Тема урока: "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитательные: повышать интерес к предметам география, история, МХК. Развивать активность, воспитывать чувство гордости и уважения к истории страны, культурным и природным ценностям.
  • Развивающие: развивать у учащихся память, внимание, способность сосредоточиться и находить правильные решения.
  • Познавательные: расширить кругозор учащихся об отдельных исторических событиях, географических объектах и культурных связях, способствовать накоплению знаний.
  • Практические: способствовать совершенствованию общения, приучать к правильности, четкости и громкости речи, развивать актерские способности.

Оформление: Небольшая сцена с атрибутами для театрализации, барабан с цветными стрелками, поле с цветными секторами, три кресла для участников, сектора отмечены цветными флажками, информационное табло (красная, зеленая и синяя кареты с кармашками для верст). Эмблема, портреты путешественников. Музыкальное сопровождение.

Учитель: Добрый день! Сегодня в завершении недели географии, истории и культуры, проходящей под девизом: “В мире прекрасного”, мы проводим игру “Колесо истории”. Приветствуйте участников игры:

На красной карете будет совершать путешествие ______________.

На зеленой ______________________.

На синей _______________________.

Посмотрим, готовы ли болельщики помочь своим лидерам. На вопрос можно отвечать хором.

Вопрос к красному сектору: Наука, изучающая прошлое человечества, во всей его конкретности и многообразии? (История).

Вопрос к синему сектору: Исторически развивающаяся мировая система, созданных человеком материальных и духовных ценностей? (Культура).

Вопрос к зеленому сектору: Наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности? (География). Итак, мы определили направления, по которым сегодня будет проходить игра.

1 сцена. “Екатерина II и Безбородко”

Безбородко: - Матушка – государыня, этого господина не надобно бы пускать в Эрмитаж. Я, почитай, каждый его визит беспрестанно подхожу к нему с ящиком, и этот враль почти один наполняет ящик деньгами. Этак он скоро совсем разорится.

Екатерина II: - Пусть приезжает, мне дороги такие люди, после твоих докладов и после докладов твоих людей я имею надобность в отдыхе, мне приятно изредка послушать вранье.

Безбородко: - О! Матушка – императрица, если тебя это развлекает, то пожалуй к нам в первый департамент правительствующего Сената; там толи ты услышишь!

I тур.

Учитель: В Эрмитажных собраниях, при императрице Екатерине II, некоторое время заведен был ящик для вклада штрафных денег за вранье. Всякий провинившийся обязан был опустить в него 10 копеек медью. При ящике назначен был казначей Безбородко.

Вопрос: Куда потом шли эти деньги из ящика лгунов?

Варианты ответа:

  1. Раздавали бедным;
  2. Пополняли казну;
  3. Шло на жалование служащим Эрмитажа;
  4. Шло на реставрацию коллекций. (1)

Учитель: Если вы не забыли, то наши герои говорят в стенах Эрмитажа. Пожалуй, вам известно, что Эрмитаж, как частное собрание Екатерины II. Здания Эрмитажа включают Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Вопрос: Что означает в переводе с французского слово Эрмитаж?

Варианты ответа:

  1. Царская резиденция;
  2. Коллекция;
  3. Место для развлечений;
  4. Место уединения. (4)

2 сцена. “Фике и маман”

Фике: Скажите, маман, к чему меня готовят, заставляя танцевать под скрипку и слушать музыку, которую я не выношу?

Маман: Вас готовят к замужеству.

Фике: А что я должна делать в замужестве?

Маман: Вы должны служить образцом поведения. И прошу не объедаться за столом. (Вносят письмо.)

Фике: Могу я знать, что здесь написано?

Маман: Нет!… Я еду в Россию и везу вас туда. Это великая тайна. Пока мы скачем в Россию, ни одна кошка в Европе не должна знать. Мы отъезжаем под именем графинь Рейнбек и лишь в Риге сможем назваться своими подлинными именами. Разрешаю вам взять с собой в Россию три платья, остальные пригодятся вашим сестрам, когда подрастут… скромность, украшает невинность. Я позволяю взять в Петербург медный кувшин. Пусть русские дикари видят, что вы явились не с пустыми руками. Захотите помыться, и вам не придется краснеть, выпрашивая кувшин у императрицы…

Фике: (глядя в окно) Куда стремятся эти толпы людей?

Маман: О! Эти несчастные нищие в Германии, которые мечтают стать богатыми в России.

Фике: Неужели в России для всех хватит места?

Маман: Эта страна беспредельна.

