Цель: характеризовать положение различных слоев населения в Петровскую эпоху.
Задачи:
- показывать на примерах изменение положения сословий в российском обществе; выделять возможности для карьерного, имущественного и сословного роста, которые давала военная служба при Петре I;
- понимать причины устранения различий между вотчиной и поместьем;
- исследовать и проанализировать изменения, происходящие в положении горожан и крестьян в начале XVIII в.;
- давать оценку деятельности Петра I, выражать собственное мнение о роли царя в преобразовании России.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться объяснять и применять понятия: гильдии, магистрат, прибыльщик, ревизия;
- устанавливать причинно-следственные связи между экономическим и социальным развитием страны;
- применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли различных слоев населения России в Петровскую эпоху;
- описывать сословную структуру российского общества и жизнь социальных групп, выделять особенности;
метапредметные УУД:
коммуникативные:
- организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться и вырабатывать совместное решение в процессе выполнения заданий по рабочим листам;
- представлять в устной форме, соблюдая нормы публичной речи и регламент, результаты работы группы;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
- осознавать уровень и качество усвоения учебного материала;
- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
познавательные:
- на основе текста, документа и рисунка характеризовать положение различных общественных групп при Петре I;
- опираясь на текст исторического документа, анализировать духовные ценности наших предков;
- составлять схему социальной структуры общества, анализировать произошедшие
- изменения в сравнении с предыдущим периодом;
личностные УУД:
- уважительно относиться к прошлому, давать оценку значению многонациональной истории нашей страны;
- овладевать механизмом оценивания исторических событий и роли личности в истории.
Оборудование: учебник; рабочие листы, кластер.
Тип урока: урок рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Вопросы к классу
Учитель:
- Что такое сословие? (Большая группа людей, с одинаковыми правами и обязанностями).
- Из каких слоев населения состояло российское общество в конце XVII в.? (дворяне, мещане, крестьянство).
III. Мотивационно-целевой этап
Учитель. Русский историк А. Кизеветтер утверждал: «Петр не только не ослабил, но еще более усилил тягости, наложенные государством на общество... Видоизменив во многом внешне формы государственных учреждений, Петр оставил в полной неприкосновенности основные начала старой системы общественного устройства».
- Можно ли согласиться с мнением ученого? Обсудим эту проблему на нашем уроке.
Тема урока: «Российское общество в Петровскую эпоху».
ПЛАН УРОКА
- Дворянское сословие.
- Города и горожане.
- Положение крестьян.
Проблемный вопрос: носили ли сословные преобразования в Петровскую эпоху прогрессивный или негативный характер?
IV. Введение в новый материал
Учитель. К началу Петровской эпохи в России были неподатные и податные сословия. Не платили подати, т. е. налоги, представители духовенства и служилые люди. К последним относились как привилегированные слои населения - бояре и дворяне, так и «служилые люди по прибору» - казаки, стрельцы, пушкари, солдаты полков иноземного строя. Податные сословия - это крестьяне и посадские люди - купцы и ремесленники.
Составляем кластер (запись в тетрадь)
При Петре I произошли большие изменения в социальной жизни страны. Предлагаю убедиться в этом на нашем уроке.
Творческое задание. Изучите положение в обществе и образ жизни различных слоев населения.
Инструкция: класс делится на три группы, каждая из которых исследует соответствующий текст учебника, затем выполняет задания рабочего листа. Представлять результаты групповой работы могут несколько человек.
Можно к уроку дать опережающее задание, заранее разбить на 3 группы, чтобы ученики подготовили презентацию по своей теме и защитили проект на уроке.
- Первая группа - дворянство.
- Вторая группа - горожане.
- Третья группа - крестьянство.
V. Работа в группах
Ученики получают рабочие листы по группам.
Первая группа - дворянство.
Цель. Выявить особенности положения дворян в российском обществе, положительные и отрицательные последствия реформ Петра Первого.
Вторая группа - горожане.
Цель. Выявить изменения в структуре городского населения России, положительные и отрицательные последствия реформ Петра Первого для горожан.
Третья группа - крестьянство.
Цель. Охарактеризовать положение крестьян в России в ходе реформ Петра Первого.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Представьте, что вы перенеслись в Петровскую эпоху и получили возможность расспросить представителей дворянства, крестьянства и горожан об изменениях в их жизни в период правления Петра I. Какие положительные и отрицательные моменты наблюдаются в их жизни?
Защита проектов по группам
- 1 группа Презентация1.pptx
- 2 группа Презентация2.pptx
- 3 группа Презентация3.pptx
Общий вывод.В результате сословных реформ изменились внешние формы общественных отношений, но общественный строй остался старым: государство сохранило свой земледельческий и военный характер, привилегированный слой - высокое административное и экономическое положение; городским сословиям по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитии народного хозяйства; крестьянство оставалось самой бесправной частью населения.
- Предлагаю назвать три действия, которые вам удалось выполнить хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.
Домашнее задание
- Прочитать § 7.
- Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор).
Используемая литература
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А.В.Торкунова. Учебник. История России. 8 класс. В 2-х частях. «Просвещение».
- Журавлева, Ольга Николаевна. История. История России: 8-й класс: методическое пособие к учебнику Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова, И.В.Курукина и др. / О.Н.Журавлева. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение.
- Поурочные разработки по истории России. 8 класс: пособие для учителя / Е.Н.Сорокина. - 3-е изд., Москва: ВАКО.