Цели и задачи:
- Расширение знаний учащихся о войне 1812 г.
- Умение самостоятельно находить ответы на вопросы по теме, используя дополнительную литературу, справочный материал и ресурсы интернета.
- Создание условий для воспитания патриотизма и национальной гордости за русскую армию и ее победу в войне.
Оборудование: стенд с книгами, карта “Отечественная война 1812 г.”, портреты участников войны 1812 г., карточки-задания.
Условия игры: создаются 6 команд по 5–6 человек из учащихся 9-11 классов. За месяц до игры команды получают вопросы для подготовки к экзамену и список литературы.
- Познакомиться с произведением В.А.Жуковского “Певец во стане русских воинов”, запомнить, какую поэтическую характеристику дал поэт участникам войны, найти краткую биографическую справку о них.
- Найти информацию об участии жителей Архангельской губернии и полков, сформированных на севере, в войне 1812 г.
- Познакомиться с произведениями искусства (памятниками архитектуры), посвященными войне 1812 г.
- Изучить карту “Отечественная война 1812 г.”, найти дополнительную информацию о боевых действиях, произошедших возле городов, рек.
- Узнать о воинских частях, участвовавших в войне.
Во время игры учащиеся вытягивают билеты с вопросами, дается время на подготовку, после ответа одного из участников команды комиссия выставляет оценку. Возможно использование 2-х подсказок: одна – из источника, вторая – от болельщиков. В конце игры выдается свидетельство о сдаче экзамена.
Ход игры
Вступление: Отечественная война 1812 года оставила о себе память в сознании российского общества в прошлом и настоящем, вызвала незабываемый подъем у русского народа. В 2012 году мы отмечаем 200 лет победы русской армии над Наполеоном. Сегодня мы вспомним некоторые факты из событий того времени.
Учитель: В.А.Жуковский – поэт, воспитатель будущего императора Александра II, в 1812 г. вступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал поэму “Певец во стане русских воинов”, которая принесла ему большую известность. В тысяче списков стихи разошлись по армии и России.
1-е задание: Герои войны 1812 г. в произведении В.А.Жуковского. Вставить в пропущенные места фамилию участника войны и дать краткую биографическую справку о нем.
(ответ см. Приложение 1)
Билет № 1.
“…слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый, грудь против мечей,
С отважными сынами”.
Билет № 2.
“Хвала, наш Вихорь-атаман
Вождь невредимых…..
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь”.
Билет № 3.
И ты... и ты,…….?
Вотще друзей молитвы,
Вотще их плач... во гробе он,
Добыча лютой битвы.
Еще дружин надежда в нем;
Все мнит: с одра восстанет;
И робко шепчет враг с врагом:
“Увы нам! скоро грянет”.
А он... навеки взор смежил,
Решитель бранных споров,
Он в область храбрых воспарил,
К тебе, отец Суворов.
Билет № 4.
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
И труд он делит с нами.
О сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладел пред врагом
И сколь врагу ужасен!
О диво! се орел пронзил
Над ним небес равнины...
Могущий вождь главу склонил;
Ура! кричат дружины
Билет № 5.
Наш ….. старцем в стан врагов
Идет во мраке ночи;
Как тень прокрался вкруг шатров,
Все зрели быстры очи….
И стан еще в глубоком сне,
День светлый не проглянул-
А он уж, витязь, на коне
Уже с дружиной грянул.
Билет № 6.
Где … наш, рушитель сил,
Свирепый пламень брани?
Он пал – главу на щит склонил
И стиснул меч во длани.
Где жизнь судьба ему дала,
Там брань его сразила;
Где колыбель его была,
Там днесь его могила.
Учитель: В 1812 г. русский народ от мала до велика поднялся против нашествия Наполеона. И хотя Архангельская губерния не включалась в число районов, в которых создавалось или готовилось народное ополчение, но в действующую армию она послала “бездоимочно и своевременно” 3393 рекрута. Наш край и губернский город оказали существенную материальную помощь Родине.
2-е задание: Историческое краеведение (ответ см. в Приложении 1).
1. В каком году были сформированы Архангельский и Двинской полки, участвовавшие в войне 1812 г.?
2. Архангельский и Двинской полки обороняли укрепления на левом фланге Бородинского поля. Как назывались эти укрепления?
3. В августе 1812 г. архангелогородцы увидели в своем городе солдат армии Наполеона. В качестве кого?
4. Во всех крупных сражениях 1812 г., а также в заграничных походах и взятии Парижа участвовал архангелогородец, награжденный серебряной медалью в память 1812 г. Как его звали?
5. Кто командовал Двинским полком? Что вы знаете об этом командире?
6. Сколько денег собрало население Архангельской губернии на борьбу с Наполеоном? Какую помощь оказали жители Архангельска населению разоренных районов?
Учитель: Отступая, а затем наступая по дорогам России, от границы до Москвы и обратно русская армия покрывала себя славой, давая отпор неприятелю.