Фике: И богата?

Маман: Сказочно богата, дитя мое!

Вопрос: Все мы знаем Екатерину II – императрицу всея Руси как Екатерину Великую. Именно это имя получила после крещения немецкая принцесса Софья-Фредерика-Августа-Анхальт Цербская. Такое имя было непривычно для россиян, поэтому до крещения в православной церкви ее называли более кратким именем:

  1. Принцесса Софья;
  2. Принцесса Августа;
  3. Принцесса Фике;
  4. Принцесса Фреди. (3)

Учитель: Итак, мы продолжаем путешествие в эпоху Екатерины II.

3 сцена. “Екатерина II и Миних”.

Миних: Каторга, она и есть каторга,… Не угодно ли вашему величеству, чтобы явился к вам с того света супруг ваш покойный? – Вот самозвано нарек себя Петром III.

Екатерина: Ну, понравилось тебе императором быть? Не убивал говоришь никого, не шумствовал?! Тихой значит? Все мы тихие. Вот тебе на водку. Ступай прочь!

Миних: Это еще что, у меня отбывают каторгу еще два императора Петр II с Иоанном Антоновичем, сыном покойной Елизаветы…

Екатерина: А меня еще нет на каторге?

Миних: Не теряю надежды….

Учитель: Самозванство было широко распространенным на Руси явлением. Причин тому было не мало. Среди них и вера простого народа в возможность “чудесного избавления” и постоянная надежда на доброго царя!

Вопрос: Пугачев был одним из таких самозванцев. Под именем, какого царя Пугачев возглавил восстание 1773 – 1774 гг.?

Варианты ответа:

  1. Петра I;
  2. Петра II;
  3. Петра III;
  4. Павла I. (3)

II тур.

Учитель: Во все времена люди любили путешествовать. Одни для своего удовольствия, другие из любопытства, а третьих путешествия так захватывали, что это становилось делом их жизни. Этот путешественник провел в Центральной Азии в общей сложности около 15 лет, пересек около 33000 км пространства.

4 сцена. Н. М. Пржевальский.

Пржевальский (пишет). – Гоби своим однообразием производит на путешественника тяжелое, подавляющее впечатление. По целым неделям к ряду, перед глазами встают одни и те же образы, то неоглядные равнины, отливающие желтым цветом высохшей травы, то черноватые изборожденные скалы, то пологие холмы… Раскаленная почва пустыни дышит жаром, как из печи. Становится очень тяжело: голова болит и кружится, пот ручьем льет с лица и со всего тела… Животные страдают не меньше нас. Верблюды идут, разинув рты и облиты потом, словно водой: даже наш неутомимый Фауст бредет шагом, понурив голову и опустив хвост.

Вопрос: В своем дневнике Николай Михайлович называет имя своего четвероногого спутника – Фауста. Какому животному принадлежало это прозвище?

Варианты ответа:

  1. верблюду;
  2. лошади;
  3. собаке;
  4. оленю. (3)

5 сцена. “Путешественники”.

1 путешественник: Я вчера вернулся из путешествия по реке Конго.

2 путешественник: О! Я много знаю про эту реку. Но ни разу на ней не был. Ты вместе с ней дважды пересек экватор? Жара! Пляж…

1 путешественник: Что ты, она близко не подходит к экватору, и купаться в ней, большого желания нет. Холодно. Бр-р-р…

2 путешественник: Да ты что? А везде пишут обратное. Давай, расскажи подробнее про нее…

1 путешественник: Название свое река оправдывает – спокойная, тихая река.

2 путешественник: Постой, как спокойная? Я читал, что на ней множество порогов и водопадов. Вот – Ливингстон, например…

1 путешественник: Боже! Какой Ливингстон? Я же говорю, что река получила свое название от слова “конгет”, что значит спокойная.

2 путешественник: Ничего не понимаю. Но скажи, ты добрался до ее устья?

1 путешественник: Конечно!

2 путешественник: И что видел Гвинейский залив, какой он. А?

1 путешественник: Ты о чем? Река Конго относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

2 путешественник: Ни чего не пойму. Врешь ты все!

Вопрос: Путешественник ничего не напутал. У многих географических объектов есть свои тезки. Например, у нашей столицы есть несколько тезок, одна Москва находится в США, другая в Узбекистане. А вот помимо всем знакомой Оки, впадающей в Волгу, имеется и другая, протекающая в Восточной Сибири. И совсем не солгал путешественник: он побывал на реке Конго, тезке могучей африканской реки, протекающей на территории России, которая является притоком… какой реки, по-вашему?

