Предмет: История.
Класс: 10.
Задача составлена на основе архивных документов, отрывка из художественного текста, иллюстраций. При решении задания можно использовать учебник. В процессе решения задачи учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: работу с разными письменными источниками; работу с иллюстрациями; исторический анализ и прогнозирование; обобщение и выводы по теме.
C точки зрения восполнения образовательных (учебных) дефицитов задача направлена на проверку и формирование таких умений, как:
- получение информации из различных источников, включая исторические иллюстрации;
- работа с гипотезой (выдвижение, использование эмпирического материала для подтверждения, определение содержания дополнительного материала для перехода от промежуточных выводов к окончательным);
- актуализация и локализация исторического материала («обращение» академического материала на личный опыт и самоопределение учащегося);
- обращение к другим предметным областям (литература).
Внимательно ознакомьтесь с документами и иллюстрациями и выполните задания.
Документ № 1. Отрывок из романа «Поднятая целина» Шолохова М.
Давыдов спросил, будто нож к горлу приставил:
- Ты за советскую власть или за кулака? Ты, гражданин, не позорь бедняцкий класс, прямо говори собранию: за кого ты стоишь?
- Чего с ним вожжаться! - возмущенно перебил Любишкин. - Его за бутылку водки совсем с гуньями можно купить. На тебя, Тимофей, ажник глазами больно глядеть!
Не голосовавший Тимофей Борщев под конец с деланым смирением ответил:
- Я - за власть. Чего привязались? Темность моя попутала… - но руку при вторичном голосовании поднимал с видимой неохотой.
Давыдов коротко черканул в блокноте: «Тимофей Борщев затуманенный классовым врагом. Обработать».
Собрание единогласно утвердило еще четыре кулацких хозяйства.
Но когда Давыдов сказал:
- Тит Бородин. Кто «за»? - собрание тягостно промолчало. Нагульнов смущенно переглянулся с Размётновым. Любишкин папахой стал вытирать мокрый лоб.
- Почему тишина? В чем дело? - Давыдов, недоумевая, оглядел ряды сидевших людей и, не встретившись ни с кем глазами, перевел взгляд на Нагульнова.
- Вот в чем, - начал тот нерешительно. - Этот Бородин, по-улишному Титок мы его зовем, вместе с нами в восемнадцатом году добровольно ушел в Красную гвардию. Будучи бедняцкого рода, сражался стойко. Имеет раны и отличие - серебряные часы за революционное прохождение. Служил он в Думенковом отряде. И ты понимаешь, товарищ рабочий, как он нам сердце полоснул? Зубами, как кобель в падлу, вцепился в хозяйство, возвернувшись домой… И начал богатеть, несмотря на наши предупреждения. Работал день и ночь, оброс весь дикой шерстью, в одних холстинных штанах зиму и лето исхаживал. Нажил три пары быков и грызь от тяжелого подъема разных тяжестев, и все ему было мало! Начал нанимать работников, по два, по три. Нажил мельницу-ветрянку, а потом купил пятисильный паровой двигатель и начал ладить маслобойку, скотиной переторговывать. Сам, бывало, плохо жрет и работников голодом морит, хоть и работают они двадцать часов в сутки да за ночь встают раз по пять коням подмешивать, скотине метать. Мы вызывали его неоднократно на ячейку и в Совет, стыдили страшным стыдом, говорили: «Брось, Тит, не становись нашей дорогой советской власти поперек путя! Ты же за нее страдалец на фронтах против белых был…» - Нагульнов вздохнул и развел руками. - Что можно сделать, раз человек осатанел? Видим, поедает его собственность! Опять его призовем, вспоминаем бои и наши обчие страдания, уговариваем, грозим, что в землю затопчем его, раз он становится поперек путя, делается буржуем и не хочет дожидаться мировой революции.
- Ты короче, - нетерпеливо попросил Давыдов.
Голос Нагульнова дрогнул и стал тише.
- Об этом нельзя короче. Это боль такая, что с кровью… Ну, он, то есть Титок, нам отвечает: «Я сполняю приказ советской власти, увеличиваю посев. А работников имею по закону: у меня баба в женских болезнях. Я был ничем и стал всем, все у меня есть, за это я и воевал. Да и советская власть не на вас, мол, держится. Я своими руками даю ей что жевать, а вы - портфельщики, я вас в упор не вижу». Когда о войне и наших вместе перенесенных трудностях мы ему говорим, у него иной раз промеж глаз сверканет слеза, но он не дает ей законного ходу, отвернется, насталит сердце и говорит: «Что было, то быльем поросло!» И мы его лишили голосу гражданства. Он было помыкнулся туда и сюда, бумажки писал в край и в Москву. Но я так понимаю, что в центральных учреждениях сидят на главных постах старые революционеры и они понимают: раз предал - значит, враг, и никакой к тебе пощады!
- А ты все же покороче…
- Зараз кончаю. Его и там не восстановили, и он до́ се в таком виде, работников, правда, расчел…
- Ну, так в чем же дело? - Давыдов пристально всматривался в лицо Нагульнова.
