Тема урока: "Великое наследие Древнего Востока"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

На основе творческой самостоятельной работы в ходе игры-путешествия дополнить, расширить знания о культуре Древнего Востока: дать возможность учащимся открыть самим неизвестные страницы культуры народов Древнего Востока.

Оборудование:

  1. Карта “Рост городов в древности”,
  2. Иллюстрации “Египетские пирамиды”,
  3. Кинофильм “Великая китайская стена”,
  4. Атласы и др.

Видеофильмы: “Великие творения людей”: Пирамиды. Великая китайская стена.

Урок обобщающий.

Форма проведения “Урок-путешествие” с элементами ролевой игры.

Ход урока:

1. Целеполагание. Внимательно посмотрите на план и подумайте, какова тема нашего занятия? Какие вопросы мы будем изучать? Что общего между ними?

План:

  1. Развитие науки и искусства с древнейших времен.
  2. Древний Египет
  3. Вавилонское царство.
  4. Индия.
  5. Китай.
  6. Значение культуры древневосточных цивилизаций.

(Учащиеся догадываются о теме урока – идет мозговой штурм), а далее целеполагание. Все ли я знаю о культуре древнего Востока? О чем бы я хотел побольше узнать? Какие темы мне мало знакомы? Чем они меня привлекают и др.

II. Работа по теме.

1. Учитель: Сегодня мы – туристы и решили побывать в странах Древнего Востока. Нашу группу сопровождает экскурсовод. Под музыку из оперы “Аида” Д. Верди.

2. Экскурсовод делает вступление. “Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет и Вавилон, Ассирия и Мидия, Финикия и Элам. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники. Где и какие памятники Древнего Востока сохранились? (учащиеся отвечают и о египетских пирамидах, и о древних письменностях и др., показывая на карте страны, изученные в теме).

А далее экскурсовод ведет беседу:

  1. Была ли в странах Древнего Востока культура?
  2. Какими достижениями мы пользуемся? (хлопок, лен, пшеница, чай, виноград; приручены козы, овцы, лошади, кошки, куры и другие животные).
  3. Были ли у них свои науки? (Учащиеся отвечают: математика, наблюдали за звездами, знали время, сутки).
  4. Кто знает, где возникла письменность? (На Древнем востоке).
  5. Для чего нужно было письмо? Как зарождалась письменность? (из рисунков). Чем отличалась письменность египтян от письменности финикийцев?

3. Экскурсовод: Вы очень многое знаете о Древнем Востоке. А теперь перенесемся в Древний Египет: показывает карту и включает видеофильм “Пирамиды. Гиза. Египет”. После просмотра спрашивает”: “Что нового для себя вы открыли? (учащиеся называют: музыка, природа, величие пирамид и др.)

4. Экскурсовод приводит ещё дополнительные сведения, предлагая учащимся познакомиться с рекламным проспектом.

5. Самостоятельная работа учащихся с проспектами, и беседа по ним. (учащиеся называют свои “открытия”) Они рассказывают и о золотом троне Тутанхамона, и о красивых лепных украшениях. Поражает букет васильков, пролежавший здесь 3300 лет, т. к. в гробницу не проникали воздух и вода. Вызывает удивление то, что мужчины украшали себя больше, чем женщины, и многое другое.

6. Экскурсовод подводит итог и предлагает перенестись в VI в. до н. э. в долину Тигра и Ефрата.

7. Идет выступление подготовленных учащихся на тему: “Что представлял собой знаменитый Вавилон?”, и учащиеся отмечают для себя новое, ранее неизвестное. (Особый интерес, смех вызвал бурдюк – мешок из кожи для хранения воды, который иногда использовали для переправы через реку, надувая его воздухом, Сады Семирамиды).

8. Беседа с классом: Знает ли кто, чем мы ежечасно пользуемся в нашей жизни, а изобрели это вавилонцы? (Окружность делили на 360, а часы и минуты на 60 частей).

9. “Экскурсия” по Вавилону завершается беседой экскурсовода и работой с иллюстрациями.

Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
        Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
А. Тарковский.

10.  “Путешествие в Индию”.

Что привозили из Индии и что умели делать индийцы, догадайтесь из кроссворда.

                3Т  
                К  
    1С А 1Х А Р   А  
        Л       Н  
2Б Л А Г О В О Н И Я
        П          
        О   2Ш      
        3К Р А С К И
            Х      
            М      
        4Х Р А М Ы  
            Т      
            Ы      

По горизонтали:

  1. Сладкий, рассыпчатый как песок, получаемый из тростника.
  2. Их любили модницы и кулинары.
  3. Ими ткани превращали в сказки.
  4. Место, где жили боги.

По вертикали:

  1. Белая “шерсть”, которая растет на кустах.
  2. Игра, которая заставляет ум работать.
  3. То, Что научились делать из хлопка.

11. Путешествие в Китай. Видеофильм “Великая китайская стена” и беседа по содержанию.

III. Подведение итогов урока. Значение культуры цивилизаций Дальнего Востока. Оценки за урок.

  1. Достигло ли цели ваше путешествие? В чем вы увидели достижение цели?
  2. Что включили бы вы в свой рекламный проспект будущим туристам?
  3. Какое значение имеет культура древневосточных цивилизаций?

IV. Рефлексия – какое настроение осталось у вас после данного урока? Что вам особенно понравилось? Что не понравилось и испортило настроение?

V. Домашнее задание: Оформить рекламу к любому маршруту путешествия по Древнему Востоку (по желанию, с отражением своих открытий, можно