Цель урока:
На основе творческой самостоятельной работы в ходе игры-путешествия дополнить, расширить знания о культуре Древнего Востока: дать возможность учащимся открыть самим неизвестные страницы культуры народов Древнего Востока.
Оборудование:
- Карта “Рост городов в древности”,
- Иллюстрации “Египетские пирамиды”,
- Кинофильм “Великая китайская стена”,
- Атласы и др.
Видеофильмы: “Великие творения людей”: Пирамиды. Великая китайская стена.
Урок обобщающий.
Форма проведения “Урок-путешествие” с элементами ролевой игры.
Ход урока:
1. Целеполагание. Внимательно посмотрите на план и подумайте, какова тема нашего занятия? Какие вопросы мы будем изучать? Что общего между ними?
План:
- Развитие науки и искусства с древнейших времен.
- Древний Египет
- Вавилонское царство.
- Индия.
- Китай.
- Значение культуры древневосточных цивилизаций.
(Учащиеся догадываются о теме урока – идет мозговой штурм), а далее целеполагание. Все ли я знаю о культуре древнего Востока? О чем бы я хотел побольше узнать? Какие темы мне мало знакомы? Чем они меня привлекают и др.
II. Работа по теме.
1. Учитель: Сегодня мы – туристы и решили побывать в странах Древнего Востока. Нашу группу сопровождает экскурсовод. Под музыку из оперы “Аида” Д. Верди.
2. Экскурсовод делает вступление. “Давно исчезли многие государства Востока: Древний Египет и Вавилон, Ассирия и Мидия, Финикия и Элам. Города их были разрушены, засыпаны пеплом от пожарищ и песком. На поверхности сохранились лишь немногие памятники. Где и какие памятники Древнего Востока сохранились? (учащиеся отвечают и о египетских пирамидах, и о древних письменностях и др., показывая на карте страны, изученные в теме).
А далее экскурсовод ведет беседу:
- Была ли в странах Древнего Востока культура?
- Какими достижениями мы пользуемся? (хлопок, лен, пшеница, чай, виноград; приручены козы, овцы, лошади, кошки, куры и другие животные).
- Были ли у них свои науки? (Учащиеся отвечают: математика, наблюдали за звездами, знали время, сутки).
- Кто знает, где возникла письменность? (На Древнем востоке).
- Для чего нужно было письмо? Как зарождалась письменность? (из рисунков). Чем отличалась письменность египтян от письменности финикийцев?
3. Экскурсовод: Вы очень многое знаете о Древнем Востоке. А теперь перенесемся в Древний Египет: показывает карту и включает видеофильм “Пирамиды. Гиза. Египет”. После просмотра спрашивает”: “Что нового для себя вы открыли? (учащиеся называют: музыка, природа, величие пирамид и др.)
4. Экскурсовод приводит ещё дополнительные сведения, предлагая учащимся познакомиться с рекламным проспектом.
5. Самостоятельная работа учащихся с проспектами, и беседа по ним. (учащиеся называют свои “открытия”) Они рассказывают и о золотом троне Тутанхамона, и о красивых лепных украшениях. Поражает букет васильков, пролежавший здесь 3300 лет, т. к. в гробницу не проникали воздух и вода. Вызывает удивление то, что мужчины украшали себя больше, чем женщины, и многое другое.
6. Экскурсовод подводит итог и предлагает перенестись в VI в. до н. э. в долину Тигра и Ефрата.
7. Идет выступление подготовленных учащихся на тему: “Что представлял собой знаменитый Вавилон?”, и учащиеся отмечают для себя новое, ранее неизвестное. (Особый интерес, смех вызвал бурдюк – мешок из кожи для хранения воды, который иногда использовали для переправы через реку, надувая его воздухом, Сады Семирамиды).
8. Беседа с классом: Знает ли кто, чем мы ежечасно пользуемся в нашей жизни, а изобрели это вавилонцы? (Окружность делили на 360, а часы и минуты на 60 частей).
9. “Экскурсия” по Вавилону завершается беседой экскурсовода и работой с иллюстрациями.
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
А. Тарковский.
10. “Путешествие в Индию”.
Что привозили из Индии и что умели делать индийцы, догадайтесь из кроссворда.
3Т | |||||||||
К | |||||||||
1С | А | 1Х | А | Р | А | ||||
Л | Н | ||||||||
2Б | Л | А | Г | О | В | О | Н | И | Я |
П | |||||||||
О | 2Ш | ||||||||
3К | Р | А | С | К | И | ||||
Х | |||||||||
М | |||||||||
4Х | Р | А | М | Ы | |||||
Т | |||||||||
Ы |
По горизонтали:
- Сладкий, рассыпчатый как песок, получаемый из тростника.
- Их любили модницы и кулинары.
- Ими ткани превращали в сказки.
- Место, где жили боги.
По вертикали:
- Белая “шерсть”, которая растет на кустах.
- Игра, которая заставляет ум работать.
- То, Что научились делать из хлопка.
11. Путешествие в Китай. Видеофильм “Великая китайская стена” и беседа по содержанию.
III. Подведение итогов урока. Значение культуры цивилизаций Дальнего Востока. Оценки за урок.
- Достигло ли цели ваше путешествие? В чем вы увидели достижение цели?
- Что включили бы вы в свой рекламный проспект будущим туристам?
- Какое значение имеет культура древневосточных цивилизаций?
IV. Рефлексия – какое настроение осталось у вас после данного урока? Что вам особенно понравилось? Что не понравилось и испортило настроение?
V. Домашнее задание: Оформить рекламу к любому маршруту путешествия по Древнему Востоку (по желанию, с отражением своих открытий, можно