Применение структурно-логических схем на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Школа в настоящее время ведет свою деятельность в весьма непростых, а зачастую и противоречивых условиях. Лавинообразный рост объема научных сведений, популярность социальных сетей, трансформация общественного сознания, его мозаичность привели к информационной перегрузке учащихся. В таких условиях школьники утрачивают способность концентрировать свое внимание, выделять главное, запоминать. Информация становится для них «естественным шумом», в котором весьма сложно выделить по-настоящему значимое.

Но, с другой стороны, школа и педагог действуют в условиях, когда и государство, и родительская общественность предъявляют высокие требования к уровню знаний и умений учащихся, который проверяется разнообразными формами объективного промежуточного и итогового контроля.

Еще сложнее работа учителя истории, где основным объектом изучения является исторический процесс, растянутый по времени. Если ученики на других занятиях изучают предметы «по нарастающей», с усложнением учебного материала от класса к классу, то для выпускника, сдающего в качестве экзамена историю, одинаково важно показать свои знания с пятого по одиннадцатый класс, а также хорошо помнить изученное. Таким образом, история, в отличие от других школьных дисциплин, имеет дело с большими объемами информации, которые необходимо не просто запомнить, а систематизировать, разложить «по полочкам», установив взаимосвязи в изучаемых процессах, явлениях и фактах.

В таких условиях на учителе лежит обязанность не просто развить память ученика, не просто научить запоминать даты, исторических деятелей, термины, смысл и значение исторического события, а, во-первых, уметь определять степень важности для истории того или иного факта/личности/явления и, во-вторых, понимать, какая связь между ними существует, каким образом взаимодействуют изучаемые процессы и личности.

Неоценимую помощь в таких условиях в работе педагога оказывает метод структурно-логических схем, активно и широко используемый сначала в советской, а затем и в российской школе. Он позволяет визуализировать исторический процесс, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и личностями, рассматривать материал в динамике, учить детей определять основное в теме урока. Важным преимуществом логических схем по сравнению с текстом учебника является лаконичность и относительная простота для учащихся, ее концентрированность на исторически важных событиях, явлениях и фактах.

Исходя из опыта работы, можно выделить следующие основные виды схем, нашедших широкое применение в практической деятельности учителя.

1. Схема-характеристика. Данный вид схем в равной мере может использоваться при описании и явления, и исторического деятеля. Он позволяет определить наиболее важные моменты в изучаемом материале.

2. Схема-сравнение. Этот вид схем является развитием схем-характеристик и позволяет изучать однородные явления, растянутые в пространстве, если используется сравнение событий в разных странах, или личность, которая олицетворяет эпоху, или временной промежуток.

3. Схема-установление причинно-следственных связей. Именно данный вид схем является основным на уроках истории. Они позволяют объяснять ученикам глубинную связь явлений, показать логику изучаемых исторических, общественных, культурных и экономических процессов в разных странах и эпохах.

4. Схемы-события. Этот вид схем получил также название «историческая лента». С его помощью учитель устанавливает очередность тех фактов, которые рассматриваются на уроке. Текст учебника находит свое отражение визуально, что позволяет лучше определять порядок тех или иных событий.

Структурно-логические схемы могут применяться с одинаковым успехом на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления или проверки знаний учащихся. На этапе закрепления и проверки знаний возможно удаление отдельной части схемы или целого ряда схем с заданием: учащимся необходимо дополнить или назвать пропущенные или удаленные этапы/элементы.

В то же время нужно отметить, что строить объяснение нового материала исключительно или преимущественно на схемах нельзя. Данный метод не является универсальным и обладает, наряду с достоинствами, некоторыми недостатками. Он не дает учащимся образного представления исторических событий и явлений, не формирует личностного отношения учащихся к изучаемым фактам, не позволяет для более глубокого усвоения в полной мере использовать возможности мультимедийные технологии. Метод логических схем является лишь одним из методов, применяемых на уроке, и должен присутствовать в комплексе с другими формами и методами работы, такими как устное объяснение учителя, работа с терминами, анализ деятельности исторической личности, работа с иллюстрациями, обращение к учебным пособиям, практическая работа с контурными картами, использование видеоматериалов по изучаемой теме.

Использованная литература

  1. Шаталов В. Педагогическая проза. Куда и как исчезли тройки. Точка опоры. 1990 год.
  2. Короткова М., Студеникин М. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. 1999 год.
  3. Латюшин В., Базелюк В., Димухаметов Р., Дудина Л.. Практическая педагогика. Опорные конспекты, таблицы, схемы, карты памяти. 2009 год.
  4. Гимпель Г., Мейенбург Х., Осбург Ф., Пфенниг Г., Хейнц К. Меловые чертежи на уроках истории. 1965 год.
  5. Мырзахметова А.Ж., Хлебников И.Д., Николаев И.В. Практические рекомендации по развитию информационной культуры обучающихся. Часть 1. Технологии развития навыков визуализации при обучении истории. 2022 год.
  6. Логунова Н.П. Использование пиктограмм для обучения учащихся Текст// История и школа. - 2010. - № 12.
  7. Селеменев Сергей. Экранное представление учебного материала (идея, методика, деятельность). https://narodnoe.org/downloads/states/23876
  8. Казиев С., Бурдина Е. История России в таблицах и схемах. 1999 год.
  9. Фортунатов В., Снигирев С., Фирсов А. Отечественная история в схемах и комментариях. 2008 год.
  10. Кириллов В. Отечественная история в схемах и таблицах. 2010 год.
  11. Калмыков Г. Древний Мир. Альбом схем к урокам Истории Древнего Мира в 5-м классе. 2020 год.