День народного единства — новый государственный праздник России

Разделы: История и обществознание


 

Актуальность темы: Министерство образования и науки РФ рекомендовало подготовить и провести во всех образовательных учреждениях страны в сентябре- ноябре 2005 года исторические олимпиады, конкурсы сочинений, открытые уроки и конкурсы детского рисунка, посвящённые Дню народного единства (письмо заместителя министра образования и науки РФ от 20. 06. 2005 года № АС- 561/06 “О популяризации Дня народного единства”).

До этого праздника на общенациональном уровне мы не отмечали ни одной знаменательной даты дореволюционной истории России. Но очень важно, чтобы подрастающее поколение органично воспринимало традиционные нравственные ценности.

В Парабельской средней общеобразовательной школе имени Н. А. Образцова (Томская область) в девятых классах прошли праздничные мероприятия с использованием сведений о событиях, исторических датах и личностях, имеющих отношение к празднику 4 ноября. Для учащихся выпускных классов были проведены открытые уроки патриотизма, посвящённые Дню народного единства.

Если воспользоваться поисковыми системами Интернета, то мы вряд ли сможем (пока ещё) найти хоть одну разработку урока, посвящённую новому празднику. Поэтому учителям истории и обществознания можно порекомендовать воспользоваться интернет- ресурсами и самостоятельно подготовить уроки, связанные с тематикой Дня народного единства.

Мною подготовлен очень подробный конспект примерного урока о новом российском празднике с привлечением Интернет - ресурсов (поисковые системы http://www.rambler.ru, http://www.yandex.ru, http://www.yahoo.com; литература по отечественной истории в электронных библиотеках Интернета, словари и энциклопедии on- line, периодика, эфиры телевизионных и радиопередач).

На уроках, посвящённых Дню народного единства, мы вместе с учащимися пытались искать ответы на следующие вопросы: 1. Как сделать новый праздник России народным праздником единения? 2. Почему был принят закон о новом празднике? В чём его смысл? 3. Замена революционного праздника 7 ноября будет способствовать объединению нации или вызовет разногласия в обществе? 4. Что значит “день добрых дел”? И как изменить негативное отношение в нашей стране к благотворительности? 5. Есть ли такое понятие “народное единство”? Предлагают праздновать его. А нужно ли оно вообще?

Стоит ли полемизировать с теми людьми, которые в силу своих политических или религиозных убеждений говорят о том, что день 4 ноября как День народного единства выбран неверно? Разве не достаточно было бы ограничиться официальной трактовкой данного праздника? Мне представляется, что не следует уклоняться от обсуждения сложных вопросов. По сути дела тему настоящего урока можно было бы сформулировать и так: “Два разных взгляда на новый праздник России” или “Праздник один- мнений много”. Всё время учитель с двумя группами учеников ведёт диалог, дискуссию о дне

4 ноября. Учащиеся живут не в вакууме, они ещё увидят и услышат полемику о “странном” и “загадочном” празднике в телеинтервью и радиопередачах, в домашнем кругу, возможно, прочитают противоположные оценки публицистами нового праздника в газетных и журнальных статьях. Учитель и не должен скрывать от учеников, что в обществе имеются разные оценки Дня народного единства, что новый праздник вызывает серьёзную критику у большинства историков. Да и многие из нас не очень- то понимают, как именно и что отмечать 4 ноября. Но при всём этом учитель обязан расставить точно акценты: 4 ноября должно стать днём, напоминающим о подлинном и бескорыстном служении Родине и людям. Во все времена это считалось почётным делом, и было идеалом для многих поколений россиян. И такие общественные устремления, такие нравственные начала сплачивали наш многонациональный народ в единую российскую нацию, а в трудные годы испытаний делали его монолитным и непобедимым.

Цели урока:

1. Обучающая (познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября,

в ходе подготовки к уроку продолжить обучение школьников самостоятельному добыванию знаний).

2. Развивающая (развитие критического мышления, навыков ведения дискуссии и полемики, обучение аргументированному отстаиванию своей точки зрения, умению задавать вопросы).

3. Воспитательная (рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма).

Формулировка темы урока: можно предложить несколько формулировок темы урока, посвящённого Дню народного единства: Новый праздник возрождающейся России.

День народного единства- новый государственный праздник России. Новый праздник России: путь к миру и согласию. Новый праздник новой России. День народного единства- новый праздник из прошлого. Два разных взгляда на новый праздник России. Станет ли

4 ноября праздником всей нации? День народного единства- праздник на вырост.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: проблемный, интегрированный (история и обществознание) урок- поиск.

Время урока: два учебных часа.

Методы: слово учителя, выступления учащихся с сообщениями, дискуссия, групповая работа.

Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа- проектор, музыкальный центр, видеомагнитофон и телевизор.

Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд “Россия- наша общая Родина”, размещена выставка книг, висит репродукция картины Константина Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, расположен развёрнутый экран. На правой стороне школьной доски прикреплена цитата №1, на левой- цитата №2, на центральной части- записана тема урока “День народного единства- новый государственный праздник России” и эпиграф: “Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить, и искать, и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная Родина”. Герман Гессе. На одной перемене звучит фрагмент оратории Степана Дегтярёва “Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы” в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии (дирижёр- С. Скрипка), на другой перемене учащиеся могут посмотреть фрагмент из кинофильма В. Пудовкина и

М. Доллера “Минин и Пожарский” (“Мосфильм”, 1939).

        [6]

План урока:

1. О праздниках вообще.

2. На три ступеньки вниз.

3. Календарная ошибка?

4. Когда закончилось Смутное время?

5. Спор историков-специалистов.

6. Основное содержание праздника День народного единства.

7. Богородица Казанская.

8. Поляки в Смутном времени - “пятая спица в колеснице”?

9. Финал. А праздник пусть будет.

10.Домашнее задание.

11. Примечания.

12. Рекомендуемая литература.