Цель: формирование представлений о глобальных проблемах человечества, определение глобальных проблем, а также научиться выделять плюсы и минусы использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.
Задачи:
- Содействовать формированию знаний о понятии «глобальная энергетическая проблема», «энергетическая безопасность».
- Способствовать формированию умений характеризовать энергетическую проблему, а также определять плюсы и минусы использования альтернативных и возобновляемых источников энергии;
Тип урока: изучение нового материала, интерактивная программа и квест-игра.
Формы урока: групповая, круглый стол, мини дискуссия.
Ход урока
I. Организационный момент
Пприветствие, проверка присутствующих.
II. Актуализация опорных знаний
1. Что такое глобальная проблема? (совокупность природно-экологических и социально-экономических проблем, от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации); выслушивание докладов учащихся.
2. Определите глобальную проблему.
Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Наличие доступной для потребления энергии всегда было необходимо для удовлетворения потребностей человека, увеличения продолжительности и улучшения условий его жизни. В современном мировом хозяйстве энергетика как отрасль является основой развития всего хозяйства. Технологии химической промышленности и машиностроения (отраслей, определяющих научно-технический прогресс) не осуществимы без использования энергии.
История цивилизации - это история изобретения новых методов преобразования энергии, освоения её новых источников и в конечном итоге увеличения энергопотребления.
Первые изменения в росте энергопотребления произошли, когда человек научился добывать огонь и использовать его для приготовления пищи и обогрева своих жилищ. Источниками энергии в этот период служили дрова и мускульная сила человека. Следующий важный этап связан с изобретением колеса, созданием разнообразных орудий труда, развитием кузнечного производства. К XV в. средневековый человек, используя рабочий скот, энергию воды и ветра, дрова и небольшое количество угля, уже потреблял энергии приблизительно в 10 раз больше, чем первобытный человек. Особенно заметное увеличение мирового потребления энергии произошло за последние 200 лет, прошедшие с начала индустриальной эпохи. Оно возросло в 30 раз. (Глобальная энергетическая проблема)
III. Изучение нового материала
1. Характеристика энергетической проблемы.
Давайте сформулируем цель нашего урока (к окончанию урока нам необходимо определить, в чем состоит энергетическая проблема в современном мире и какие пути предпринимаются для ее решения; раскрыть проблемы, связанные с энергетическими ресурсами, в нашей стране).
Для дальнейшей работы вас необходимо объединить в группы.
Каждой группе предлагается карточка с типом электростанции. Необходимо выделить плюсы и минусы каждой и подготовить презентацию.
После теоретической части учащиеся переходят к игре «колонизация планет».
Необходимо расположить источники энергии с учётом особенности планеты.
2. Энергетическая безопасность.
Подумайте и ответьте на вопрос: как вы понимаете, что такое «энергетическая безопасность»? (обеспечение гарантированного бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам.)
IV. Заключение
Существует два пути решения энергетической проблемы: интенсивный и экстенсивный. Экстенсивный - дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и рост энергопотребления. Интенсивный - снижение объемов использования энергии на единицу производимой продукции.
Снижение энергоемкости экономики - это путь предотвращения энергетического кризиса.
Для решения глобальной энергетической проблемы следует: наиболее полно извлекать из недр Земли топливно-энергетические полезные ископаемые, повышать эффективность их использования; внедрять ресурсосберегающие технологии; вторично использовать энергетическое сырье; переходить к альтернативной энергетике.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание
Подготовить сообщение об альтернативных и возобновляемых энергетических ресурсах и проблемах их использования.