Тип урока: урок-исследование.
Цель урока:
- определить причины Февральской революции и крушения монархии;
- охарактеризовать новую систему власти;
- рассмотреть сущность двоевластия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом;
- сформированность умений применять исторические знания в общественной деятельности, владеть умением применять полученные знания.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.
Личностные:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, ответственности перед Родиной;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Оборудование: учебник «История России» для учащихся 10 класса под редакцией А.В.Торкунова; карта, компьютер; мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Проверка и актуализация знаний
Учитель:
- Назовите последствия войны для экономического развития России.
- Назовите последствия войны для политического развития России.
- Продолжите предложение. Прогрессивный блок был создан в Государственной думе в ___________.
- Продолжите предложение. Работа Государственной думы была прервана императорским указом ___________.
Учитель: сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему в ходе Первой русской революции, длившейся в течение трех лет, так и не удалось свергнуть власть самодержца, а в 1917 г. самодержавие рухнуло в течение месяца.
Задание: прокомментируйте мнение ученого Р.Пайпса: «Падение престижа монархии до самой низкой отметки произошло зимой 1916-1917 годов, когда даже присяжные монархисты отвернулись от нее. Гучков, при всех своих роялистских симпатиях, признавал, что в первые дни революции «вокруг трона была абсолютная пустота».
Какими фактами можно подтвердить мнение ученого?
II. Изучение новой темы
План:
- Причины революции
- Начало революции
- Образование новых органов власти
- Отречение Николая II.
- Складывание двоевластия
1. Причины революции
Учитель: вспомните и назовите причины и результаты революции 1905-1907 гг. в России.
Учитель: проблемы, вызвавшие Первую революцию в России, не были решены, более того, социально-экономические и политические противоречия обострились на фоне Первой мировой войны. Предлагаю заполнить таблицу о причинах революции.
В чем выражался «кризис верхов» |
В чем выражался «кризис низов» |
Военные поражения |
Продовольственный кризис |
Частая сменяемость министров, «министерская чехорда» |
Рост антивоенных настроений |
«Распутинщина» |
Усиление стачечного движения |
Учитель: таким образом, в России возник общенациональный кризис и неспособность верховной власти справиться с назревшими проблемами.
2. Начало революции
Задание: на основе текста учебника стр. 27-28 выпишите в тетрадь хронику событий февраля 1917 года
Дата |
Событие |
18 февраля 1917 года |
Начало забастовки на Путиловском заводе в Петрограде |
22 февраля 1917 года |
Николай покинул Петроград и уехал в Ставку в Могилев |
23 февраля 1917 года |
Массовые демонстрации в Петрограде в международный женский день с требованиями «Долой войну» |
25 февраля 1917 года |
Всеобщая забастовка в Петрограде. Приказ Николая II о подавлении беспорядков. |
26 февраля 1917 года |
Высочайший указ о роспуске Думы, отказ Думы выполнить этот указ. Солдаты 4 роты Павловского полка перешли на сторону восставших. |
27 февраля 1917 года |
Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, Петропавловскую крепость и начали освобождать политических заключенных. |
28 февраля 1917 года |
Николай II едет в столицу, но его поезд был остановлен в Пcкове |
Демонстрация женщин в Петрограде в феврале 1917 года
Войска, отправленные на разгон демонстрации, перешли на сторону восставших. Так в России началась февральская революция.
3. Образование новых органов власти
Учитель: опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца, где члены Государственной думы, не подчинившись указу Николая II, 27 февраля 1917 года сформировали орган власти - Временный комитет Государственной думы, «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице», который возглавил М.В.Родзянко.
Таврический дворец, здание заседаний Государственной думы. Февраль 1917 года
Одновременно с этим органом власти в помещениях Таврического дворца был создан еще один орган власти - Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из представителей революционных партий, меньшевиков и эсеров.
Председатель - меньшевик Н.С.Чхеидзе
Заместители - трудовик А.Ф.Керенский, в последствии стал эсером, и меньшевик М.И.Скобелев.
В ночь на 2 марта 1917 года два возникших органа власти договорились о создании Временного правительства.
Временное правительство, то есть правительство до созыва Учредительного собрания.
Председатель - беспартийный князь Г.Е.Львов.
Пост министра иностранных дел занял лидер партии кадетов П.Н.Милюков.
Военным министром стал октябрист А.И.Гучков.
В основном в состав Временного правительства были включены либеральные партии, кадеты и октябристы.
Представителем социалистов был А.Ф.Керенский, который стал министром юстиции.
4. Отречение Николая II
Учитель: 28 февраля Николай 2 отправился в Царское Село, но железная дорога была блокирована восставшими, и император направился в Псков. 2 марта туда прибыли В. Шульгин и А. Гучков в присутствии которых Николай II отрекался от престола за себя и за своего сына в пользу младшего брата Михаила.
Однако Михаил тоже отрекся от престола. Монархия в России перестала существовать.
5. Складывание двоевластия
Учитель: Петросовет признал власть Временного правительства, но постоянно вмешивался в его деятельность. 1 марта Петроградский Совет издал Приказ № 1.
Задание: прочитайте исторический текст и выполните задание.
«По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
- Во всех ротах, батальонах, полках, и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
- Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
- Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
- Всякого рода оружие должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
- Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.
- Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных командиров.
Задание. Ответьте на вопросы:
- Что изменял документ в положении армии?
- Объясните, какие последствия он мог иметь?
- К противостоянию, каких политических сил приводил этот документ?
Учитель: таким образом, складывалось двоевластие - система управления, когда важнейшие государственные вопросы решали соперничавшие между собой Временное правительство и Петроградский Совет.
Задание. Прочтите материал в учебнике на стр. 29-30 и ответьте на вопросы:
- Почему Временное правительство отложило решение рабочего вопроса, о земле, о национально-государственном устройстве?
- Перечислите основные мероприятия Временного правительства.
III. Итог и рефлексия
Учитель:
- Что вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие были трудности?
IV. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике материал на стр. 27-31.
- Работа с документом на стр. 35.
- Ответить на вопросы 1-3 на стр. 36.