Трудовое право для школьников

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»


Пояснительная записка

Когда человек вступает в трудоспособный возраст, то перед государством автоматически ставится задача в приобщении его к труду, что несет за собой важную социально-значимую функцию. Ни один случай трудоустройства молодых граждан в общественное производство не может протекать без регулирующего воздействия законов и иных правовых нормативных актов.

Ознакомившись с нормами права, регулирующими трудовые отношения между работодателем и несовершеннолетним, можно сделать вывод о том, что законодатель несет через букву закона одну очень важную мысль: несовершеннолетние работники в силу своего возраста относятся к категории работников, которые нуждаются в особой защите государства и общества, а привлечение несовершеннолетних к труду на равных условиях со взрослыми чревато высокой детской смертностью, их низкой производительностью труда и попросту нарушает права несовершеннолетних. Трудовое законодательство РФ, опираясь на международные нормативные акты, проявляет заботу об этой категории работников, устанавливает для них льготы, запреты и ограничения, в частности, по приему на работу, условиям труда, расторжению трудового договора, привлечению к ответственности и т.д. В этом, на наш взгляд, и состоит цель правового регулирования труда несовершеннолетних.

Одна из самых распространённых проблем в современных трудовых правоотношениях - дискриминация в данной сфере. Принцип запрета данного явления - один из основополагающих принципов Международной организации труда. Если мы прибегнем к практике, то будет ясно, что имеют место быть нарушение прав работников и дискриминация в трудовой сфере, причём проявляется она в различных формах и касается разных аспектов трудовой деятельности.

Наиболее распространённые виды дискриминации в РФ:

  • гендерная;
  • возрастная;
  • по инвалидности.

Последствиями данного явления являются не только не соблюдение установленного законодательства, но и унижение чести и достоинства как отдельных граждан, так и определенных групп, в том числе и несовершеннолетних.

Одной из причин дискриминации в сфере трудовых отношений является низкий уровень правового воспитания граждан. Проблема кроется в том, что люди не привыкли отстаивать свои права и тем самым пресекать дискриминацию, обращаясь в соответствующие органы власти при обнаружении данного явления.

Цели методической разработки по трудовому праву для школьников - способствовать созданию представлений о труде и трудовых правах, познакомить с основами трудового законодательства для несовершеннолетних.

Задачи:

  • Образовательные. Закрепить умение работать с источниками трудового права, обязательными документами для устройства на работу, правилами собеседования с работодателем. Составить перечень особенностей труда несовершеннолетних.
  • Развивающие. Формировать и развивать навыки работы с первоисточниками, с документами, навыки построения диалога и убеждения, коммуникативные навыки. Дать возможность практически применить и закрепить знания и навыки, полученные при изучении данной темы, решая ситуативные задачи.
  • Воспитывающие. С помощью различных методов преодолевать правовой нигилизм молодёжи, формировать ценностное отношение к труду, к правам и обязанностям человека как основам демократического правового государства.