Варианты ответа:

  1. Лены;
  2. Амура;
  3. Енисея;
  4. Колымы. (4)

Учитель: Коль мы уже заговорили о названиях, хочу задать вопрос о явлении, с которым мы встречаемся очень часто. Наледь – образование, обычное на реках, озерах или в долинах рек Сибири и Дальнего Востока. Когда зимой вода, выступающая на поверхность замерзших рек, озер быстро замерзает, образуя слои свежего льда. В течении долгой северной зимы значительных размеров.

Вопрос: Как называется эта наледь у нас в Якутии?

Варианты ответа:

  1. Торосы;
  2. Торын;
  3. Кум;
  4. Курум. (2)

Учитель: Самый большой Торын возникает в Улаханской долине реки Момы (правый приток Индигирки) длина – 40 км., ширина 3,5 км., высота от 3 до 8 м.

III тур.

Учитель: Колесо истории крутится. Человек меняется и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления о нравственности, их служебные обязанности, обычаи, одежда: почему они так поступали. Л. Н. Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения ее мелочей нет понимания истории.

6 сцена. “Официанты”.

1: Что на первое хорошему гостю подашь?

2: Суп “потофэ” в горшочке.

1: Еще какой?

2: Суп из тортю можно.

1: А что за тортю?

2: Ящерица с шелухой азиатская.

1: А еще чего?

2: Перед супом салат ливелье.

1: Дурак, оливье салат!

2: Оливье, я и хотел сказать.

1: А какой соус к холодной осетрине?

2: Паравансаль!

1: Провансаль, дурак! А знаешь, что такое бланманже?

Учитель: На этом мы прервем собеседников. В прежние времена для службы избалованному, прихотливому обществу от официанта требовалась большая сноровка. Главное – это служить гостю, посоветовать ему самые дорогие кушанья и вина. Официант должен был знать 1000 блюд. Но вернемся к нашим собеседника. Хочу напомнить, какой вопрос задал распорядитель новенькому официанту.

Вопрос: Что такое бланманже?

Варианты ответа:

  1. Коктейль из фруктов и мороженного;
  2. Мороженное с дольками ананасов и бананов;
  3. Пирожное из молока с желатином; (мусс)
  4. Пирожное с заварным кремом. (3).

7 сцена. “Официанты”

1: А что такое бланманже?

2: Белое пирожное, которое из молока с желатином и дрожит…

1: А как поднос на пять персон с графином и с закуской понесешь?

2: На пять пальцев в левую руку и правой за край прихват. “Салфет” на “плечь”, голову чуть назад, грудь выставить!

1: Это так… А как за подарок благодарность выразишь?

2: Покорнейше вас-с благодарю-с за не оставление внимание-с.

Учитель: Вы, наверное заметили, что в последней фразе, сказанной для гостя, официант несколько раз употребил частицу – с?

Вопрос: Для чего? Что обозначало присоединение к словам – с?

Варианты ответа:

  1. Говорила о том, что собеседник выше по положению в обществе;
  2. Частица вежливого обращения, возникла из обращения “сударь”;
  3. Таким образом, выражали благодарность. (2)

Учитель: В России в XIX веке частица “с” была распространена как частица вежливого обращения. Особое распространение носила в чиновничьей среде.

8 сцена. “Чиновник”

Чиновник: Я человек вполне образованный, поэтому одеваюсь как все порядочные люди. Умею вставлять в глаз стеклышко, легко вальсирую, полькирую, говорю по-французски, притворяюсь, будто мне неловкость говорить по-русски. Выработал в себе известную осанку, известные приемы в салоне, в театре…

Учитель: Весь образ жизни такого “порядочного” человека был строго регламентирован. В каком бы кругу не пришлось вращаться, каждая личность, желая произвести впечатление благовоспитанной особы, должна была уметь прилично кланяться.

Вопрос: Вы молодая девушка. Вам предстоит приветствовать даму почтенных лет. Ваш поклон…

Вариант поклона:

  1. Более глубокий реверанс;
  2. Менее глубокий реверанс;
  3. Почтенное склонение головы. (1).

Супер игра.

Учитель: Перед вами три флага:

  1. Флаг Франции;
  2. Флаг Германии;
  3. Флаг Швейцарии.

Вам покажут контур одной из этих стран. Контур, какого государства изображен на планшете? Сделайте только шаг в сторону флага этого государства.

Подведение итогов игры, награждение победителя.