Цель: развивать умение толерантно относиться к людям другой национальности, ценить вклад, который внесла каждая нация в общемировую культуру.
Ожидаемые учебные результаты:
- сформировать представление о природе межнационального конфликта, о возможных способах ведения национальной политики, об основных принципах национальной политики РФ;
- развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций.
Основные используемые термины и понятия: род, племя, нация, патриотизм, национализм, толерантность, национальная политика, стереотипы.
Основные виды деятельности: самостоятельная работа с цитатами и документами, работа в группах.
Ход урока
I. Мотивация
Прочитайте рассказ:
«Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!
Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Но жил он и в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.
Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.
Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.
А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и у его отца была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали Чу, он жил в Шанхае, и отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.
Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль…»(Дж. Родари «Один и семеро» (из книги для чтения «Права человека».)
Вопросы к тексту:
- Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у них общего?
- Какая между ними разница?
- Что, по вашему мнению, может помочь людям разных стран, разной национальности лучше понять друг друга?
– Межнациональные отношения – тема, которая в настоящее время является очень актуальной. Как научиться жить в мире с собой и другими, понимать общемировое значение каждой нации? Вопросы, ответы на которые нужно искать в наше время. Важно понять природу национальных конфликтов, стараться искать выходы из сложных ситуаций, избегая силовых решений. Основным принципом национальной политики РФ, как и многих стран, является принцип толерантности, но важно, чтобы этот принцип стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. Это занятие позволяет еще раз с помощью практических заданий рассмотреть данную тему, задуматься об этих важных вопросах.
II. Целеполагание, объявление прогнозируемых результатов
- Повторить понятия «род», «племя», «нация», «патриотизм», «национализм», «толерантность», «стереотипы»;
- определить возможные способы ведения национальной политики;
- понять необходимость терпимого, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, убеждений;
- научиться вести конструктивный диалог, убеждать, используя аргументы, а не силу.
III. Предоставление необходимой информации
Информация не является абсолютно новой, многие понятия, которые будут использоваться на занятии, уже известны учащимся.
1. Работа с учебником.
Прочитайте текст учебника (учитель указывает страницы по учебнику Л. Н. Боголюбова «Человек и общество. Обществознание»).
Заполните следующую схему:
род … … раса.
Поясните последовательность заполнения схемы, объясняя используемые понятия.
2. Приведите примеры известных вам, существующих в современном мире, наций (6 примеров) и запишите их на доске.
3. Определите наиболее типичную, как вам кажется, положительную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «+».
4. Определите наиболее типичную, как вам кажется, отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «–».
5. Ответьте на вопросы.
– Всегда ли наши представления о ком-либо являются верными?
– Что такое стереотипы?
– Как вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?
6. Дайте определения по цепочке: «национальная политика», «патриотизм», «национализм», «толерантность».
IV. Интерактивное упражнение «Переговоры»
- Учитель проводит инструктаж, напоминает правила работы в группе и в парах.
- Необходимо расставить классные парты следующим образом: в центре должны стоять три стола поперек по отношению ко всем другим партам. На некотором отдалении друг от друга, по правой стороне от столов, стоящих в центре, поставьте парты для работы в трех группах. С левой стороны также расставьте парты для работы в трех группах.
- Нужно разделить учащихся на группы, для этого им раздаются карточки, на которых написаны проблемы одного из межнациональных конфликтов, которые существуют в современном мире
Учащиеся должны вспомнить, в какой стране этот конфликт происходит:
- 1-я группа.
Создается еще одна группа-посредник «Международные наблюдатели»
4. Объяснение задания.
Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:
а) подготовиться к переговорам;
б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и вашей национальной политики;
в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.
5. Проведение переговоров:
Этапы переговоров:
1) объявление аргументов;
2) возвращение к своей группе, получение помощи;
3) предложения «международных наблюдателей»;
4) подведение итогов (уступить остров, компромисс, война).
Нужно определить, какие идеи (национализм, толерантность) лежали в основе аргументов партнеров по переговорам.
В том случае если какие-то стороны решили начать войну, то проводится «референдум» в «странах-группах», а те, кто нашел компромисс, присоединяются к группе «международных наблюдателей» и помогают затушить возникающий конфликт.
V. Рефлексия
Задайте вопросы:
- Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?
- Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?
- Какая часть занятия была для вас наиболее интересна, почему?
VI. Итог урока
Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.
VII. Домашнее задание
Написать эссе «Национальная политика современной России: основные принципы», «Легко ли в России быть нерусским?», «Русские не в России: ближнее и дальнее зарубежье».