Долгие годы считалось, что главная задача учителя – передать ученикам знания, обеспечить и проконтролировать их усвоение. Однако результаты различных исследований продемонстрировали трудности российских школьников в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение.
Модернизация российского образования, осуществляемая в настоящее время, ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.
Задача новой школы – научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели. А формирование компетенций происходит в процессе практической деятельности. Поэтому необходимо системное внедрение активных форм обучения в школе.
Система активных форм обучения на уроках истории, внедряемая в течение нескольких последних лет многообразна. Но особого внимания заслуживают две формы – групповая практическая работа (командная развивающая игра, деловая игра) и индивидуальная практическая работа (практикум-тест, практикум по решению познавательных задач). Так как в настоящее время приоритетной задачей урока истории становится обучение приёмам поиска исторической информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
Один из вариантов решения этой задачи – использование групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.
Можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной:
1) Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект. Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
2) Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке, а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
3) Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
4) Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. В конце урока должно быть обсуждение оценки работы каждого ученика сначала самой группой, а потом обоснование каждой оценки перед классом. Каждый ученик, оценивая работу других, человек обязательно оценивает и свою работу. Тем самым ученик получает возможность не просто познавать, но и познавать самого себя.
В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.
Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное по-новому, индивидуализируют процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.
Система индивидуальных заданий по истории, имеет некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы, как на уроке, так и дома:
1) Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
2) Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).
3) Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума*), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.
4) Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ученики учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.
Алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:
А. Определение целей и отбор материала:
- Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы.
- Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы.
- Выделение главного в изучаемом материале.
- Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.
- Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории.
- Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты).
- Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся.
Б. Основной материал для изучения:
- Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст)
- Текст учебника
- Видео- или аудиоматериал
- Историческая карта, картина
В. Технология создания раздаточного материала
- Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное осмысление изучаемого материала.
- Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала.
- Подбор заданий обобщающего и оценочного характера, позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться формулировать и аргументировать собственное мнение.
В практике необходимо использовать активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции, семинары). Причём использовать их надо дифференцированно, учитывая возраст, уровень знаний и навыков обучаемых.
Так в младших классах целесообразно применять увлекательные командные развивающие игры: «Жизнь первобытных людей глазами историка», «Библейские сказания», «Поэмы Гомера», по истории Древнего мира «По страницам прошлого» и т.п.. В 8 классе проводим семинары «Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», деловые игры по теме «Отмена крепостного права», «Экономика и общество пореформенной России» и др. В 10 классе интересно проходит деловая игра «Альтернативы Смутного времени»; в 11 классе – семинар «Октябрь 1917 г.: революция, переворот или …?», деловые игры «Модернизация России в начале ХХ в.: пути, достижения, проблемы», «Политические партии России в 1917 г.» и т.д.
В настоящее время активные формы обучения приобретают особое значение. Они позволяют обеспечить свободное владение предметом, развивают самостоятельность мышления и особенно историческую интуицию.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого тематического блока в 10-11 классах:
- вводная лекция с элементами беседы;
- практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное использование любых доступных источников информации);
- практикум по решению познавательных задач;
- в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг используемых учениками источников информации, вовлекает в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.
Вывод: системное внедрение активных форм обучения на уроках истории позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.
* Классификация Блума:
№ |
Уровни учебных целей |
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. |
Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. |
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. объясняет факты, правила, принципы; |
2. |
Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. |
– преобразует словесный материал в математические выражения; – предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. |
Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. |
– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; – использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. |
Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура |
– вычленяет части целого; – выявляет взаимосвязи между ними; – определяет принципы организации целого; – видит ошибки и упущения в логике рассуждения; – проводит различие между фактами и следствиями; – оценивает значимость данных. |
5. |
Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
– пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; – предлагает план проведения эксперимента или других действий; – составляет схемы задачи. |
6 |
Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. |
– оценивает логику построения письменного текста; – оценивает соответствие выводов имеющимся данным; – оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |