История и обществознание
-
Задачи и задания для самостоятельной и групповой работы при изучении истории Древнего мира в 5-м классе с целью развития интереса к предмету 2024
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Учащиеся с интересом берутся за решение. Рассуждают, высказывают свои аргументы. Но решению познавательных задач надо учить. Учителю целесообразно начинать эту работу с 5-го класса, поэтапно начиная с простых и переходя к более сложным, соблюдая алгоритм решения. Вариантом развития навыков работы с текстом может быть чтение отрывков из книг по истории и поиск ответов на поставленные к тексту вопросы. Задания этой группы рассчитаны на сильных учащихся. К заданиям должна содержаться историческая проблема, которую учащимся предстоит самостоятельно решить с помощью анализа, логического сопоставления исторических факто, событий и завершить свой ответ коротким выводом.
-
Использование интерактивных методов обучения на уроках истории 2024
В данной статье рассматривается суть понятий "интерактивное обучение", "интерактивные методы", а также дается краткое описание основных интерактивных методов обучения, которые наиболее активно используются на уроках истории. Продемонстрированы предпосылки для повышения интереса к этим методам в образовательной среде. Постоянно развивающееся общество ставит перед современными школами новые и все более сложные задачи, связанные с подготовкой человека, способного самостоятельно мыслить во взрослой жизни, ориентироваться в многообразии существующих мнений, порой полностью противоречащих друг другу, и уверенно принимать решения. Одним из важных предметов, формирующих патриотические чувства у учащихся, является история, поэтому в рамках этих уроков рекомендуется использовать интерактивные методы обучения, которые развивают у учащихся набор способностей, необходимых гражданам нашей страны во взрослой жизни.
-
Кластер как метод критического мышления 2024
Развитие критического мышления дает следующие результаты: высокая мотивация учащихся к образовательному процессу; возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления; развитие навыков самостоятельно конструировать, формулировать понятия и оперировать ими; развитие способностей передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; развитие умения анализировать полученную информацию.
-
Патриотический час "Подвигу жить в веках" 2024
Великая Отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых Советским Союзом. Однако она была не только драматическим, но и героическим периодом истории советского народа и не случайно названа Великой Отечественной войной. Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов советских людей, самоотверженно защищавших свою Родину. И чем дальше мы от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее осознаётся значимость совершённого. Данную методическую разработку можно использовать как на уроках истории, посвященных блокаде Ленинграда, так и на классных часах, посвященных истории Великой Отечественной войны.
-
Обществознание. Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях и способы их разрешения». 6-й класс 2024
Цель урока: научиться находить оптимальные пути разрешения конфликтов на примере конкретной проблемной ситуации, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
-
555 лет начала путешествия Афанасия Никитина в Индию, или Восток глазами русского путешественника 2024
Афанасий Никитин (первая половина XV века, Тверь — около 1475, под Смоленском) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Одним из первых среди средневековых европейцев достиг Индии. В 1468–1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии, Индии (Делийский султанат) и Турции (Османская империя). Он составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря».
-
Использование наглядности на уроках истории 2024
Современный урок невозможно представить без наглядных пособий. Именно их использование позволяет использовать материал в более в продуктивной форме, что положительно влияет на процент усвоения учащимися нового материала. Как показывает практика при изучении исторического прошлого учащиеся постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Поэтому учителю истории необходимо руководствоваться наглядными средствами – историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах, это позволяет пробудить интерес у учащихся к изучаемой теме. При этом необходимо учитывать, что благодаря наглядности у ученика надолго остается информация. Особенно это надо учитывать при подготовке к экзаменам учеников старших классов. В современном мире с появлением множества носителей информации, учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с предметами наглядности, сделать анализ, который продуктивно повлияет на их восприятие и общее развитие. Всё это позволяет развивать определенный навык, необходимый для эффективной работы на уроках истории.
-
Сценарий к 80-летию снятия блокады Ленинграда «Непобедимый город на Неве» 2024
Представлен сценарий и презентация к мероприятию к 80-летию снятия блокады Ленинграда «Непобедимый город на Неве»
-
Военные корреспонденты Великой Отечественной войны 2024
Цель: познакомить учащихся с деятельностью военных фотокорреспондентов в годы ВОВ; выяснить, какую роль играла деятельность военкоров в годы войны и на современном этапе.
-
Проект "Время героев": использование поискового материала по теме «Наша школа и Великая Отечественная война» на уроках истории 2024
Сегодня уже никто не будет спорить с утверждением, что одна из главных задач современной школы заключатся в том, чтобы наши ученики стали настоящими гражданами и патриотами своей страны. Именно с этих позиций мы и подходим к вопросам обучения и воспитания ребят в нашей школе. Центром патриотического и гражданского воспитания молодежи в нашей школе мы считаем музей истории школы, который с недавнего времени является партнером музея Победы в Москве.
-
Сценические чтения "Военные корреспонденты в годы Великой Отечественной войны" 2024
Они сражались за Родину оружием и словом. Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами, были в гуще страшных событий. Благодаря их таланту, запечатленному на пожелтевших листках передовиц, мы можем представить, какой ценой далась Победа. Война стала тем периодом в истории литературы и журналистики, когда все устоявшиеся жанры, стили, тематика подчинились одной центральной теме – объединению всех сил во имя достижения Победы. Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами борьбы, как боеприпасы и техника. Мастера слова создали произведения в различных стилях и жанрах (письма с фронта, статьи, стихотворения и др.), но с единой верой в Победу советского народа и любовью к Родине.
