учащиеся слушают лекцию учителя и смотрят Презентацию (смотри Приложение 1))
V. Подведение итогов урока.
Беседа:
- О чём говорит наш проект, Россия п.п. XIXв. была страной индустриальной или аграрной?
- Как вы думаете, почему одни ветки дерева смотрят вверх, а другие вниз?
- Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России п.п. XIXв.
VI. Рефлексия.
В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы. В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид: «Реформы 60–70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества».
VII. Объяснение нового домашнего задания.