Школа в настоящее время ведет свою деятельность в весьма непростых, а зачастую и противоречивых условиях. Лавинообразный рост объема научных сведений, популярность социальных сетей, трансформация общественного сознания, его мозаичность привели к информационной перегрузке учащихся. В таких условиях школьники утрачивают способность концентрировать свое внимание, выделять главное, запоминать. Информация становится для них «естественным шумом», в котором весьма сложно выделить по-настоящему значимое.
Но, с другой стороны, школа и педагог действуют в условиях, когда и государство, и родительская общественность предъявляют высокие требования к уровню знаний и умений учащихся, который проверяется разнообразными формами объективного промежуточного и итогового контроля.
Еще сложнее работа учителя истории, где основным объектом изучения является исторический процесс, растянутый по времени. Если ученики на других занятиях изучают предметы «по нарастающей», с усложнением учебного материала от класса к классу, то для выпускника, сдающего в качестве экзамена историю, одинаково важно показать свои знания с пятого по одиннадцатый класс, а также хорошо помнить изученное. Таким образом, история, в отличие от других школьных дисциплин, имеет дело с большими объемами информации, которые необходимо не просто запомнить, а систематизировать, разложить «по полочкам», установив взаимосвязи в изучаемых процессах, явлениях и фактах.
В таких условиях на учителе лежит обязанность не просто развить память ученика, не просто научить запоминать даты, исторических деятелей, термины, смысл и значение исторического события, а, во-первых, уметь определять степень важности для истории того или иного факта/личности/явления и, во-вторых, понимать, какая связь между ними существует, каким образом взаимодействуют изучаемые процессы и личности.
Неоценимую помощь в таких условиях в работе педагога оказывает метод структурно-логических схем, активно и широко используемый сначала в советской, а затем и в российской школе. Он позволяет визуализировать исторический процесс, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями и личностями, рассматривать материал в динамике, учить детей определять основное в теме урока. Важным преимуществом логических схем по сравнению с текстом учебника является лаконичность и относительная простота для учащихся, ее концентрированность на исторически важных событиях, явлениях и фактах.
Исходя из опыта работы, можно выделить следующие основные виды схем, нашедших широкое применение в практической деятельности учителя.
1. Схема-характеристика. Данный вид схем в равной мере может использоваться при описании и явления, и исторического деятеля. Он позволяет определить наиболее важные моменты в изучаемом материале.
2. Схема-сравнение. Этот вид схем является развитием схем-характеристик и позволяет изучать однородные явления, растянутые в пространстве, если используется сравнение событий в разных странах, или личность, которая олицетворяет эпоху, или временной промежуток.
3. Схема-установление причинно-следственных связей. Именно данный вид схем является основным на уроках истории. Они позволяют объяснять ученикам глубинную связь явлений, показать логику изучаемых исторических, общественных, культурных и экономических процессов в разных странах и эпохах.
4. Схемы-события. Этот вид схем получил также название «историческая лента». С его помощью учитель устанавливает очередность тех фактов, которые рассматриваются на уроке. Текст учебника находит свое отражение визуально, что позволяет лучше определять порядок тех или иных событий.
Структурно-логические схемы могут применяться с одинаковым успехом на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления или проверки знаний учащихся. На этапе закрепления и проверки знаний возможно удаление отдельной части схемы или целого ряда схем с заданием: учащимся необходимо дополнить или назвать пропущенные или удаленные этапы/элементы.
В то же время нужно отметить, что строить объяснение нового материала исключительно или преимущественно на схемах нельзя. Данный метод не является универсальным и обладает, наряду с достоинствами, некоторыми недостатками. Он не дает учащимся образного представления исторических событий и явлений, не формирует личностного отношения учащихся к изучаемым фактам, не позволяет для более глубокого усвоения в полной мере использовать возможности мультимедийные технологии. Метод логических схем является лишь одним из методов, применяемых на уроке, и должен присутствовать в комплексе с другими формами и методами работы, такими как устное объяснение учителя, работа с терминами, анализ деятельности исторической личности, работа с иллюстрациями, обращение к учебным пособиям, практическая работа с контурными картами, использование видеоматериалов по изучаемой теме.
Использованная литература
- Шаталов В. Педагогическая проза. Куда и как исчезли тройки. Точка опоры. 1990 год.
- Короткова М., Студеникин М. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. 1999 год.
- Латюшин В., Базелюк В., Димухаметов Р., Дудина Л.. Практическая педагогика. Опорные конспекты, таблицы, схемы, карты памяти. 2009 год.
- Гимпель Г., Мейенбург Х., Осбург Ф., Пфенниг Г., Хейнц К. Меловые чертежи на уроках истории. 1965 год.
- Мырзахметова А.Ж., Хлебников И.Д., Николаев И.В. Практические рекомендации по развитию информационной культуры обучающихся. Часть 1. Технологии развития навыков визуализации при обучении истории. 2022 год.
- Логунова Н.П. Использование пиктограмм для обучения учащихся Текст// История и школа. - 2010. - № 12.
- Селеменев Сергей. Экранное представление учебного материала (идея, методика, деятельность). https://narodnoe.org/downloads/states/23876
- Казиев С., Бурдина Е. История России в таблицах и схемах. 1999 год.
- Фортунатов В., Снигирев С., Фирсов А. Отечественная история в схемах и комментариях. 2008 год.
- Кириллов В. Отечественная история в схемах и таблицах. 2010 год.
- Калмыков Г. Древний Мир. Альбом схем к урокам Истории Древнего Мира в 5-м классе. 2020 год.