Методическая разработка – технологическая карта урока «Всё для фронта, всё для Победы» (подвиг тружеников тыла Чувашской Республики в годы Великой Отечественной войны)

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель урока: охарактеризовать вклад чувашского тыла в Победу в Великой Отечественной войне.

Задачи урока - образовательные:

  • раскрытие особенностей перестройки народного хозяйства Чувашской Республики на военный лад;
  • выявление основных черт всенародной помощи фронту;
  • показ вклада детей в Победу в Великой Отечественной войне;
  • выяснение роли жителей Красноармейского района в Победе в Великой Отечественной войне.

Развивающие:

  • развитие умения анализа исторических источников, их объективной оценки;
  • формирование навыков самостоятельного добывания знаний;
  • развитие логического и критического мышления, умения публичных выступлений, защиты собственного мнения;
  • закрепление навыков коллективной работы учащихся и совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своего народа, уважительного отношения к истории и культуре родного края, района, села.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-практикум.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация «Всё для фронта, всё для Победы» (Чувашский тыл в годы Великой Отечественной войны), учебник «История Чувашии», карта «Чувашская Республика», газетные статьи муниципальной газеты Красноармейского района «Коммунизм çулĕпе» за 1941-1943 годы.

Ход урока

Работа на уроке происходит в группах. До начала урока дети распределяются по 3 группам. Принцип создания команд: определяются по желанию капитаны групп, и они подбирают себе остальных членов команд.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации -
4-5 мин.

- Добрый день. Давайте вначале посмотрим небольшой видеоролик (Видеоклип «Посвящается труженикам тыла (1941-1945г.»)
- А как вы думаете, каким важным событиям посвящен этот видеоролик?
- Правильно. В 2025 году вся наша огромная страна отметит 80 лет главного для нашей страны праздника - Дня Победы.

- Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

- Ребята, вспомнив видеоролик, попробуйте угадать, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
- Да, сегодня мы будем говорить о Героях войны, без которых также невозможна была наша великая Победа - простых тружениках. Ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Не зря, в первые же дни войны появился лозунг «Всё для фронта, всё для Победы».
- Урок будет посвящен труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны.
- А как вы думаете, жители Чувашии, ваши родственники, члены ваших семей внесли вклад в Победу?
- Так чему конкретно мы посвятим наш сегодняшний урок?
- Правильно. Итак, тема нашего урока «Всё для фронта, всё для Победы» (подвиг тружеников тыла Чувашской Республики в годы Великой Отечественной войны).

- Конечно. Они так же, как все советские люди, трудились в тылу и помогали достичь Победы.

- Трудовому подвигу жителей Чувашской Республики и Красноармейского района в годы Великой Отечественной войны.

Формулирование проблемы -
2 мин.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания главы СССР в годы войны И.В.Сталина: «Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулемётов, орудий, патронов, снарядов, самолётов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи, наладить местную противовоздушную оборону»; «Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, не прошли даром и увенчались полной победой над врагом».

- Какой же будет проблема нашего урока? На какой вопрос мы должны сегодня ответить?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на наши вопросы?

- Каков вклад тружеников тыла в Победу в Великой Отечественной войне? Какую роль сыграли жители Чувашской Республики и Красноармейского района в достижении Победы?
- Изучить подвиги тружеников тыла Чувашской Республики и Красноармейского района в годы войны.

Гипотезы -
2 мин.

Какие у вас будут гипотезы по решению проблемного вопроса? (предлагаемые гипотезы пишутся на доске)

Предлагают свои версии, принимается любая, даже самая абсурдная.
Возможные гипотезы о вкладе жителей Чувашской Республики и Красноармейского района в достижение Победы:
1) жители республики и района внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне;
2) вклад жителей республики и района в Победу был незначителен;
3) труженики тыла не сыграли никакой роли в достижении Победы.

Актуализация знаний
3 мин.

- Великая Отечественная война вошла в каждый дом, принесла неисчислимые бедствия. Отцы, мужья, сыновья, братья ушли на фронт, и не щадя жизни, сражались за Родину. Женщины, старики, дети, оставшиеся в тылу, взвалили всю трудовую ношу на себя. Не зная отдыха, выходных, они своим трудом помогали приближать Победу.
- Давайте прочитаем фрагмент радиообращения премьер-министр Великобритании У. Черчилля 22 июня 1941 года: «Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома; их матери и жены молятся - о да, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя и защитника».

