Продуктивное использование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагога

Разделы: История и обществознание


Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно-ориентированного обучения.

В своей работе использую элементы следующих педагогических технологий:

Виды педагогических технологий

Охват обучающихся

Значимость

Проектная технология

100%

Внедрение проектов в практику, подготовка к участию в конкурсах, конференциях

Развитие исследовательских навыков

95%

Обобщение опыта: выступления на НПК, публикация лучших исследовательских работ учащихся

Разноуровневое обучение

65%

Внедрение в работу элементов личностно ориентированного обучения, разработка разноуровневых заданий

ТРИЗ

35%

Реализация в учебном процессе. Обеспечение продуктивности принципов обучения

Обучение в сотрудничестве

64%

Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала

Информационно-коммуникационные технологии

87%

Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Разработка учащимися обучающих презентаций.

Система инновационной оценки «портфолио»

100%

Разработка и корректировка карт уровня достижений по предметам с прописыванием личных ступеней развития каждого учащегося

Здоровьесберегающие технологии

100%

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения: апробация элементов технологии.

Под использованием данных технологий понимаю такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся проблемных, учебно-познавательных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными компетенциями и развитие мыслительных способностей. Реализация на практике учебно-познавательных ситуаций зависит от специфики ученического коллектива, особенностей учебного материала и включает в себя все основные компоненты учебно-познавательной деятельности: мотивацию, учебную задачу, её решение, контроль учителя, переходящий в самооценку учащихся.

Используя ИКТ, учу детей создавать небольшие тексты, работать с ресурсами компьютера, программой Microsoft Office Word. С помощью программы Word и PowerPoint учащиеся самостоятельно, и с моей помощью готовят сообщения и презентации к урокам, проекты. С помощью программы Publisher делаем рекламу, программки-буклеты (анонс открытого урока, внеклассного мероприятия, информацию для НПК). Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Благодаря применению данной технологии, повысилась эффективность обучения; появилась возможность организовать проектную деятельность учащихся, создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала; вырабатывать навык работы с различными источниками информации. Всё это положительно сказывается на уровне знаний учащихся, способствует созданию педагогических условий для развития познавательных и творческих способностей.

Интересна учащимся на уроках истории и обществознания технология «синквейн». Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников.

На уроках активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

Применение современных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, информационно насыщенным. Сегодня в центре внимания педагогов находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектирования. Наибольшие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет учителю не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Под проектным обучением надо понимать весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Таким образом, метод проектов - это педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.