Работа с различными видами источников по формированию функциональной грамотности на уроках обществоведческого цикла

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Все, кто преподает гуманитарные предметы, четко представляют, что основа такого преподавания - самостоятельная работа ученика с ИСТОЧНИКОМ, его ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ и самое сложное ВЫВОД. По факту, конечно, подразумевается в основном читательская грамотность как часть функциональной грамотности (ФГ), но работа с различными видами источников дает как раз реализовать и другие виды грамотности - математическую, финансовую, глобальные компетенции и критическое мышление. Не упоминаю естественно-научную грамотность, у меня с ней сложнее. Эти виды ФГ при правильном построении задания тесно связаны друг с другом.

История 5 класс

В 5-м классе дети:

1) только осваивают самые простые этапы работы с источниками:

пример, чтение источника (самое простое поиск информации, на этом этапе преобладают, конечно, письменные виды источников, иллюстрации и развитие читательской грамотности)

2) приходят к осознанию, что источником информации может быть любая вещь:

пример, на одном из первых уроков я приношу корзину разных вещей, и дети вслепую тянут предметы из нее, они должны проанализировать «может ли этот предмет быть историческим источником и какую информацию мы можем из него узнать» (далее на всех уроках мы постоянно будем возвращаться к теме археологических находок и информации по ним, речь в основном о вещественных источниках, а это развитие уже критического мышления)

3) пытаются интерпретировать источник:

пример, «Обращение фараона Рамсеса III к богам: Слава вам, боги и богини, владыки неба, земли, вод! Я ваш сын, сотворенный двумя вашими руками. Вы меня сделали властелином... всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Вопрос: как фараон обращается к богам, почему именно так? Что дает ему уравнение себя с богами?» (преобладают письменные источники, но на этом этапе подключаем к читательской грамотности критическое мышление)

4) сравнивают источники - это один из самых сложных способов работы, особенно в этом возрасте:

пример, читаем отрывок без адаптированного перевода «Илиада» Гомера бой Гектора и Ахилла (будьте готовы к тому, что придется пояснять каждое слово в тексте, но это важно - мы формируем новый словарный запас), затем смотрим отрывок фильма "Троя". Вопрос: найдите неточность, которую допустил режиссёр фильма, снимая эту же сцену для зрителя. С точки зрения верификации источников, конечно, реальный текст важнее, но дети должны усвоить, что любой источник может быть разными людьми интерпретирован по-другому (творчески, сознательно, мотивы не важны), поэтому в приоритете поиска знаний - работаем с оригиналом, если это возможно. Здесь речь идет о критическом мышлении (мы можем использовать различные виды источников: письменные, вещественные, видео, иллюстрации).
В 5-м классе работа с источником медленная, занимает много времени так, как дети только учатся выполнять новые для них действия.

История 9 класс

В 9-м классе же нет необходимости разбивать поэтапно работу с ИИ, но работа происходит по четкому плану педагога и с отобранным материалом так, как критическое мышление в процессе становления.

Примеры работ с использование различных видов источников:

Работа с таблицей данных/диаграммы и картой (анализ): урок по теме «Россия на рубеже веков» - сравниваем протяженность железных дорог в Великобритании и России на конец 19 - начало 20 века, необходимо было выяснить во сколько раз она отличается, при этом дети должны были учитывать разницу в размерах территории страны, и сделать подсчеты км ж/д на 1км2 (математическая грамотность) и выводы на основе этой информации, почему так сложилось и к чему это ведет (речь о модернизации в стране и ее этапах, а это развитие критического мышления и глобальных компетенций).

Работа с художественной литературой (анализ и интерпретация): урок по теме «Общественно-политическое движение при Николае I». Ученикам приготовлены цитаты Салтыкова-Щедрина (посещал кружок Петрашевского) и ребятам необходимо ответить на вопросы (заполняем таблицу по направлениям движения) по радикальному направлению: отношение к судьбе России, отношение к существующему режиму, крепостному праву, сословному строю и способы достижения целей (снова речь о критическом мышлении).

Сравнение двух источников: урок по теме «Восстание декабристов», ищем разницу и общее в «Русской правде» Пестеля, «Конституции» Муравьева и Конституции РФ, а затем делаем выводы: почему так много общего в этих документах? (работа с письменными источниками и формирование критического мышления, глобальных компетенций)

История 10 класс

В 10 классе можно усложнять работу с источниками: даем набор источников и вопросы по теме, старшеклассникам уже можно четко не прописывать порядок действий, оставим место для творчества.

Работа с художественной литературой (интерпретация) как отражением жизни человека: после изучения нового материала - мероприятия НЭПа, ребята получают текст М.А.Булгакова «Торговый ренессанс», цитаты из романа «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова и должны ответить на вопросы: Используя текст документа, назовите не менее трех характерных черт этого периода с подтверждением мысли? Как современники относились к политике, о которой идет речь? От чего зависело отношение к этой политике? Укажите не менее трех положений (если класс сильный, то дополнительный текст и уже работа в группах - работа В.И.Ленина о НЭПе, здесь возможно сравнение двух источников «авторского» и «официального») Здесь речь о развитии критического мышления, глобальных компетенций.

История 11 класс

В старших классах, когда работаешь с ребятами не первый год и они научились за предыдущие года выполнять отдельные пункты работ на уроке по работе с источниками, можно все этапы работы отдать на самостоятельное выполнение и это не отдельные этапы урока, а два урока.

Пример, урок по теме «Восстановление хозяйства после войны».

Вопрос: докажите или опровергните мысль о том, что после войны в восстановлении хозяйства ключевую роль сыграла командная экономика со всеми плюсами и минусами. Я предлагаю старшеклассникам набор ссылок на документы для работы, а они выполняют работу сами. В этом виде работы представлены в основном письменные виды источников, а вот работа сними развивает все виды функциональной грамотности.

Обществознание 11 класс

Приведу пример такой же работы по обществознанию по теме «Государственный бюджет (ссылка на сайт МИНФИНА) и вопросы для работы (здесь прописываю вопросы так, как это новый материал, а не повторение).

Результат:

1) воочию увидеть работу многих систем, проанализировать информацию-финансовая грамотность, глобальные компетенции, критическое мышление

2) работа по заданиям ЕГЭ, пример 19 задание: составьте примеры расходный и доходных статей бюджета. Так как они писали это в работе, они могут назвать примеры.

Более сложная работа е с источниками, урок по теме «СМИ» (к вопросу о достоверности информации из источников).

В рандом классу раздается задание:

1) Доказать, что ……очень перспективная страна и ее ждет светлое будущее.

2) Доказать, что ……очень бесперспективная страна и ее ждет ужасное будущее. Обязательно наличие для подтверждения (не менее 3-х) тезиса, который достался вам: использование статистики, эмоций, фактов из истории, географии, примеров (на все ссылка на источник, из которого брались подтверждения).

Результат:

1) верификация источников

2) развитие читательской грамотности, критического мышления и глобальных компетенций

3) работа по задания ЕГЭ: пример, 20. А выводы по проекту будут таковы, что ребята без труда составят аргументы.

Это только небольшая часть работы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, эта работа проходит на каждом уроке с 5-го класса по 11, усложняясь и совершенствуясь.