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему выстоял наш народ, в том числе и чувашские люди, жители Красноармейского района, ваши родственники? Как они смогли вынести все тяготы и ужасы войны?
- Вы правы. Люди не думали о том, что совершают подвиг. Они трудились за свою Родину, своих родных и близких.
Называют причины трудового подвига людей в годы войны:
- патриотизм, любовь к Родине, русский дух;
- стремление поддержать своим трудом солдат на фронте;
- желание внести свою лепту в Победу.
Поиск решения
(работа в группах)
- 23 мин.
- Итак, сегодня свой урок мы посвятим труженикам тыла и их вкладу в Победу в Великой Отечественной войне.
- Работа наша будет проходить по 3 группам. А какие правила работы в группах мы должны соблюдать?
- Совершенно верно. В ходе работы капитан команды будет учитывать работу каждого и в конце урока оценит вклад всех членов команды в достижение цели урока. Также каждый из вас сам оценит свою работу. Будем надеяться, ваши оценки будут объективными и заслуженными.
- Уметь слушать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнение других, принимать решения коллективно.
- Каждая группа получает свое задание и ищет ответы в тексте учебника «История Чувашии» и исторических источников (задания высвечиваются на экране и раздаются группам): Идет работа по группам, обучающиеся ищут в тексте учебника и дополнительных источниках ответы на интересующие их вопросы (5-7 мин.)
Затем их ответы заслушиваются с пояснениями, объяснениями новых понятий и фиксируются в тетради.
1 группа - раскрыть особенности перестройки народного хозяйства Чувашской Республики на военный лад (стр. 186-189, 190 учебника «История Чувашии» пункты «Перестройка народного хозяйства на военный лад», «Подготовка рабочих кадров», «Промышленность и транспорт в годы войны», «Сельское хозяйство в годы войны»); 1 группа. Можно выделить следующие особенности перестройки народного хозяйства Чувашской Республики на военный лад:
- в Чувашию было эвакуировано из прифронтовых районов 11 предприятий: Чебоксарский электроаппаратный завод (из Харькова), 5 текстильных фабрик (2 - Чебоксары, по 1 - Канаш, Цивильск, Сундырь), 2 табачные (Чебоксары, Алатырь), чулочная, лентоткацкая, обувные фабрики. Все они были организованы вновь. ЧЭАЗ поставлял электроустановочные изделия танковым и авиационным заводам;
- на промышленных предприятиях республики началась работа по подготовке к выпуску военной продукции: на Канашском ВРЗ - производство боеприпасов, на Алатырском ПРЗ - цех по обработке заготовок артиллерийских снарядов, на Козловском и Шумерлинском деревообрабатывающих комбинатах - выпуск санитарных самолётов;
- многие предприятия лёгкой, пищевой, лесной промышленности выполняли заказы Государственного комитета обороны: повозки, сани, лыжи, черенки к сапёрным лопатам, обмундирование для воинов;
- многие женщины и девушки за короткий срок овладели мужскими профессиями, заменив ушедших на фронт рабочих;
- многие предприятия успешно выполняли и первыполняли планы. За большие успехи в перевыполнении планов в январе 1944г. ЧЭАЗ награждён орденом Трудового Красного Знамени. На Канашском ВРЗ работали 1619 стахановцев и 700 ударников;
- работники сельского хозяйства также вовремя справлялись со своими задачами. За успехи в развитии сельского хозяйства Чувашия в 1942 и 1943 гг. была награждена Красным Знаменем ГКО СССР.
Вывод: народное хозяйство Чувашской АССР быстро перестроилось на военный лад и успешно выполняло задачи, поставленные перед ним.
2 группа - определить особенности всенародной помощи чувашского народа фронту (стр. 189-190 учебника «История Чувашии» пункт «Всенародная помощь фронту»); 2 группа. Одной из форм помощи стране было движение за создание фонда обороны Родины и сбор средств на строительство боевой техники:
- рабочие и служащие отчисляли часть своей работы в фонд обороны;
- проводились воскресники;
- деятели культуры отдавали свои гонорары;
- женщины сдавали украшения, головные уборы хушпу и тухья с серебряными монетами;
- колхозники сдавали продукты;
- многие вносили денежные сбережения, облигации займов;
- были собраны огромные средства на строительство боевой техники: бронепоезд «Комсомол Чувашии», звено боевых самолётов «Осоавиахим Чувашии», танковые колонны «Колхозник Чувашии», «Тракторист Чувашии», на ЧЭАЗ собраны средства на строительство эскадрильи боевых самолётов «Красная Чувашия» и «Комсомолец Чувашии». Крупные суммы на строительство боевой техники вносили коллективы Алатырского ПРЗ, Козловского деревообрабатывающего комбината, Мариинско-Посадской судоверфи и др.;
- собирали тёплые вещи и праздничные подарки для фронтовиков;
- активно участвовали в подписке на Государственный военный заём;
- лечили раненых и больных в эвакогоспиталях. В Чувашии в годы войны было развёрнуто 14 эвакогоспиталей на 3100 коек, где трудились более 700 медработников. Через госпитали прошло более 100 тысяч раненых воинов, из них 73% вернулись в строй.
Вывод: жители Чувашии внесли большой вклад в создание фонда обороны и строительство боевой техники.
3 группа - раскрыть вклад детей в Победу в Великой Отечественной войне на примере школьников Красноармейского района (анализ газетных статей муниципальной газеты Красноармейского района «Коммунизм çулĕпе» за 1941-1943 годы). (Необходимо знание учащимися чувашского языка) 3 группа. Патриотическое движение в помощь фронту имело широкий размах. Активно включились в него и школьники Красноармейского района. Они, не забывая про учёбу, работали не покладая рук для помощи фронту. Изучив статьи муниципальной газеты Красноармейского района «Коммунизм çулĕпе» можно выделить следующие особенности вклада детей Красноармейского района в Победу:
- 5 августа 1941г. ученики Янчёллинской средней школы написали в районную газету письмо «Всю нашу молодую силу - для разгрома врага», под которым подписались 32 ученика. Они хотят помочь фронту, работая в родном колхозе «Победа»: создали бригаду из 32 учеников, разделились на 3 звена, каждое звено берет на себя обязательство по прополке сорняков, строительству пруда, охране колхозного зерна. Ребята призывают всех школьников присоединиться к ним и активно помогать фронту своим трудом;
- Школьники района активно включились в движение по сбору средств на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии». Так, ученики Исаковской основной школы выделили каждый по 5-6 руб. из заработанных ими денег. Активно учащиеся школ района участвовали в сборе средств на строительство танка «Пионер Чувашии»: Янчеллинская школа - 405 руб., Красноармейская СОШ - 318 руб., Алманчинская начальная школа - 105 руб., Убеевская СОШ - 1575 руб. и др.;
- Дети и подростки активно работали на пришкольных и колхозных садово-огородных участках: пололи сорняки, выращивали различные бахчевые и огородные культуры;
- Школьники принимали посильное участие в строительстве новых конюшен, амбаров.
Вывод: дети и подростки Красноармейского района внесли лепту в Победу своим ежедневным трудом, не жалея ни сил, здоровья. Их заслуженно можно назвать «маленькими героями большой войны».

