История и обществознание
-
Интеллектуальная игра "Гражданская война и интервенция в России" (повторительно-обобщающий урок). 9-й класс 2006
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме интеллектуальной игры с моментами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого ученика, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Игра учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
-
Духовная оппозиция и церковный раскол. (Социальный и культурный феномен раскола) 2006
Данный урок является продолжением темы "Религиозно-церковная жизнь в XVII в. Раскол в русской православной церкви" (1-й урок "Реформы патриарха Никона"). Цели урока - формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе; оценка церковного раскола современниками и потомками; развитие умения прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.
-
Внеклассное мероприятие по истории. Сценарий выступления лекторской группы. Тема: "Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается. Битва за Москву" 2006
Сегодня можно встретить подростков, которые плохо понимают и не представляют себе события Великой Отечественной войны, не знают о родственниках – участниках войны. Чтобы изменить ситуацию, в нашей школе организована работа лекторской группы, выступления которой посвящены Дням воинской Славы России. Такая форма работы приобщает школьников к истории своей страны, развивает патриотизм и чувство гордости за свой народ.
-
Мультимедийный урок истории по теме: "Огненная дуга" 2006
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Применение компьютера на уроке оправдано прежде всего при большой индивидуализации работы учащихся. Любая форма работы над исторической темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, документальных и справочных материалов.
-
Урок истории в 5-м классе по теме: "Образование в Древнем Египте" 2005
Урок развивающего обучения. В ходе решения познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала и умение использовать его на практике. Урок предполагает опору на личный жизненный опыт учащихся и их знания из других предметных областей.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Урок в 9-м классе по курсу "обществознание" на тему: "Нравственные и правовые основы семьи" 2005
На данном уроке я попыталась связать теоретические положения курса обществознания с социальным опытом учеников, что способствует освоению системы знаний о социальной действительности, развитию мышления и интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла, воспитанию гражданской ответственности. Кроме того, это развивает умение спорить, способность к оценке собственных социальных возможностей, навык самоорганизации, вырабатывает способность самостоятельно разрешать личные проблемы, реализовывать свои жизненные планы. Таким образом, представленный урок способствует приобретению определенного социального опыта, а также положительно влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия в древности". 5-й класс 2005
Данный урок является повторительно-обобщающим по теме "Передняя Азия в древности". Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, развитие любознательности учащихся, повышение интереса к истории. Задания предполагают систематизацию полученных знаний. В случае, когда способ выполнения задания учащимся неизвестен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче, например, "Историческая арифметика", "Пословицы в ребусах".
-
Русский фольклор как исторический источник 2005
История фольклора неразрывна с историей народа. Изучением фольклора занимались и занимаются исследователи таких наук, как философия, история, филология, этнография, археология и др. Особенно эффективно использование фольклорного материала на уроках истории в 6–7-х классах. В произведениях фольклора мы можем увидеть описание русских городов.
-
Итоговый урок-практикум в 11-м классе по теме: "Гражданская война в России" 2005
Проблемный характер урока по Отечественной истории в 11-м классе, активизация познавательной деятельности учащихся создают условия для конкретно-исторического и теоретического анализа событий России ХХ века, развивает у учащихся умение обобщать, анализировать исторические явления, давать оценку историческим личностям в истории Отечества.
-
Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005
История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
-
Тема урока по истории: "Индия и Китай в древности". 5-й класс 2005
Урок знакомит учащихся 5-х классов с Древним Китаем и Индией. Идет рассказ о двух древних цивилизациях, что общего и различного в их развитии.
-
Тема урока: "Причины победы большевиков в Гражданской войне" 2005
Урок-проект по истории, который помогает ученикам через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология "военного коммунизма", крестьянства в гражданской войне, "белый" и "красный" террор и другие, выяснить причины победы большевиков в Гражданской войне, а также понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, насилия, произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа "осчастливить" народ.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Память моя блокадная…" 2005
Ленинград - это одна из памятных страниц истории нашего государства. Его судьба неотделима от нашего народа. Героическая оборона города в годы войны стала символом мужества. На примере бессмертного подвига его жителей воспитано не одно поколение наших соотечественников. "Память моя блокадная" - встреча двух поколений. "Дети 40-х и молодость XXI века". Дети 40-х чье детство прошло в суровые годы и молодежь сегодняшнего дня, которая, приклоняясь перед их мужеством, стала инициатором акции, внесшей посильный вклад в создание памятника "Детям войны" в г. Красноярске.
-
Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" 2005
Мировая революция, великая индустриальная держава, сплошная коллективизация, "экономическое чудо", "большой террор", "культурная революция", судебные прения, Сталин: "отец народов" или " враг народа".
-
Тема урока: "Семинарская система работы на уроках социально-политического цикла" 2005
Для преподавания гуманитарных дисциплин в ФГОУСПО "ЕМРПТ" используется лекционно-семинарская форма работы. На лекционных уроках преподаватель объясняет новую тему, ставит проблему перед студентами, решение которой выносится на общее обсуждение. Семинары по предмету "Основы философии" отличаются, к примеру, от семинаров по предмету "Основы социологии и политологии" тем, что последние принимают форму политического диспута. Обсуждение философских проблем проходит более спокойно, но это не значит, что нет желания спорить. Преподаватель и студенты спорят на равных, дискуссии проходят очень живо, интересно, вовлекают всю группу в общий разговор. Семинары необходимы, они помогают студенту тщательно, от урока к уроку, систематизировать свои знания.
