Дело «Княгини Ольги». Интегрированный урок истории и робототехники для в 6-го класса

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: ознакомление учащихся с судебным процессом и формирование общего представления о процессе принятия судебного решения через анализ содержательной стороны исторического произведения и робототехники.

Задачи:

образовательные:

  • показать основные функции суда в уголовном процессе;
  • развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;
  • определить основные роли участников судебных заседаний по уголовному делу;

воспитательные:

  • формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;
  • способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки;
  • воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;

развивающие:

  • сформировать у учащихся навыки полемики;
  • сформировать практические навыки использования роботов в историческом процессе;
  • умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

Методы обучения: проблемный, модельный, ролевая игра.

Тип занятия: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы: групповая, творческая робототехника, игра-суд.

Образовательные ресурсы: Рассказ «Месть княгини Ольги», Конституция РФ, презентация на тему «Упрощенное судебное разбирательство», конструктор «Лего», плакат «Порядок проведения упрощенного судебного разбирательства».

Раздаточный материал: конструкторы Lego, Конституция, уголовный кодекс, памятка адвокату, памятка прокурору, памятка присяжным заседателям.

Основные понятия: «Судебный процесс, судебное разбирательство», «судья, прокурор, адвокат», «присяжные заседатели»

Контроль усвоения умений и навыков: работа эксперта, оценочные листы, выпуск газет о ходе и результатах судебного заседания.

Организация учащихся для работы в группах: все учащиеся заранее были ознакомлены с рассказом Нестора из «Повести временных лет» «Месть княгини Ольги» (приложение № 1), были распределены роли участников судебного разбирательства.

Метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс по конкретному делу. Данный метод является имитацией суда присяжных заседателей, на котором присутствуют: судья - ведет судебное заседание, присяжные заседатели, которые будут слушать обе стороны и выносить решение, две стороны (адвокаты и обвинители). Свидетели - которые представят вещественные доказательства по «Делу» - сконструированные модели роботов.

На доске вывешивается плакат: Порядок проведения упрощенного судебного разбирательства:

  1. Изучить казус (дело, случай)
  2. Получить дополнительную информацию (ст.УКРФ, конституцию)
  3. Получают инструкции по ходу судебного заседания.
  4. Следовать плану проведения слушаний

В процессе участвуют: судья, суд присяжных 2 команды (адвокаты и обвинители) и 2 команды (свидетели).

Судья ведет процесс и следит за временем.

Процесс начинается с выступлений сторон, которые сообщают о своей позиции (требования или ответ на требования, обвинение или защита), приглашают свидетелей (с роботами) и приводят аргументы в ее поддержку (приложение №2, приложение №4).

Стороны с разрешения судьи могут задать вопросы друг другу и приглашать свидетелей по Делу.

Стороны кратко выступают с заключительной формулировкой своей позиции.

По окончании разбирательств в группах, присяжные заседатели по очереди должны огласить решение, указав, какой аргумент оказал решающее влияние на принятие решения (приложение №3).

Участники игры занимают соответствующие столы с табличками.

Действующие лица судебного разбирательства:

  • Судья (председательствующий),
  • прокурор,
  • адвокат,
  • присяжные заседатели (6 человек),
  • подсудимый - княгиня Ольга,
  • свидетели - жители города Искоростень (3 человека),
  • жители города Киева (3 человека)
  • секретарь суда.
  • Эксперты (2 человека)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
  • Получат возможность научиться: работать с текстом; анализировать, высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю; формирование ИКТ компетентности: работать с конструктором Лего и создвать роботов по теме урока.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные:
    • устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
    • Объясняют понятия «Судебный процесс, судебное разбирательство», «судья, прокурор, адвокат», «присяжные заседатели», называть основные стадии судебного разбирательства.
    • Создавать и демонстрировать роботов.
    • Совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, деятельности.
    • Выражать своё отношение к проблеме правонарушающих действий и преступлений осознавать полезность знания юридических законов.
  • Коммуникативные:
    • планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
    • Развитие коммуникативных способностей учащихся.
    • Работать в группе, выступать публично.
  • Регулятивные:
    • принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
    • Развитие умения анализировать материал, работать с информацией и применять навыки робототехники,уметь работать по предложенным инструкциям.
  • Личностные УУД:
    • Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Личностно значимая проблема: Виновна ли княгиня Ольга, осуществляя месть Древлянам?

План занятия:

  1. Распределение ролей участников судебного процесса.
  2. Упрощенное судебное разбирательство (с элементами робототехники) - игра.

Ход судебного заседания

Мотивация

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

На одном из прошлых занятий мы вспомнили понятие «право», попытались определить ту роль, которую оно играет в жизни человека и общества. Мы также выяснили, какие правовые документы помогают защищать права людей. На уроках робототехники вы знакомились с конструктором Лего и программой LegoEducation. Вы научились собирать роботов по готовым инструкциям и самостоятельно программировать их действия. Сегодня мы с вами обобщим все наши знания по разделу и проведем свой собственный судебный процесс над историческим героем - княгиней Ольгой (правительницей Древней Руси); а свидетели судебного заседания представят нам доказательства ее деяний в виде роботов, которых они сконструируют.

