Разработка урока "Российское общество в Петровскую эпоху"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Петр I


Цель: характеризовать положение различных слоев населения в Петровскую эпоху.

Задачи:

  • показывать на примерах изменение положения сословий в российском обществе; выделять возможности для карьерного, имущественного и сословного роста, которые давала военная служба при Петре I;
  • понимать причины устранения различий между вотчиной и поместьем;
  • исследовать и проанализировать изменения, происходящие в положении горожан и крестьян в начале XVIII в.;
  • давать оценку деятельности Петра I, выражать собственное мнение о роли царя в преобразовании России.

Планируемые результаты:

предметные:

  • научиться объяснять и применять понятия: гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия;
  • устанавливать причинно-следственные связи между экономическим и социальным развитием страны;
  • применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли различных слоев населения России в Петровскую эпоху;
  • описывать сословную структуру российского общества и жизнь социальных групп, выделять особенности;

метапредметные УУД:

коммуникативные:

  • организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться и вырабатывать совместное решение в процессе выполнения заданий по рабочим листам;
  • представлять в устной форме, соблюдая нормы публичной речи и регламент, результаты работы группы;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

регулятивные:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
  • осознавать уровень и качество усвоения учебного материала;
  • создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

познавательные:

  • на основе текста, документа и рисунка характеризовать положение различных общественных групп при Петре I;
  • опираясь на текст исторического документа, анализировать духовные ценности наших предков;
  • составлять схему социальной структуры общества, анализировать произошедшие
  • изменения в сравнении с предыдущим периодом;

личностные УУД:

  • уважительно относиться к прошлому, давать оценку значению многонациональной истории нашей страны;
  • овладевать механизмом оценивания исторических событий и роли личности в истории.

Оборудование: учебник; рабочие листы, кластер.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Вопросы к классу

Учитель:

  1. Что такое сословие? (Большая группа людей, с одинаковыми правами и обязанностями).
  2. Из каких слоев населения состояло российское общество в конце XVII в.? (дворяне, мещане, крестьянство).

III. Мотивационно-целевой этап

Учитель. Русский историк А. Кизеветтер утверждал: «Петр не только не ослабил, но еще более усилил тягости, наложенные государством на общество... Видоизменив во многом внешне формы государственных учреждений, Петр оставил в полной неприкосновенности основные начала старой системы общественного устройства».

- Можно ли согласиться с мнением ученого? Обсудим эту проблему на нашем уроке.

Тема урока: «Российское общество в Петровскую эпоху».

ПЛАН УРОКА

  • Дворянское сословие.
  • Города и горожане.
  • Положение крестьян.

Проблемный вопрос: носили ли сословные преобразования в Петровскую эпоху прогрессивный или негативный характер?

IV. Введение в новый материал

Учитель. К началу Петровской эпохи в России были неподатные и податные сословия. Не платили подати, т. е. налоги, представители духовенства и служилые люди. К последним относились как привилегированные слои населения - бояре и дворяне, так и «служилые люди по прибору» - казаки, стрельцы, пушкари, солдаты полков иноземного строя. Податные сословия - это крестьяне и посадские люди - купцы и ремесленники.

Составляем кластер (запись в тетрадь)

При Петре I произошли большие изменения в социальной жизни страны. Предлагаю убедиться в этом на нашем уроке.

Творческое задание. Изучите положение в обществе и образ жизни различных слоев населения.

Инструкция: класс делится на три группы, каждая из которых исследует соответствующий текст учебника, затем выполняет задания рабочего листа. Представлять результаты групповой работы могут несколько человек.

Можно к уроку дать опережающее задание, заранее разбить на 3 группы, чтобы ученики подготовили презентацию по своей теме и защитили проект на уроке.

  • Первая группа - дворянство.
  • Вторая группа - горожане.
  • Третья группа - крестьянство.

V. Работа в группах

Ученики получают рабочие листы по группам.

Первая группа - дворянство.

Цель. Выявить особенности положения дворян в российском обществе, положительные и отрицательные последствия реформ Петра Первого.

Рабочий лист 1.

Вторая группа - горожане.

Цель. Выявить изменения в структуре городского населения России, положительные и отрицательные последствия реформ Петра Первого для горожан.

Рабочий лист 2.

Третья группа - крестьянство.

Цель. Охарактеризовать положение крестьян в России в ходе реформ Петра Первого.

Рабочий лист 3.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Представьте, что вы перенеслись в Петровскую эпоху и получили возможность расспросить представителей дворянства, крестьянства и горожан об изменениях в их жизни в период правления Петра I. Какие положительные и отрицательные моменты наблюдаются в их жизни?

Защита проектов по группам

Общий вывод.В результате сословных реформ изменились внешние формы общественных отношений, но общественный строй остался старым: государство сохранило свой земледельческий и военный характер, привилегированный слой - высокое административное и экономическое положение; городским сословиям по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитии народного хозяйства; крестьянство оставалось самой бесправной частью населения.

- Предлагаю назвать три действия, которые вам удалось выполнить хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 7.
  2. Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор).

Используемая литература

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А.В.Торкунова. Учебник. История России. 8 класс. В 2-х частях. «Просвещение».
  2. Журавлева, Ольга Николаевна. История. История России: 8-й класс: методическое пособие к учебнику Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова, И.В.Курукина и др. / О.Н.Журавлева. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение.
  3. Поурочные разработки по истории России. 8 класс: пособие для учителя / Е.Н.Сорокина. - 3-е изд., Москва: ВАКО.