3-е задание: Историческая география. Дан фрагмент карты с нанесенными на ней населенными пунктами, реками. Какие события из войны 1812 г. связаны с этими местами? (см. ответ Приложение 1)
Учитель: На полях сражений отличились русские полки, сформированные в разных городах страны.
4-е задание: Русские полки. Прочитайте отрывок из художественного произведения. О каком роде войск идет речь? Найдите на рисунке мундир воина этого рода войск.
Билет № 1. “Войска отступали от Вильны по разным сложным государственным и политическим мотивам. Для гусар же Павлоградского полка весь этот отступательный поход в лучшую пору лета с достаточным продовольствием был самым простым и веселым делом”. /Война и мир. Л.Н.Толстой / Каких известных гусар времен войны 1812 г. вы можете назвать?
Билет № 2. “Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево”/ Война и мир. Л.Н.Толстой /
Билет № 3. “Неприятель продолжал наступать, егеря перешли через мост, но не успели его уничтожить, как французские стрелки перебежали мост и бросились на батарею, его обстреливавшую’. /Грозная туча. С.М. Макарова/
Билет № 4. “Кутузову казалось, словно он видит, как французы стремительно бросаются на Шевардино и занимают редут, но вот подходят наши гренадеры, они идут на смертный бой, впереди них священник в облачении с крестом в руках’. /Грозная туча С.М. Макарова /
Билет № 5. “Но Багратион перегруппировал войска, усилил 27 дивизию Неверовского 8-ю батальонами от Раевского, бросил в бой кирасир 2 дивизии и к 9 часам утра отбил флеши у французов”. /Отечественная война 1812г. В.Г.Сироткин/
Билет № 6. “Наши дрались на славу, да нехристей вишь, что муравьев летучих понабралось, тучи тучей налетают, а наших-то всего одна дивизия. Не устояли только драгуны и поскакали без приказа прочь, за то же их и рубили французы, да поляки…”/Грозная туча С.М. Макарова /
Билет № 7. “Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю и в глазах его мелькнул черный мячик….Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад”. /Война и мир. Л.Н.Толстой /
Учитель: Во многих городах России на местах былых сражений и в столичных городах был отмечен подвиг нашего народа в произведениях искусства (архитектуре, скульптуре, живописи).
5-е задание: Война 1812 г. в произведениях искусства. Назовите памятник архитектуры, созданный в память о войне 1812 г. Укажите автора, год создания, место расположения и другие интересные факты о нем. (см. ответ Приложение 1)
Учитель: Завершаем мы экзамен исправлением ошибок в исторических документах.
6-е задание: ошибки в документе. (см. ответ Приложение 1)
1. Из дорожного дневника французской писательницы Жермены де Сталь (1812): “Генерал, командовавший русской армией, Барклай де Толи… рожденный в России, был вполне славянского происхождения, и этого достаточно, чтобы не мешать ему вести русских к победе…”
2. Посол Наполеона в России о состоянии дел в начале Отечественной войны 1812 г.: “Эта кампания, которая блестяще велась от Немана до Вильно и от Вильно до Витебска, уже стоила армии больше, чем два выигранных сражения и дала ей самые необходимые ресурсы и продовольственные запасы…”
3. Демид Куролесин об ошибке Наполеона в 1812 г.: “Я не открою Америки, когда скажу, что если бы Наполеон, перейдя границу России, объявил об отмене крепостного права, то партизанская война крестьян развернулась бы не против французов, а против российских помещиков”
4. Л.Н.Толстой “Война и мир”: “На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика”. Мнение, каких кругов Петербурга выражал князь Василий? Справедливо ли оно и почему?
5. Демид Куролесин: “При Бородине Кутузов так расположил свою армию, чтобы французы потерпели поражение. Наполеону так удачно свои войска расположить не удалось. К вечеру Кутузов одержал победу и отступил”.
6. Французы об итогах Бородинского сражения: “Ему (Наполеону)улыбалась, однако, перспектива вступления в Москву, и этот успех завершил все… Все замечали, что император весел и доволен…”
Заключение: Подошел к концу наш экзамен. Все вы показали свои знания истории Отечественной войны 1812 г. Наступил момент выдачи свидетельства о сдаче экзамена. (Приложение 2)
Список литературы:
- Архангельск 1584–1984 гг. Фрагменты истории под ред. Г.Г.Фруменкова. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1984 г.
- Большая Советская энциклопедия, главный редактор Прохоров А.М., 3 издание, т.18 статья “Отечественная война 1812 г.” с.611 М., “Советская энциклопедия”, 1974 г.
- Бородинская панорама. Путеводитель. Московский рабочий 1979 г.
- В.А. Жуковский “Певец во стане русских воинов” любое издание.
- С.М. Макарова. Грозная туча. М. Современник 1994 г.
- В.Г. Сироткин. “Отечественная война 1812 года”. М., Просвещение 1988 г.
- Л.Н.Толстой. Война и мир. Любое издание.
- http://www.museum.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://voyna1812.ucoz.ru/