Историческая игра как метод активной формы обучения прочно вошла в практику учителей истории. Ребёнок воспринимает игровые моменты на уроках с удовольствием и активно включается в игровую деятельность в силу своих возрастных психофизиологических особенностей. Ребёнок перевоплощается в ходе игры в другого человека, мобилизуя все свои способности, знания и умения, расширяя и совершенствуя их. При этом знания и умения, приобретаемые в игре, становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, “почувствовать” изучаемую эпоху. В ходе игры развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию, прочно закрепляется интерес к прошлому и его изучению.
В современной методологии уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих, развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует историческую ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий.
Хочу поделиться опытом проведения урока-митинга – ролевой игры “Политические партии России в революции 1905–1907 гг.”. Урок позволяет учащимся усвоить большой объём малоинтересного материала.
Целями урока является формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905–1907 гг., определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, позволяет развивать умение публичных выступлений, умение слушать, выбирать значимое из полученной информации. Также урок способствует формированию личного мнения, определяет позицию ученика по отношению к событиям революции.
Оборудованием урока может быть карта “Революция 1905–1907 гг.”, фотоизображения революционных событий, портреты лидеров политических партий и политических деятелей России начала ХХ века, символика Российской империи и революции, таблица “Политические партии России в революции 1905–1907 гг.”.
Проведение урока-митинга требует предварительной подготовки. Речи митингующих составлены заранее. Несколько учащихся получают творческое задание – составить речь выступления на митинге как представителя политической партии. Необходимо остановить выбор на наиболее значимых политических партиях (кадеты, октябристы, эсеры, эсдеки, Союз русского народа). В речи должны содержаться: программные требования, лозунги, критика противников, позиция партии в революционных событиях. Остальные учащиеся также должны познакомиться с политическими партиями и подготовить вопросы представителям разных партий. Учащимся предоставляется список рекомендуемой литературы(А. В. Ушаков. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России, М.: Просвещение, 1985; А.А.Данилов. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996; Политические партии в российских революциях в начале ХХ века. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: Наука, 2005; Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 и др.)
Первый этап урока. Вводный
Изучая события первой русской революции, мы с вами начали изучать политические партии России, процесс их оформления и становления в ходе революции. Число партий быстро росло и насчитывалось более 30-ти. Каждая партия отличалась программой, социальной опорой, методами борьбы, лидерами. Вспомним наиболее значительные из политических партий России.
В ходе фронтальной беседы начинается заполнение таблицы “Политические партии России в революции 1905 – 1907 гг.”. В таблицу вносятся названия партий, время их оформления, к какому политическому лагерю относились, учащиеся получают информацию о примерной численности партий, в ходе работы с портретами определяются лидеры партий
Политические партии России в
революции 1905–1907 гг.
(начало)
Название партии | Конституционно- демократическая партия (кадеты) |
“Союз 17 октября” (октябристы) | Партия социалистов- революционеров (эсеры) |
РСДРП(б) (социал- демократы) |
Союз русского народа (черносотенцы) |
1. Когда основана | 1905 г. | 1905 г. | 1900-1902 гг. | 1898-1903 гг. | 1905 г. |
2. Политический лагерь | Либеральный | Либеральный | Революционный | Революционный | Монархический |
3. Лидеры | П. Н. Милюков | А.И. Гучков | В.М. Чернов | В. И. Ленин | А.И. Дубровин |
4. Численность (в тыс.) | 50–100 | 50–60 | 50–65 | 30–35 | Около 400 |
5. Чьи интересы выражали | |||||
6. Методы борьбы | |||||
7. Цели и задачи |
Второй этап урока. Митинг
Учащимся предлагается принять участие в митинге времен революции 1905 – 1907 гг. и в процессе митинга закончить заполнение таблицы, цели и задачи, методы борьбы и социальную опору каждой партии.
Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы в 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где-то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это – митинг.
Предлагаю речи составленные учениками. В ходе выступлений участники митинга задают вопросы, которые возникли на уроке или были подготовлены заранее представителям партий.
1. Представитель партии эсеров.
Товарищи! Прежде всего, я обращаюсь к вам с той целью, чтобы вы поняли нас, социалистов-революционеров, и поддержали!
Мы защищаем интересы трудового народа – крестьянства, пролетариата, учащихся. Наша программа предусматривает, товарищи, экспроприацию капиталистической собственности и организацию общества на общинно-социалистических началах. Крестьяне сотни лет терпели эксплуатацию, работая на барина. Поэтому мы считаем, что необходимо произвести социализацию земли, которая предусматривает ликвидацию революционным путём помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Вы только представьте себе, как будет здорово, если никого не будут ущемлять. Каждый будет жить плодами своего труда.
