Основные события и хронология событий февраля–марта 1917 года

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Февральская революция 1917 г.


Тип урока: урок-исследование.

Цель урока:

  • определить причины Февральской революции и крушения монархии;
  • охарактеризовать новую систему власти;
  • рассмотреть сущность двоевластия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания;
  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом;
  • сформированность умений применять исторические знания в общественной деятельности, владеть умением применять полученные знания.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.

Личностные:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, ответственности перед Родиной;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Оборудование: учебник «История России» для учащихся 10 класса под редакцией А.В.Торкунова; карта, компьютер; мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Проверка и актуализация знаний

Учитель:

  • Назовите последствия войны для экономического развития России.
  • Назовите последствия войны для политического развития России.
  • Продолжите предложение. Прогрессивный блок был создан в Государственной думе в ___________.
  • Продолжите предложение. Работа Государственной думы была прервана императорским указом ___________.

Учитель: сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему в ходе Первой русской революции, длившейся в течение трех лет, так и не удалось свергнуть власть самодержца, а в 1917 г. самодержавие рухнуло в течение месяца.

Задание: прокомментируйте мнение ученого Р.Пайпса: «Падение престижа монархии до самой низкой отметки произошло зимой 1916-1917 годов, когда даже присяжные монархисты отвернулись от нее. Гучков, при всех своих роялистских симпатиях, признавал, что в первые дни революции «вокруг трона была абсолютная пустота».

Какими фактами можно подтвердить мнение ученого?

II. Изучение новой темы

План:

  1. Причины революции
  2. Начало революции
  3. Образование новых органов власти
  4. Отречение Николая II.
  5. Складывание двоевластия

1. Причины революции

Учитель: вспомните и назовите причины и результаты революции 1905-1907 гг. в России.

Учитель: проблемы, вызвавшие Первую революцию в России, не были решены, более того, социально-экономические и политические противоречия обострились на фоне Первой мировой войны. Предлагаю заполнить таблицу о причинах революции.

В чем выражался «кризис верхов»

В чем выражался «кризис низов»

Военные поражения

Продовольственный кризис

Частая сменяемость министров, «министерская чехорда»

Рост антивоенных настроений

«Распутинщина»

Усиление стачечного движения

Учитель: таким образом, в России возник общенациональный кризис и неспособность верховной власти справиться с назревшими проблемами.

2. Начало революции

Задание: на основе текста учебника стр. 27-28 выпишите в тетрадь хронику событий февраля 1917 года

Дата

Событие

18 февраля 1917 года

Начало забастовки на Путиловском заводе в Петрограде

22 февраля 1917 года

Николай покинул Петроград и уехал в Ставку в Могилев

23 февраля 1917 года

Массовые демонстрации в Петрограде в международный женский день с требованиями «Долой войну»

25 февраля 1917 года

Всеобщая забастовка в Петрограде. Приказ Николая II о подавлении беспорядков.

26 февраля 1917 года

Высочайший указ о роспуске Думы, отказ Думы выполнить этот указ. Солдаты 4 роты Павловского полка перешли на сторону восставших.

27 февраля 1917 года

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, Петропавловскую крепость и начали освобождать политических заключенных.

28 февраля 1917 года

Николай II едет в столицу, но его поезд был остановлен в Пcкове

Демонстрация женщин в Петрограде в феврале 1917 года

Войска, отправленные на разгон демонстрации, перешли на сторону восставших. Так в России началась февральская революция.

3. Образование новых органов власти

Учитель: опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца, где члены Государственной думы, не подчинившись указу Николая II, 27 февраля 1917 года сформировали орган власти - Временный комитет Государственной думы, «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице», который возглавил М.В.Родзянко.

Таврический дворец, здание заседаний Государственной думы. Февраль 1917 года

Одновременно с этим органом власти в помещениях Таврического дворца был создан еще один орган власти - Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из представителей революционных партий, меньшевиков и эсеров.

Председатель - меньшевик Н.С.Чхеидзе

Заместители - трудовик А.Ф.Керенский, в последствии стал эсером, и меньшевик М.И.Скобелев.

В ночь на 2 марта 1917 года два возникших органа власти договорились о создании Временного правительства.

Временное правительство, то есть правительство до созыва Учредительного собрания.

Председатель - беспартийный князь Г.Е.Львов.

Пост министра иностранных дел занял лидер партии кадетов П.Н.Милюков.

Военным министром стал октябрист А.И.Гучков.

В основном в состав Временного правительства были включены либеральные партии, кадеты и октябристы.

Представителем социалистов был А.Ф.Керенский, который стал министром юстиции.

4. Отречение Николая II

Учитель: 28 февраля Николай 2 отправился в Царское Село, но железная дорога была блокирована восставшими, и император направился в Псков. 2 марта туда прибыли В. Шульгин и А. Гучков в присутствии которых Николай II отрекался от престола за себя и за своего сына в пользу младшего брата Михаила.

Однако Михаил тоже отрекся от престола. Монархия в России перестала существовать.

5. Складывание двоевластия

Учитель: Петросовет признал власть Временного правительства, но постоянно вмешивался в его деятельность. 1 марта Петроградский Совет издал Приказ № 1.

Задание: прочитайте исторический текст и выполните задание.

«По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

  1. Во всех ротах, батальонах, полках, и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
  2. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
  3. Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
  4. Всякого рода оружие должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
  5. Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.
  6. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных командиров.

Задание. Ответьте на вопросы:

- Что изменял документ в положении армии?

- Объясните, какие последствия он мог иметь?

- К противостоянию, каких политических сил приводил этот документ?

Учитель: таким образом, складывалось двоевластие - система управления, когда важнейшие государственные вопросы решали соперничавшие между собой Временное правительство и Петроградский Совет.

Задание. Прочтите материал в учебнике на стр. 29-30 и ответьте на вопросы:

- Почему Временное правительство отложило решение рабочего вопроса, о земле, о национально-государственном устройстве?

- Перечислите основные мероприятия Временного правительства.

III. Итог и рефлексия

Учитель:

- Что вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие были трудности?

IV. Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике материал на стр. 27-31.
  2. Работа с документом на стр. 35.
  3. Ответить на вопросы 1-3 на стр. 36.