- Как же происходила перестройка народного хозяйства Чувашской Республики на военный лад. Заслушаем ответы первой группы.
- Да, перестройка народного хозяйства Чувашской Республики на военный лад произошла в сжатые сроки. Вся промышленность и сельское хозяйство чувашского края были направлены на обеспечение фронта всем необходимым: Но простые труженики не только своим героическим трудом приближали Победу. Они также собирали и сдавали в фонд обороны всё, в чём нуждались солдаты на фронте. Об этом нам расскажет 2 группа.

- В годы войны никто не оставался в стороне. Свою посильную лепту внесли в Победу и дети, в том числе и школьники Красноармейского района. О трудовом подвиге сверстников нам расскажет 3 группа.

- Жители Красноармейского района в годы Великой Отечественной войны также работали, не покладая рук, для приближения Победы. Данной теме посвятил свою исследовательскую работу … (фамилия, имя ученика). Предоставляем ему слово, а вы, ребята, коротко фиксируйте в своих тетрадях основные моменты вклада наших земляков в Победу. Сообщение ученика с показом презентации по теме (5 мин.)
Свой вклад в достижение победы внесли и наши земляки - уроженцы Красноармейского района:
- В первые же дни войны началась массовая запись добровольцев в ряды Красной Армии. 23 июня 18 земляков первыми добровольцами были отправлены на фронт: В.Афанасьев, М.Алексеев, С.Александров, П.Васильев, И.Васильев, И.Герасимов, П.Ермолаев, Е.Ефремов, И.Иванов, Ф.Леонтьев, И.Николаев, М.Петров, Г.Петров, В.Петров, Г.Павлов, Ф.Прокопьев, Л.Фролов, А.Филиппов. Одним из первых добровольцев стал учительница Красноармейской средней школы Ф.Игнатьева;
- Стали создаваться народные ополчения в помощь Красной Армии. С большим желанием записывалась молодёжь;
- В районе началось обучение населения военному делу: мужчин в возрасте с 16 до 60 лет, женщин - с 18 до 50 лет, организовали курсы сандружинниц. Обязательному обучению подлежали и все старшеклассники;
- Вся тяжесть работ в тылу легла на плечи молодежи, стариков и женщин. Женщины и девушки шли в МТС, садились на трактора и комбайны;
- Ярким примером трудового подвига работников тыла являлся сбор и отправка на фронт теплых вещей и многочисленных подарков. Только в 1941г. жителями района было собрано и отправлено для фронта 2 тыс. овечьих шкур, 1140 кг шерсти, 54 тулупа, 127 шапок, 304 пары варежек, 754 пары портянок;
- Жители района приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений на территории республики: аэродрома в г. Цивильск, земляных сооружений в Батыревском районе;
- Люди сдавали в фонд страны денежные сбережения, облигации государственных займов и другие ценности, отчисляли часть трудодней, сдавали сельскохозяйственные продукты, покупали билеты денежной и вещевой лотереи;
- В счет фонда обороны в районе ежемесячно проводились воскресники и субботники;
- В районе началось широкое движение по сбору металлолома;
- В ноябре 1941 года в районе развернулся сбор средств на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии». К началу декабря на строительство бронепоезда жителями района было собрано 42 тысячи рублей;
- Земляки приняли участие в сборе средств на строительство танковых колонн «Тракторист Чувашии» и «Колхозник Чувашии», эскадрильи самолетов «Комсомолец Чувашии» (к началу 1943г. собрано 180 тыс. руб.), звена боевых самолетов «Осоавиахим Чувашии» (к июлю 1942г. собрано 42, 553 руб.) и «Промкооперация Чувашии»;
- Красноармейский район принял около 2 тысяч эвакуированных из Прибалтийских республик, Ленинградской, Московской и других западных областей, Эвакуированные, как все, трудились на производстве.
Вывод: жители Красноармейского района внесли достойный вклад в Победу, совершая каждодневные трудовые подвиги в тылу.
Применение нового знания.
Вывод - примерное решение учебной проблемы -
3 мин.
- Итак, мы с вами кратко рассмотрели роль тружеников тыла Чувашской Республики и Красноармейского района в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Какой теперь ответ на проблемные вопросы урока мы сможем дать: Каков вклад тружеников тыла в Победу в Великой Отечественной войне? Какую роль сыграли жители Чувашской Республики и Красноармейского района в достижении Победы? Примерные ответы обучающихся:
- Жители Чувашской республики и Красноармейского района внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
- Своим ежедневным трудом наши земляки приближали Победу. Они обеспечивали фронт всем необходимым: продовольствием, оружием, тёплыми вещами и др.
- Дети внесли свой посильный вклад в Победу. Они наравне со взрослыми работали на полях, на заводах, пришкольных участках, собирали средства для помощи фронту, не забывая при этом про учёбу.

- Какие гипотезы подтвердились? Какие оказались ошибочными и почему?
- Таким образом, мы разрешили проблему нашего урока. Мы с вами можем гордиться нашими предками, нашими земляками, которые не только храбро сражались на фронте, но и героически трудились в тылу. Своим тяжёлым, но нужным трудом, они обеспечили поддержку фронту всем необходимым и внесли свой значимый вклад в приближение Победы над врагом. Дети не остались в стороне, и стали маленькими, но очень полезными тружениками тыла. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» реально воплотился в жизнь.
- Молодцы ребята, спасибо всем за активное участие в обсуждении темы. А теперь, пора выставлять оценки за проделанную работу.

- Подтвердилась 1 гипотеза. Ошибочными оказались 2 и 3 гипотезы.

Капитан каждой группы оценивает работу членов своей команды. Оценки выставляются в журнал и дневники. Капитаны каждой группы оценивают работу членов своей команды, ученики ставят оценки в дневники.

Домашнее задание
2 мин.

- Сегодня на уроке из учебника и документальных источников мы узнали о роли тружеников Чувашской Республики и Красноармейского района в приближение Победы. Вам
домашнее задание: узнать о вкладе представителей ваших семей в Победу в Великой Отечественной войне и оформить свою работу в виде сочинения, презентации, исследовательской работы (на ваш выбор). Ведь история страны начинается с малой Родины - с семьи, села, деревни, района и др. И каждый из вас может вписать свою страничку в летопись великой России.