Деловая игра. «Мы молодые – нам выбирать!»

Разделы: История и обществознание


«Только способность голосовать
составляет квалификацию гражданина».
Иммануил Кант

Опыт показывает, что образовательная подготовка будущих избирателей осуществляется более эффективно, если в учебном процессе используются активные формы овладения основами правовой культуры, нетрадиционные формы уроков.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Занятие рассчитано на два учебных часа.

Форма урока: проектно-ролевая игра.

Цель: формирование правовой культуры, представления о демократическом строе государства, закрепление приобретённых знаний по избирательному праву, применение навыков по избирательному праву в практической деятельности, воспитание гражданско-патриотических чувств, развитие электоральной активности молодежи.

Задачи:

  • осмысление участником себя, как члена своей семьи, школы, российского общества;
  • изучение истории своего края, своего государства;
  • психологическая подготовка к деятельности, общению;
  • осознание важности и ответственности шага, связанного с участием в выборах.

Для проведения данного урока были сформированы команды из учеников 10-х классов.

Каждая команда получила опережающее задание подготовить:

  • Название команды
  • Эмблему

Реквизит: Мультимедийный проектор, бумага формата А-4, фломастеры, маркеры, заготовленные тематические таблички.

Представляются члены компетентного жюри и ведущие.

Сегодня мы с вами будем говорить о выборах, ведь каждый из вас будущий избиратель и от вашей позиции зависит, каким будет наше общество завтра.

Представление команд.

Из истории избирательного права: (выступление ведущих).

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб,

  • "За" - означал белый боб,
  • "Против" - черный.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом.

Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку - "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.

Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде - новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица - губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу области (Губернатора), Глав Администраций районов и Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

Цель выборов - выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

I этап

На первом этапе нашей игры мы с вами выясним, насколько хорошо вы знаете избирательное право. Каждая команда получает карточку с заданием, на которое ей нужно дать правильный ответ. За каждый ответ один балл.

Задачи на знание общих положений избирательного законодательства.

Задача №1

Активное избирательное право - это:

1. Право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2. Право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3. Конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4. Право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в пред выборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Задача №2

По законодательству Российской Федерации пассивное избирательное право не может быть ограничено:

1.Установлением минимального возраста кандидата: не может быть установлено, что минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской федерации, 30 лет - на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления;

2. Установлением максимального возраста кандидата: не может быть установлено, что максимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 70 лет - на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской федерации, 75 лет - на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 65 лет - на выборах в органы местного самоуправления;

3. Установлением требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

4. Установлением максимально возможного количества сроков для занятия определенной должности.

Задача №3

Иностранные граждане, достигшие на день голосования 18 лет, обладают активным избирательным правом в Российской Федерации:

1. При наличии международного договора - наравне с гражданами Российской Федерации;

2. При наличии международного договора - только при условии постоянного проживания на соответствующей территории не менее 10 лет;

3. При наличии международного договора и при условии постоянного проживания на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы в органы местного самоуправления;

4. При наличии международного договора и при условии проживания на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы в органы местного самоуправления, а также при условии подачи документов на получение гражданства Российской Федерации.

Задача №4

В случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, указанные закон и изменения применяются:

1. К выборам, которые будут назначены не ранее чем через один месяц после вступления в силу указанных закона и изменений;

2. К выборам, которые назначены после вступления в силу указанных закона и изменений;

3. К выборам, которые были назначены до вступления в силу указанных закона и изменений;

4. Ко всем выборам, вне зависимости от даты их назначения.

Задача №5

По общему правилу второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, второе воскресенье октября являются днями голосования на выборах:

1. Во все органы государственной власти и органы местного самоуправления на территории Российской Федерации;

2. В федеральные органы государственной власти;

3. В органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

4. Исключительно в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

II этап

Когда же появились органы власти и местного самоуправления в нашем городе? Из истории избирательного права: (выступление ведущих).

До 1904 г. поселок Новониколаевский не имел административных органов власти и местного самоуправления.

28 декабря 1903г. в Новониколаевске прошли ᴨервые выборы в Собрание городских уполномоченных (всесословный орган местного самоуправления, в составе от 12 до 15 человек (по определению губернатора), избираемых через каждые 4 года сходом местных домохозяев, владеющих недвижимым имуществом стоимостью не менее 100 рублей). Было избранно 15 уполномоченных и 7 кандидатов, которые избрали городским старостой крупного предпринимателя Ивана Тимофеевича Сурикова. С этого времени в городе официально было введено местное самоуправление.

29 ноября 1904г. городское общественное управление открыло свои действия. На штемᴨеле города значилось: «Ново-Николаевское городское общественное управление. Город Новониколаевск Томской губернии».
В компетенцию городской думы входило составление обязательных для местных жителей постановлений о противопожарных мерах, порядке содержания в исправности улиц, дворов, бань, пристаней, извозного промысла, об охране городских общественных учреждений и др.; о санитарных мерах по продаже продуктов питания, режиме работы базаров, торговых заведений в праздничные дни, казенной продажи питей, а также разработка проектов городских приходо-расходных росписей, вопросов строительства муниципальных предприятий, внешних связей города.

16 ноября 1919 г. состоялись последние в истории Новониколаевска выборы гласных городской думы. По всем округам победили кандидаты делового беспартийного списка. 27 ноября 55 гласных и 10 кандидатов приводятся к присяге, а 3 декабря 1919 г. они избирают последнего в истории поселения городского голову Рудольфа Самуиловича Шааля. Но управлять ему удалось только 10 дней, поскольку 14 декабря в Новониколаевск вошли части Красной Армии и 17 декабря 1919 г. власть в нем переходит к ревкому. (История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. I. Новосибирск, 2005. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 107-162.)

Мы с вами не только являемся продолжателями прежних традиций, но и строим правовое государство. Поэтому должны знать, каким оно должно быть.

Задание: Какие качества народа, «созревшего для управления самим собой», без контроля и нажима со стороны властей, вы могли бы назвать?

Если вы хотите ответить «да» - поднимите карточку, «нет» - сидите спокойно:

  • самостоятельность общественных организаций;
  • гуманизм, толерантность;
  • активность и высший уровень участия на выборах;
  • правовой идеализм - преувеличение /юли права (законов) в жизни общества;
  • правовой нигилизм - отрицание роли права (закона) в жизни общества;
  • абсентеизм - неявка избирателей на выборы;
  • общая культура;
  • политическая и правовая культура.

Правовое государство - это такое государство, в котором осуществляется главенство конституции, законов, защищаются права и свободы человека

III этап

«Строим правовое государство»

Итак у каждой команды есть «кирпичи» (карточки), на которых написаны признаки правового государства и то, что мешает правовому государству.

Вы должны выбрать те, которые, по вашему мнению, помогут вам построить правовое государство.

Перечень «кирпичей» для правового государства:

  • демократия;
  • правовое государство;
  • правопорядок;
  • законность;
  • равенство всех перед законом;
  • права и свободы человека;
  • верховенство закона;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • коррупция;
  • равное избирательное право;
  • невысокая политическая культура;
  • правовая безграмотность;
  • преступность;
  • взяточничество;
  • равнодушие и апатия людей;
  • экономические трудности.

Если в условиях правового государства сложилось равновесие между правами

  • человека,
  • общества,
  • государства,

то такое общество называется гражданским.

Гражданское общество - это система общественных объединений и связей для поддержки социальных, культурных, духовных и научных ценностей

IV этап

Задания для команд.

Приведите примеры из истории, когда отсутствовало равновесие трех составляющих гражданского общества:

  • личность взяла верх над обществом и государством;
  • государство подавляло общество и личность;
  • партия, как общественное объединение, брала верх над государ­ством и каждой личностью.

V этап

«Верю, не верю». Тематические вопросы, таблички «ДА» и «НЕТ».

