Цели:
- Воспитательные: повышать интерес к предметам география, история, МХК. Развивать активность, воспитывать чувство гордости и уважения к истории страны, культурным и природным ценностям.
- Развивающие: развивать у учащихся память, внимание, способность сосредоточиться и находить правильные решения.
- Познавательные: расширить кругозор учащихся об отдельных исторических событиях, географических объектах и культурных связях, способствовать накоплению знаний.
- Практические: способствовать совершенствованию общения, приучать к правильности, четкости и громкости речи, развивать актерские способности.
Оформление: Небольшая сцена с атрибутами для театрализации, барабан с цветными стрелками, поле с цветными секторами, три кресла для участников, сектора отмечены цветными флажками, информационное табло (красная, зеленая и синяя кареты с кармашками для верст). Эмблема, портреты путешественников. Музыкальное сопровождение.
Учитель: Добрый день! Сегодня в завершении недели географии, истории и культуры, проходящей под девизом: “В мире прекрасного”, мы проводим игру “Колесо истории”. Приветствуйте участников игры:
На красной карете будет совершать путешествие ______________.
На зеленой ______________________.
На синей _______________________.
Посмотрим, готовы ли болельщики помочь своим лидерам. На вопрос можно отвечать хором.
Вопрос к красному сектору: Наука, изучающая прошлое человечества, во всей его конкретности и многообразии? (История).
Вопрос к синему сектору: Исторически развивающаяся мировая система, созданных человеком материальных и духовных ценностей? (Культура).
Вопрос к зеленому сектору: Наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности? (География). Итак, мы определили направления, по которым сегодня будет проходить игра.
1 сцена. “Екатерина II и Безбородко”
Безбородко: - Матушка – государыня, этого господина не надобно бы пускать в Эрмитаж. Я, почитай, каждый его визит беспрестанно подхожу к нему с ящиком, и этот враль почти один наполняет ящик деньгами. Этак он скоро совсем разорится.
Екатерина II: - Пусть приезжает, мне дороги такие люди, после твоих докладов и после докладов твоих людей я имею надобность в отдыхе, мне приятно изредка послушать вранье.
Безбородко: - О! Матушка – императрица, если тебя это развлекает, то пожалуй к нам в первый департамент правительствующего Сената; там толи ты услышишь!
I тур.
Учитель: В Эрмитажных собраниях, при императрице Екатерине II, некоторое время заведен был ящик для вклада штрафных денег за вранье. Всякий провинившийся обязан был опустить в него 10 копеек медью. При ящике назначен был казначей Безбородко.
Вопрос: Куда потом шли эти деньги из ящика лгунов?
Варианты ответа:
- Раздавали бедным;
- Пополняли казну;
- Шло на жалование служащим Эрмитажа;
- Шло на реставрацию коллекций. (1)
Учитель: Если вы не забыли, то наши герои говорят в стенах Эрмитажа. Пожалуй, вам известно, что Эрмитаж, как частное собрание Екатерины II. Здания Эрмитажа включают Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
Вопрос: Что означает в переводе с французского слово Эрмитаж?
Варианты ответа:
- Царская резиденция;
- Коллекция;
- Место для развлечений;
- Место уединения. (4)
2 сцена. “Фике и маман”
Фике: Скажите, маман, к чему меня готовят, заставляя танцевать под скрипку и слушать музыку, которую я не выношу?
Маман: Вас готовят к замужеству.
Фике: А что я должна делать в замужестве?
Маман: Вы должны служить образцом поведения. И прошу не объедаться за столом. (Вносят письмо.)
Фике: Могу я знать, что здесь написано?
Маман: Нет!… Я еду в Россию и везу вас туда. Это великая тайна. Пока мы скачем в Россию, ни одна кошка в Европе не должна знать. Мы отъезжаем под именем графинь Рейнбек и лишь в Риге сможем назваться своими подлинными именами. Разрешаю вам взять с собой в Россию три платья, остальные пригодятся вашим сестрам, когда подрастут… скромность, украшает невинность. Я позволяю взять в Петербург медный кувшин. Пусть русские дикари видят, что вы явились не с пустыми руками. Захотите помыться, и вам не придется краснеть, выпрашивая кувшин у императрицы…
Фике: (глядя в окно) Куда стремятся эти толпы людей?
Маман: О! Эти несчастные нищие в Германии, которые мечтают стать богатыми в России.
Фике: Неужели в России для всех хватит места?