Я хочу, товарищи, познакомить с некоторыми предложениями лидера нашей партии В. М. Чернова, и с некоторыми нашими требованиями. Во-первых, это установление демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права. Во-вторых, введение рабочего законодательства, установление 8-часового рабочего дня. В-третьих, признание неотъемлемыми прав человека и гражданина – свободы совести, слова, печати, собраний и союзов, свободы передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов (свобода стачек), неприкосновенности личности и жилища.
В вопросах переустройства земельных отношений, товарищи, мы стремимся опереться на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности, на распространённое среди Вас, крестьян, убеждение, что земля ничья, и право на пользование ею даёт лишь труд.
Способы достижения наших целей – индивидуальный террор и социальная революция. Хватит надеяться на реформы! Чтобы построить новое, надо обязательно разрушить старое. Новый лист не растёт на дереве из старого, новый дом не строится на старом. Человек не живёт вечно, он умирает и передаёт свои знания молодым. Это такая закономерность. Чтобы жить новой жизнью, надо разрушить старую. Революция – разрушение, но она благо.
Да здравствует социальная революция!
2. Представитель партии кадетов.
Господа! Граждане!
В бесконечных муках рождается национальное самосознание. На пути у него стоят два врага и два близнеца, друг друга питающие и стремящиеся сожрать друг друга: бюрократия и сектантская партийность. Они обе стремятся к диктатуре и стремятся сделать невозможными те необходимые соглашения, в которых и создаётся нация, а анархия и реакция будут возведены в закон революцией! Мы – представители конституционно-демократической партии России против революции! Мы делаем ставу на реформы и компромисс, отрицая крайности. Мы видим нашу послереволюционную Родину как конституционную монархию, с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Считаем необходимостью увеличение земельной площади крестьянских наделов за счёт государственных земель, отмену сословных привилегий, равенство всех перед законом, установление свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод. Мы признаём права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Право каждого участвовать в местном самоуправлении. Мы поборники русского национального государства, но не за счёт унижения и умаления роли других народов. Таковы наши основные требования, господа! Голосуйте за нас! Вступайте в партию кадетов! И тогда вы увидите всю силу и мощь Российской державы, узнаете, что значит быть её полноправным гражданином!!
3. Представитель партии монархистов.
Люди! Не слушайте этих словоплётов в белых воротничках. Они никогда не поймут нас, так как живут в другом мире и не знают наших нужд. Вам просто задуривают головы! Никогда Россия не жила без царя, который всегда был народным заступником, православным христианином!
Евреи и другие инородцы стремятся посеять смуту и разрушить империю, единство царя и народа! Поэтому нужно разделить население империи на русских, которые считаются православными и на всех остальных, которые представляют угрозу нашему Отечеству. Россия только для русских!
Для процветания России надо сохранять основы русской православной жизни, порядки, завещанные нам отцами и дедами. Пусть каждый крестьянин сам владеет своей землёй без общины и вмешательство в его жизнь разных интеллигентишек.
Будущее России только с царём-батюшкой – самодержцем! За веру, царя и Отечество!
4. Представитель партии октябристов.
Граждане!
Мы стоим на позициях известного Манифеста. Он лёг в основу программных требований нашей партии. Мы не идём ни на какие значимые контакты с левыми и занимаем последовательно антисоциалистические позиции. Также выступаем против идеи созыва Учредительного собрания, потому что считаем , что создание Думы поставило Россию на путь конституционных преобразований. Мы выступаем за эволюционное, постепенное совершенствование “Основных законов” Российской империи. Наша партия считает, что через Думу можно легально провести необходимые для страны реформы, которые превратят Россию в наследственную конституционную монархию и позволят России стать правовым государством. Власть монарха должна быть чётко ограничена законом.
Мы добиваемся свободы предпринимательства, торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею. Наша партия против отчуждения помещичьих земель, но за всемерное поощрение зажиточных крестьянских хозяйств, за освобождение от оков общины. В рабочем вопросе мы выступаем за попечительскую политику – сокращение рабочего дня, страховое законодательство, частичное разрешение стачек. В национальном вопросе мы поддерживаем идею общерусского начала. Самоопределение и националь-культурная автономия способны разрушить империю. Россия для нас едина и неделима! Мы намерены сочетать активную экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Граждане! Давайте бороться за экономическую свободу и политические реформы конституционными методами!