После того как в 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности. При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу. Именно за удачливую процедуру мести, летописец называет Ольгу «мудрейшей из всех людей». Ольга совершает мщение. Давайте попробуем оценить поступок Ольги с моральной и правовой точки зрения.

(Оценки детей противоречивые, но аргументированные).

А как оценит поступок Ольги правосудие? Для этого мы сегодня проведем упрощенное судебное разбирательство.

Учащиеся занимают места в классе, в соответствии с выбранной ролью. Команды «Свидетелей» приступают к сборке роботов.

Учитель: «Пока наши «Свидетели - конструкторы» готовят доказательства по «Делу», мы приглашаем специалистов в области Права и истории.

Вызов

Cекретарь - Встать, суд идет!

Председатель (Судья) - Прошу садиться.

Слушается дело княгини Ольги (правительницы Древней Руси), обвиняемой в совершении преступления - многочисленном убийстве.

В зале присутствуют 2 стороны:

  • защита: Адвокат (защитник) - стоит на защите интересов граждан и оказывает юридическую помощь в ведении уголовных и гражданских дел.
  • обвинение: Прокурор (обвинитель) - осуществляет надзор за тем, как исполняются законы, не нарушаются ли права и свободы граждан.

Их задачей является - проанализировать казус и убедить суд присяжных - виновна или не виновна княгиня Ольга.

Предоставляю слово стороне защиты и стороне обвинения.

Осмысление

Представители защиты и обвинения после анализа казуса и юридической литературы (3 мин.), высказывают свою позицию и аргументы (по 2 мин. каждому).

Прения сторон: Прения - это выступления обвинителя и защитника. На этой стадии стороны подводят итоги услышанному на судебном следствии, уточняют свои позиции и просят суд о принятии того или иного решения.

Приглашаются свидетели для предоставления свидетельских показаний. Учащиеся на основе конструктора Lego, под руководством учителя информатики, создают модели роботов: (Свидетели Древляне - Ладью, в которой прибывают послы к Ольге); (Свидетели Киевляне - Голубя).

Модели роботов

Группа №1. (Свидетели Древляне)

«Мы собрали модель «Ладьи»» и запрограммировали ее. Энергия передается от ноутбука на мотор, а от мотора крутится сначала малое зубчатое колесо, затем коронное зубчатое колесо. Оно в свою очередь крутит ось. Колеса лодки крутятся, и она двигается и везет «кукол-послов к Ольге», которых потом вместе с лодкой бросили в большую яму и засыпали землей.

Группа №2. (Свидетели Киевляне)

Мы собрали модель «Голубь». Ольга сказала Древлянам: «Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине». Первым в прениях выступает обвинитель, последним - защитник. После того, как все выступили, каждый может выступить еще раз с репликой и с кратким замечанием на речь своего процессуального противника. В заключение прений последнее слово предоставляется подсудимому.

Когда все выступления закончены и вопросов у суда больше нет, председатель объявляет: «Слушание дела закончено, суд присяжных удаляется на совещание».

При «возвращении» суда присяжных с решением, секретарь снова просит всех встать. Решение выслушивается стоя: Постановление приговора: (Виновна или невиновна княгиня Ольга?)

В заключение председательствующий объявляет: «На этом судебное заседание объявляется закрытым».

Рефлексия

Обсуждение с классом принятого решения:

Как вы считаете, возможны ли другие решения в этом деле, и какие?

Каковы их последствия? На чем основано решение суда присяжных?

(В случае, если решение суда присяжных будет отличаться от решения настоящего суда, то учитель сообщает учащимся об этом и спрашивает: почему настоящий суд принял бы другое решение? На чем было бы основано такое решение?)

Выскажите своё мнение

Какое задание вы запомнили, что открыли для себя на уроке?

  • Я удовлетворён(а) (не удовлетворён) уроком, потому что …
  • Мне понравился (не понравился) урок, потому что …
  • Я оцениваю свою деятельность на уроке …
  • Я открыл(а) для себя новое …
  • Самым трудным для меня было …

Оценивание обучающихся на интегрированном уроке проходило как экспертами, которые наблюдали за работой одноклассников со стороны и выставляли баллы по представленным критериям, так и самими обучающимися в ходе рефлексии, где они выразили свое отношение, и оценили свою деятельность на уроке.

Оценивание обучающихся при работе в группах и для экспертов.

Критерии оценивания

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

1. Дополняет

2. Перечисляет важные факты

3. Активно работает в группе (обобщает идеи, формулирует выводы)

4. Дает точный и полный ответ

  • 0 - не работает
  • 1 - работает слабо
  • 2 - работает хорошо
  • 3 - работает отлично

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает». (Джефри Чосер); «Жизнь - есть дар Божий, ее прекращение или продление зависит только от воли Творца». (Таганцев Н.В. (член гос.совета 1906 г.).

Литература

  1. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова / Е.В.Симонова. - М.: Дрофа, 2022. - 222, [2] с.
  2. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно технического творчества школьников [Текст]: учебное пособие / Т.В.Никитина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 169с.
  3. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Том 2: Учебное пособие для 10−11 кл. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. 304 с. с ил.
  4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004. 272 с.
  5. Княгиня Ольга http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php)