Маман: Эта страна беспредельна.
Фике: И богата?
Маман: Сказочно богата, дитя мое!
Вопрос: Все мы знаем Екатерину II – императрицу всея Руси как Екатерину Великую. Именно это имя получила после крещения немецкая принцесса Софья-Фредерика-Августа-Анхальт Цербская. Такое имя было непривычно для россиян, поэтому до крещения в православной церкви ее называли более кратким именем:
- Принцесса Софья;
- Принцесса Августа;
- Принцесса Фике;
- Принцесса Фреди. (3)
Учитель: Итак, мы продолжаем путешествие в эпоху Екатерины II.
3 сцена. “Екатерина II и Миних”.
Миних: Каторга, она и есть каторга,… Не угодно ли вашему величеству, чтобы явился к вам с того света супруг ваш покойный? – Вот самозвано нарек себя Петром III.
Екатерина: Ну, понравилось тебе императором быть? Не убивал говоришь никого, не шумствовал?! Тихой значит? Все мы тихие. Вот тебе на водку. Ступай прочь!
Миних: Это еще что, у меня отбывают каторгу еще два императора Петр II с Иоанном Антоновичем, сыном покойной Елизаветы…
Екатерина: А меня еще нет на каторге?
Миних: Не теряю надежды….
Учитель: Самозванство было широко распространенным на Руси явлением. Причин тому было не мало. Среди них и вера простого народа в возможность “чудесного избавления” и постоянная надежда на доброго царя!
Вопрос: Пугачев был одним из таких самозванцев. Под именем, какого царя Пугачев возглавил восстание 1773 – 1774 гг.?
Варианты ответа:
- Петра I;
- Петра II;
- Петра III;
- Павла I. (3)
II тур.
Учитель: Во все времена люди любили путешествовать. Одни для своего удовольствия, другие из любопытства, а третьих путешествия так захватывали, что это становилось делом их жизни. Этот путешественник провел в Центральной Азии в общей сложности около 15 лет, пересек около 33000 км пространства.
4 сцена. Н. М. Пржевальский.
Пржевальский (пишет). – Гоби своим однообразием производит на путешественника тяжелое, подавляющее впечатление. По целым неделям к ряду, перед глазами встают одни и те же образы, то неоглядные равнины, отливающие желтым цветом высохшей травы, то черноватые изборожденные скалы, то пологие холмы… Раскаленная почва пустыни дышит жаром, как из печи. Становится очень тяжело: голова болит и кружится, пот ручьем льет с лица и со всего тела… Животные страдают не меньше нас. Верблюды идут, разинув рты и облиты потом, словно водой: даже наш неутомимый Фауст бредет шагом, понурив голову и опустив хвост.
Вопрос: В своем дневнике Николай Михайлович называет имя своего четвероногого спутника – Фауста. Какому животному принадлежало это прозвище?
Варианты ответа:
- верблюду;
- лошади;
- собаке;
- оленю. (3)
5 сцена. “Путешественники”.
1 путешественник: Я вчера вернулся из путешествия по реке Конго.
2 путешественник: О! Я много знаю про эту реку. Но ни разу на ней не был. Ты вместе с ней дважды пересек экватор? Жара! Пляж…
1 путешественник: Что ты, она близко не подходит к экватору, и купаться в ней, большого желания нет. Холодно. Бр-р-р…
2 путешественник: Да ты что? А везде пишут обратное. Давай, расскажи подробнее про нее…
1 путешественник: Название свое река оправдывает – спокойная, тихая река.
2 путешественник: Постой, как спокойная? Я читал, что на ней множество порогов и водопадов. Вот – Ливингстон, например…
1 путешественник: Боже! Какой Ливингстон? Я же говорю, что река получила свое название от слова “конгет”, что значит спокойная.
2 путешественник: Ничего не понимаю. Но скажи, ты добрался до ее устья?
1 путешественник: Конечно!
2 путешественник: И что видел Гвинейский залив, какой он. А?
1 путешественник: Ты о чем? Река Конго относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
2 путешественник: Ни чего не пойму. Врешь ты все!
Вопрос: Путешественник ничего не напутал. У многих географических объектов есть свои тезки. Например, у нашей столицы есть несколько тезок, одна Москва находится в США, другая в Узбекистане. А вот помимо всем знакомой Оки, впадающей в Волгу, имеется и другая, протекающая в Восточной Сибири. И совсем не солгал путешественник: он побывал на реке Конго, тезке могучей африканской реки, протекающей на территории России, которая является притоком… какой реки, по-вашему?
Варианты ответа:
- Лены;
- Амура;
- Енисея;
- Колымы. (4)
Учитель: Коль мы уже заговорили о названиях, хочу задать вопрос о явлении, с которым мы встречаемся очень часто. Наледь – образование, обычное на реках, озерах или в долинах рек Сибири и Дальнего Востока. Когда зимой вода, выступающая на поверхность замерзших рек, озер быстро замерзает, образуя слои свежего льда. В течении долгой северной зимы значительных размеров.
Вопрос: Как называется эта наледь у нас в Якутии?
Варианты ответа:
- Торосы;
- Торын;
- Кум;
- Курум. (2)
Учитель: Самый большой Торын возникает в Улаханской долине реки Момы (правый приток Индигирки) длина – 40 км., ширина 3,5 км., высота от 3 до 8 м.
III тур.
Учитель: Колесо истории крутится. Человек меняется и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления о нравственности, их служебные обязанности, обычаи, одежда: почему они так поступали. Л. Н. Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения ее мелочей нет понимания истории.
6 сцена. “Официанты”.
1: Что на первое хорошему гостю подашь?
2: Суп “потофэ” в горшочке.
1: Еще какой?
2: Суп из тортю можно.
1: А что за тортю?
2: Ящерица с шелухой азиатская.
1: А еще чего?
2: Перед супом салат ливелье.
1: Дурак, оливье салат!
2: Оливье, я и хотел сказать.
1: А какой соус к холодной осетрине?
2: Паравансаль!
1: Провансаль, дурак! А знаешь, что такое бланманже?
Учитель: На этом мы прервем собеседников. В прежние времена для службы избалованному, прихотливому обществу от официанта требовалась большая сноровка. Главное – это служить гостю, посоветовать ему самые дорогие кушанья и вина. Официант должен был знать 1000 блюд. Но вернемся к нашим собеседника. Хочу напомнить, какой вопрос задал распорядитель новенькому официанту.
Вопрос: Что такое бланманже?
Варианты ответа:
- Коктейль из фруктов и мороженного;
- Мороженное с дольками ананасов и бананов;
- Пирожное из молока с желатином; (мусс)
- Пирожное с заварным кремом. (3).
7 сцена. “Официанты”
1: А что такое бланманже?
2: Белое пирожное, которое из молока с желатином и дрожит…
1: А как поднос на пять персон с графином и с закуской понесешь?
2: На пять пальцев в левую руку и правой за край прихват. “Салфет” на “плечь”, голову чуть назад, грудь выставить!
1: Это так… А как за подарок благодарность выразишь?
2: Покорнейше вас-с благодарю-с за не оставление внимание-с.
Учитель: Вы, наверное заметили, что в последней фразе, сказанной для гостя, официант несколько раз употребил частицу – с?
Вопрос: Для чего? Что обозначало присоединение к словам – с?
Варианты ответа:
- Говорила о том, что собеседник выше по положению в обществе;
- Частица вежливого обращения, возникла из обращения “сударь”;
- Таким образом, выражали благодарность. (2)
Учитель: В России в XIX веке частица “с” была распространена как частица вежливого обращения. Особое распространение носила в чиновничьей среде.
8 сцена. “Чиновник”
Чиновник: Я человек вполне образованный, поэтому одеваюсь как все порядочные люди. Умею вставлять в глаз стеклышко, легко вальсирую, полькирую, говорю по-французски, притворяюсь, будто мне неловкость говорить по-русски. Выработал в себе известную осанку, известные приемы в салоне, в театре…
Учитель: Весь образ жизни такого “порядочного” человека был строго регламентирован. В каком бы кругу не пришлось вращаться, каждая личность, желая произвести впечатление благовоспитанной особы, должна была уметь прилично кланяться.
Вопрос: Вы молодая девушка. Вам предстоит приветствовать даму почтенных лет. Ваш поклон…
Вариант поклона:
- Более глубокий реверанс;
- Менее глубокий реверанс;
- Почтенное склонение головы. (1).
Супер игра.
Учитель: Перед вами три флага:
- Флаг Франции;
- Флаг Германии;
- Флаг Швейцарии.
Вам покажут контур одной из этих стран. Контур, какого государства изображен на планшете? Сделайте только шаг в сторону флага этого государства.
Подведение итогов игры, награждение победителя.