Но тот прикрыл глаза короткими сожженными солнцем ресницами, отвечал:
- Потому собрание и молчит. Я только объяснил, какой был в прошлом дорогом времени Тит Бородин, нынешний кулак.
Давыдов сжал губы, потемнел:
- Чего ты нам жалостные рассказы преподносишь? Был партизан - честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался - раздавить! Какие тут могут быть разговоры?
- Я не из жалости к нему. Ты, товарищ, на меня напраслину не взводи!
- Кто за то, чтобы Бородина раскулачить? - Давыдов обвел глазами ряды.
Руки не сразу, вразнобой, но поднялись.
Документ № 2. Постановление СНК СССР "О признаках кулацких хозяйств" 21 мая 1929 г.
"К кулацким хозяйствам относятся все крестьянские хозяйства, обладающие одним из следующих признаков:
а) если хозяйство систематически применяет наемный труд для сельскохозяйственных работ или в кустарных промыслах и предприятиях - за исключением случаев применения наемного труда в тех пределах, в которых оно, согласно законодательству о выборах Совета, не влечет за собой лишения избирательных прав;
б) если в хозяйстве имеется мельница, маслобойня, крупорушка, просорушка, волночесалка, шерстобитка, терочное заведение, картофельное, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие - при условии применения в этих предприятиях механического двигателя, а также, если в хозяйстве имеется водяная или ветряная мельница;
в) если хозяйство систематически сдает внаем сложные сельскохозяйственные машины с механическими двигателями;
г) если хозяйство сдает внаем постоянно или на сезон отдельные оборудованные помещения под жилье или предприятие;
д) если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или имеют другие нетрудовые доходы (в том числе служители культа)".
Документ № 3. В с. Широкий Карамыш Б.Копенской вол. Аткарского у. в феврале 1928 г. обнаружена листовка-стихотворение следующего содержания
Оброк берут (мотив Еремушки)
Стой, ямщик, мы обогреемся,
Наберемся свежих сил.
Что в деревне за оживление,
Иль вас здесь кто посетил.
У совета, что ль, у сельского
Видно множество людей,
Там скотинка понавязана,
Женский крик и плач детей.
Это что же? Мобилизация?
Или фельдшера здесь ждут?
Нет, последнюю кормилицу
За налог здесь продают.
Что ж, опять у нас опричнина?
Иль вернулся старый строй?
Ведь при царизме допускались и насилие, и разбой.
Не разбой, а пополняется Государственный бюджет.
А мужик теперь является
Он виновник общих бед.
Документ № 4
16 марта 1927 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР "О коллективных хозяйствах". В документе была подчеркнута ведущая роль коллективных хозяйств - колхозов, которые были названы высшей формой сельскохозяйственной кооперации.
Постановлением "О коллективных хозяйствах" был закреплен добровольный характер членства крестьян в коллективных хозяйствах и их право свободного выбора формы производственного кооперирования, а также признавалось недопустимым принуждение или искусственное форсирование в создании колхозов.
Постановлением также устанавливался ряд льгот и преимуществ для коллективных хозяйств и предусматривались меры по обеспечению условий для выделения земель вновь организуемым совхозам.
Вопросы и задания к документам.
- К какому периоду относятся документы и иллюстрации?Обозначьте хронологические рамки периода.
- Какие социальные группы, проживающие в деревне, вы можете выделить из документов?
- Опираясь на тексты документов выделите основные противоречия в проходящем процессе. Как осуществлялся прием в колхоз? (в отрывке из романа «Поднятая целина»). Проанализируйте это событие с позиций современного человека.
- Оцените происходящие события с позиций:
- деревенской бедноты;
- зажиточного крестьянина;
- кулака;
- человека 21 века.
Сделайте выводы. - Сформулируйте положительные и отрицательные последстви происходящего процесса и оформите его в виде схемы или таблицы.
Модельный ответ. Инструмент проверки.
- Коллективизация крестьянских хозяйств. 1927-1937 гг. (по 1 баллу за правильный ответ, итого - 2 балла)
- Беднота, батраки, середняки, кулаки. (За каждый правильный ответ 1 балл, итого - 4 балла)
- Основные противоречия: разные взгляды на проведение коллективизации, разные взгляды на способы привлечения в колхоз, на отношения к людям, на их правовой статус. (Полнота ответов - от 1 до 3 баллов)
- Оценка позиций:
- деревенская беднота (плюсы и льготы от вступления в колхоз)
- зажиточный крестьянин, кулак (минусы, разорение, нарушение прав)
- человек 21 века (принуждение, нарушение прав, несправедливость)
(Полнота рассуждений, выводы, оценки - от 1 до 5 баллов)
- Положительные и негативные стороны коллективизации:
+ появление крупных крестьянских хозяйств с техникой, рост производства зерна и т.д.
- уничтожение работоспособного слоя населения, ущемление прав, разрушение хозяйств и т.д.
(2 балла за полный и точный ответ)