5. Представитель партии социал-демократов.
Товарищи! Рабочие и крестьяне!
Я представляю российскую социал-демократическую рабочую партию. В условиях революции мы призываем вас бороться с самодержавием. Только уничтожив власть помещиков и буржуазии, можно создать справедливое общество.
Наша программа состоит из первейших задач в этой революции и задач на будущее. Сейчас наша первичная цель – свержение самодержавия и установление демократической республики. Законодательная власть должна перейти в руки Законодательного собрания, составленного из представителей народа при всеобщем равном избирательном праве. В будущем демократическая республика сможет перерасти в социалистическую при руководстве хорошо организованной рабочей партии с железной дисциплиной, способной установить диктатуру пролетариата. Широкое местное самоуправление поможет сделать будущее государство рабочих и крестьян справедливым.
В этой революции мы за отмену сословий и полное равноправие всех граждан! За неприкосновенность личности и жилища, за неограниченную свободу передвижения. Каждый человек имеет право на справедливый суд с представителями от народа!
Мы за замену постоянного войска вооружением народа! Отделение церкви от государства! Мы за обязательное образование, снабжение нищих детей и беспризорников пищей, одеждой за счёт государства! Мы за равные возможности для всех!
Всё это будет возможно в будущем социальном государстве, которое сможет обеспечить только диктатура пролетариата при поддержке рабочих других стран!
Да здравствует революция!
Третий этап урока. Заключительный
Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников.
- Какая политическая партия была наиболее убедительной?
- Чем она вас привлекла?
- Какую политическую партию вы бы поддержали в ходе революции и почему?
- А какую политическую партию поддержали народы России в революции?
- Выясним, какая партия набрала больше всего сторонников путём открытого голосования.
Далее проверяется заполнение таблицы учащимися и предлагается доработать её дома.
Политические партии России в революции 190 –1907 гг.
Название партии | Конституционно- демократическая партия (кадеты) |
“Союз 17 октября” (октябристы) | Партия социалистов- революционеров (эсеры) |
РСДРП(б) (социал- демократы) |
Союз русского народа (черносотенцы) |
1. Когда основана | 1905 г. | 1905 г. | 1900 - 1902 гг. | 1898 - 1903 гг. | 1905 г. |
2. Политический лагерь | Либеральный | Либеральный | Революционный | Революционный | Монархический |
3. Лидеры | П. Н. Милюков | А.И. Гучков | В.М. Чернов | В. И. Ленин | А.И. Дубровин |
4. Численность (в тыс.) | 50 – 100 | 50 – 60 | 50 – 65 | 30 – 35 | Около 400 |
5. Чьи интересы выражали | Буржуазии, части интеллигенции | Крупной буржуазии, помещиков, военных | Крестьян, части интеллигенции | Рабочих, части интеллигенции | Мещан, мелких чиновников, помещиков |
6. Методы борьбы | Легальные методы, парламентская борьба | Легальные методы, парламентская борьба | Террор, государственный переворот, революция | Стачка, восстание, революция | Террор |
7. Цели и задачи | Учредителное собрание, развитие системы местного самоуправления, единство России. Равенсво всех перед законом, отмена сословий, политические и демократические свободы. Отмена смертной казни. Свобода союзов, право на стачки, 8- часовой рабочий день, охрана труда женщин и детей, страхование рабочих. Предоставление малоземельным и безземельным крестьянам части помещичьих и государственных земель | Сохранение единства и нераздельности России в виде конституционной монархии. Всеобщее избирательное право. Гражданские права, неприкосновенность личности и собственности. Продажа государственных и удельных земель безземельным и малоземельным крестьянам. Развитее местного самоуправления, свобода рабочих союзов и стачек. Бессословный независимый суд. Развитие системы кредита, железных дорог, научных знаний | Уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, установление народовластия, федеративное устройство, право наций на самоопределение. “Социализация земли” - передача всей земли общинам и раздача по трудовым нормам всем, кто её обрабатывает, 8-часовой рабочий день, государственное страхование, установление минимума зарплаты | Народовластие, созыв законодательного собрания на основе всеобщего избирательного права, политические свободы (минимум), установление диктатуры пролетариата (конечная цель - максимум). Неприкосновенность личности, свобода передвижений, ликвидация сословий, образование на родном языке, отделение церкви от государства, 8-часовой рабочий день, бесплатное обязательное образование | Сохранение и укрепление самодержавия. Сохранение традиционных основ экономической и политической жизни, возврат к дореформенному времени. Борьба с либералами и революционерами всеми доступными методами |