-
Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы в Сергиево-Посадской муниципальной гимназии 2005
Задача исторического образования в Сергиево-Посадской гимназии включает в себя исследование исторических процессов в диалектическом альтернативно-многовариативном и закономерно-объективном развитии. Реализация этого подхода осуществляется за счет накопления и систематизации материала, его письменной фиксации, критического анализа материала через изучение источников и дискуссию, теоретическое обобщение на основе межпредметных связей.
-
Урок по истории на тему: "Импрессионизм, как реалистическое направление в живописи конца ХIX — начало ХХ века". 10-й класс 2005
Бинарный урок (история и рисование) с использованием социокультурных технологий. На урокае показаны принципиальные изменения в искусстве в конце XIX - начале XX века, появление нового направления в искусстве - импрессионизм. Учащиеся познакомились с некоторыми из представителей импрессионизма: К.Моне, О.Ренуаром, В.Ван-Гогом, П.Гогеном. Были раскрыты особенности живописного языка художников, манера письма, через идейные задачи ипрессионизма, продиктованные своим временем. Ребята увидели гуманистические черты живописи художников, их стиль, объёмное восприятие картин художников-импрессионистов.
-
Дидактические игры на уроках истории 2005
Урок предполагает повторение пройденного материала за 7–8-й класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.
-
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс 2005
Работа в малых учебных группах - один из эффективных и просто интересных методических приёмов. Коллеги, предлагаю конспект урока по истории России в 10-м классе по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". Пусть дети на уроке работают, общаясь.
-
Урок-повторение по теме: "Единство — сила!" 2005
"Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее". Эта фраза В.Г.Белинского стала очень актуальна. Перемены, происходящие в нашей стране, политические страсти и заботы повседневности не только не ослабили интерес к истории, а наоборот привели к ещё более острому восприятию проблем прошлого.
-
Викторина по краеведению 2005
Работа по истории края предназначена для 5-го класса. В результате подготовки учащихся к таким викторинам развиваются умения и навыки, необходимые для активной, творческой жизнедеятельности человека в современных условиях.
-
Урок по истории в 10-м классе по теме: "Преобразования Петра I. Петр Великий — чудо или чудовище?" 2005
Я предлагаю для публикации повторительно-обобщающий урок в 10-м классе. Это проблемный урок с элементами интерактивного обучения. Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, что повышает эффективность урока, позволяет каждому ученику проявить себя. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности.
-
Игра "Умники и умницы" по теме: "Культура России в первой половине XIX в." 2005
Проводя игру "Умники и умницы", повторяем с учащимися основные достижения русской культуры первой половины XIX века.
-
Формирование исторического мышления в условиях модернизации системы образования 2005
Если ученик способен дивергентно рассматривать исторический процесс, то можно утверждать, что главная цель исторического образования достигнута, но при этом необходимо учитывать важность принципиального подхода к вопросу исторического процесса, в ином случае все превратится в игру и не более.
-
Урок истории по теме: После войны: "война" и мiръ! 11-й класс 2005
Урок по Всеобщей истории в 11-м классе помогает учащимся понять особенности международных отношений после окончания Второй мировой войны. Лабораторная работа развивает информационную грамотность, выводы способствуют осознанию значения толерантности как факта общественной и личной жизни.
-
Урок по истории: Создание советского государства 2005
Урок обобщает и углубляет знания учащихся по вопросу становления Российского государства в IX–XX веках, развивает навыки работы с документами, способствует активизации мыслительной деятельности, а именно: умению анализировать и сравнивать на примерах государственного аппарата XV, XVIII, XX веков.
-
Олимпиада по истории России среди учащихся 7–8-х классов по теме: "Смута в России в начале XVII в." 2005
В МОУ Воротынская средняя школа р.п. Воротынец Нижегородской области ежегодно проводятся олимпиады по истории России среди учащихся 7–8-х классов по самым разнообразным темам. В 2005–2006 учебном году прошла олимпиада, посвященная Дню народного единства. Учитывая возрастные особенности учащихся, олимпиада проходит в форме игры "Паруса истории".
-
Интегрированный урок алгебра + история культуры народов "Текстовые задачи в истории Республики Марий Эл" 2005
Урок "Текстовые задачи в истории Республики Марий Эл" приурочен к 60-летию со дня основания гимназии №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл и освещает основные памятные даты и события в истории города и края.
-
Основные вехи политической истории России во второй четверти XVIII века. Период дворцовых переворотов 2005
Методическая цель занятия - показать использование технологии полного усвоения, направленной на активизацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. За основу взята групповая форма работы, способствующая формированию навыков учебного сотрудничества, коммуникативных способностей старшеклассников. На уроке развиваются творческий, критический и другие виды мышления, аналитические способности.