-
Методическая разработка мероприятия, посвященного празднованию Дня народного единства. Тема: «Народов много – Родина одна!» 2024
Конкурсная работа представлена сценарным ходом мероприятия, которое направлено на совершенствование процесса формирования функциональной грамотности обучающихся через ознакомление с историей праздника «День народного единства», культурой и бытом народов разных народов России, воспитание толерантного отношения к представителям разных национальностей, формирование национального самосознания в рамках гражданско-патриотического воспитания.
-
Обобщающее повторение по теме «Древний Египет» 2024
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умение работать в группах, практически использовать полученные знания при работе с исторической картой, линией времени; воспитывать у учащихся интерес к истории, уважение к культуре других народов.
-
Исследовательская работа по книге «История архитектуры и градостроительства конца XVII – начала XX века в таганроге. Связь истории и математики» (по страницам книги Марианны Григорян и Виктора Решетникова) 2024
Цель проекта: изучить исследуемую книгу. Задачи: выявить связь истории и математики (элементы).
-
Методическая разработка открытого патриотического часа "Битва за Орёл. 80-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков посвящается" 2024
Методическая разработка содержит материалы для организации и проведения открытого патриотического часа («Часа мужества») для студентов I-IV курсов среднеспециальных учебных заведений. В работе использованы различные материалы по краеведению: мемуары фронтовиков – участников Орловской битвы, карты военных действий, боевые донесения генералов Красной Армии и вермахта, фотодокументы, кинохроника, произведения видных советских поэтов и писателей, посетивших г. Орёл вскоре после его освобождения.
-
Презентация к уроку Всеобщей истории 11-й класс. Начало холодной войны и формирование биполярной системы 2024
После окончания Второй мировой войны оформилось два блока государств – западный и восточный. Противостояние данных блоков получило название «холодная война». Следствием данного противостояния стал раздел Германии на два государства – ГДР и ФРГ и формирование двух военно-политических блоков НАТО и ОВД.
-
Презентация к уроку Всеобщей истории 10-й класс. "Мир накануне Первой мировой войны" 2024
Противоречия между ведущими европейскими державами, обострившиеся в начале XX в., стали причиной первой в истории человечества мировой войны.
-
Боевой путь ветерана Великой Отечественнгой войны, директора школы, заведующего РОНО, Яковлева Бориса Леонидовича 2024
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения является актуальным во все времена. Для нашего народа слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм. Все дальше и дальше уходят от нас героические дни 1941–1945 годов. Все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла; она остается с нами. Для нынешнего подрастающего поколения ВОВ – это далекое прошлое, которое не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Духовное воспитание невозможно без знания героического прошлого России. Поэтому очень важно, чтобы ребята из первых уст, от живых участников тех событий узнали о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны и тружеником тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века.
-
ФГОС третьего поколения на уроках истории 2024
В данной статье идет речь об особенностях перехода на ФГОС третьего поколения по таким предметам как история и обществознание.
-
Ростовская область в годы Великой Отечественной войны в цифрах и фактах 2024
Цель занятия: подключить обучающихся к проекту региональных исторических исследований; Федеральному проекту «Без срока давности»: (прививка от беспамятства); к проекту «Память народа», созданному Министерством обороны по решению Российского оргкомитета «Победа» и поддержанному поручением Президента РФ.
-
Рабочая программа учебной дисциплины БД.04 "История", 1 курс, СПО 2024
Рабочая программа учебного предмета «История» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» (базовый уровень) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО ИРПО.
-
Игра "Угадай военный фильм" 2024
Предлагается игра: по фотографиям из фильма определить название фильма. Материал оформлен в виде презентации.
-
Право, его роль в жизни общества и государства 2024
Цель урока: Создать условия для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государства. Задачи: определить основное назначение права в обществе, объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права; анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
-
Республика Мордовия 2024
Цель урока: сформировать представление о родной стране и стране изучаемого языка.
-
Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования 2024
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии. В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
-
Занятие по внеурочной деятельности "Памятники воинской славы Подмосковья". 4-й класс 2024
Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – Московской битве 1941–1942 гг.; развивать интерес к изучению истории родного края; воспитывать чувство национальной гордости и патриотизма.
-
Дела давно минувших дней… (По страницам Древней истории нашей страны). 6-й класс 2024
Цель урока: знать способ характеристики древних народов и уметь его применять; знать образ жизни древних народов, живших на территории нашего государства; познакомиться с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита; познакомиться с жизнью святителей Кирилла и Мефодия, составителей славянской азбуки.
-
Первые цари из дома Романовых 2024
В статье представлена методическая разработка урока в форме интеллектуальной игры. Особенностью урока является то, что учащиеся самостоятельно отвечают на проблемный вопрос: «В чем проявилось укрепление самодержавной власти первых Романовых?». Урок-игра проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов.
-
Рабочая программа курса "Основы конституционного строя" (образовательная программа дополнительного образования детей) 2024
Цель дополнительной образовательной программы: ознакомить учащихся с основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации, основами конституционного строя РФ, основными обществоведческими понятиями, документами отечественного права на фоне современных исторических событий.
-
Объяснительно-иллюстративный метод обучения на уроках истории 2024
Согласно предметному анализу результатов ЕГЭ и ОГЭ по истории, одним из проблемных заданий для выпускников является анализ с иллюстративного материала, с ним справляются около 40–50% выпускников. Связано это с небольшим объемом часов в рабочей программе, которые отводятся на заданные темы и проблемой: как такой большой объем материала понять и выучить. На своих уроках я ввела несколько методик, которые способствуют более гармоничному запоминанию материала, а также не делают перегруз информации у учеников на темах культуры, так как многое они уже знают.