Каждая команда получает табличку «ДА», «НЕТ». Ведущий читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». После того как вопрос прочитан, участники поднимают табличку, в зависимости от своего мнения. По итогам каждого вопроса, те учащиеся, которые верно заняли позицию, получают по одному жетону. Все участники вновь становятся в середину комнаты. Побеждает тот, кто в итоге наберет наибольшее количество жетонов.

Вопросы:

  1. Верите ли вы, что верхняя палата первого в истории России парламента, начавшая свою работу в 1906 году называлась Государственный Совет? (Да).
  2. Верите ли вы, что избирательное право женщинам в России было предоставлено раньше, чем в Англии и Франции? (Да).
  3. Верите ли вы, что избирательными правами не обладают граждане, находящиеся в изоляторе временного содержания? (Нет).
  4. Верите ли вы, что избиратель может получить бюллетень по водительским правам? (Нет).
  5. Верите ли вы, что в выборах в I Государственную Думу в 1906 году не могли участвовать женщины? (Да).
  6. Верите ли вы, что в настоящее время возраст получения избирательного права в России равен 20 годам? (Нет. Он равен 18 годам).
  7. Верите ли вы, что лишенцы - это люди, лишённые избирательных прав по своему социальному положению по конституции 1924 года? (Да).
  8. Верите ли вы, что Россия находится в реальном демократическом режиме с декабря 1993 года? (Да).
  9. Верите ли вы, что. поселок Новониколаевский не имел административных органов власти и местного самоуправления до 1904г.? (Да).
  10. Верите ли вы, что гражданин, пришедший в день голосования на избирательный участок, пользуется активным избирательным правом? (Да).

VI этап

Ведущий зачитывает всем командам вопрос, называя его порядковый номер. Допускается однократное повторение текста вопроса.

После текста вопроса ведущий дает команду «Время!», что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание по командам проходит в течение одной минуты. После окончания времени, отведенного командам на обсуждение, им дается 30 секунд, для того, чтобы записать и сдать карточку с ответом. Команды должны обосновать свой ответ.

1. Закончите, пожалуйста, афоризм американского юриста и писателя Луиса Брандейса: «Если мы хотим добиться уважения к закону, мы сначала должны создать…» Что?

Ответ: «…закон, достойный уважения».

2. Где, по мнению поэта И.Бродского, недостаток пространства компенсируется избытком времени?

Ответ: в тюрьме.

3. Томас Джефферсон провозгласил в своей «Декларации независимости» равное право людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Однако не его, а другого человека американцы считают человеком, сделавшим всех равными. Кого?

Ответ: полковника Сэмюэля Кольта.

4. Закончите, пожалуйста, афоризм Джона Локка «Создавайте не много законов, но следите за тем, чтобы…»

Ответ: «они соблюдались».

5. Продолжите пословицу: «Не всё, что разрешает закон, позволяет…»

Ответ: «совесть».

VII этап

Нарисуйте агитационный лист на тему «Твоё будущее - в твоих руках!».

Защитите свой лист.

Какой мы можем сделать вывод? (учащиеся сами формулируют вывод урока);

Для того чтобы этот выбор был правильным необходимо не только хорошо знать и соблюдать законы, но и быть неравнодушным человеком. Всегда и везде проявлять активную жизненную позицию. Выбор за нами!

Пока жюри подводит итоги, мы с вами ответим на вопросы анкеты.

Анкета

1. Волнует ли вас ваше будущее?
а) Да
б) Нет

2. Волнует ли вас судьба вашей страны?
а) Да
б) Нет

3. Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?
а) Да
б) Нет

4. Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?
а) Да
б) Нет

5. Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?
а) Это мой долг
б) Потому что все ходят
в) Не знаю
г) Понимаю, что надо, но лень идти
д) Это ничего не изменит
е) Неинтересно
ж) другое __________________

VIII этап

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Домашнее задание. Написать эссе на тему «Политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на следующее поколение». (У.Черчиль)