Тип урока – урок-образец исследования.
Форма проведения – работа исследовательских групп.
Класс, возраст – урок проводится в 6 классе.
Количество академических часов – урок рассчитан на один академический час.
Цели урока:
- выяснить сферу влияния и уровень зависимости феодала от представителей разных сословий;
- формировать умения увидеть проблему, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу, проверять её, искать новые факты, которые подтвердили бы выдвинутую гипотезу;
- закрепить навыки работы учащихся по составлению и использованию в работе логико-смысловой модели;
- привлечь учащихся к результативной работе в группах;
- провести в исследовательских группах рефлексию проделанной работы;
- развивать познавательную активность.
Оборудование.
Оформление доски:
Тема урока, социальные слои населения стран Западной Европы XI века, тема проблемы, исследования, цели и задачи исследования, гипотеза, незаполненная Логико-смысловая модель, тезариус урока (общество, феодал, зависимый крестьянин, сословие, сеньор, вассал, вассалитет.)
Описание хода урока:
Вводное слово учителя с объяснением темы урока 10 мин
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать средневековое общество Западной Европы в XI веке. И сначала давайте вспомним и дадим объяснение слову общество.
(Общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности).
Учитель: Из каких социальных групп людей состоит средневековое общество?
(Феодалы, духовенство, ремесленники, торговцы, крестьяне)
Учитель: Верно! Сегодня на уроке мы исследуем положение в обществе одной из этих групп - феодалов. Тема нашего урока звучит так:
Средневековое общество Западной Европы в XI веке. Феодалы. (Внимание на доску)
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.
Учитель: Кого в средние века называли феодалами?
(Феодал – владелец пожалованной земли пожизненно на условии несения военной службы с правом передачи земли по наследству).
Учитель: Какими правами обладали феодалы к XI веку?
- Право наследственного владения землёй.
- Право объявлять войну и заключать мир.
- Право чеканить монету и творить суд.
- Право издавать законы, обязательные в пределах феода.
Учитель: А обладали ли феодалы свободой? (Версии учащихся).
Учитель: Давайте ознакомимся с документом № 1 и ответим на вопросы: Зависит феодал от короля или нет? Свободен феодал или нет?
Учитель читает документ.
Учитель: Именно вопрос: “Владеет феодал свободой или нет?”, я превращаю в проблему: Свобода феодала. (Крепится на доске)
Учитель: Чтобы решить эту проблему, что мы должны изучить?
(Как жил феодал. Какие отношения складывались у феодала с другими социальными группами людей.)
Т. о. тема исследования: Феодалы, их место в средневековом обществе. (Крепится на доске)
Учитель: Ребята, а с какой целью мы будем выяснять права и обязанности феодала в средневековом обществе?
(Был ли феодал свободен от других людей).
Учитель: Т.е. цель исследования: Выяснить был ли феодал свободен. (Крепится на доске). Задачи нашего исследования будут следующие:
Задачи исследования:
- Рассмотреть условия появления феодалов.
- Рассмотреть взаимоотношения феодала и крестьянина.
- Рассмотреть взаимоотношения феодала и духовенства.
- Рассмотреть взаимоотношения феодала и феодала.
(Крепятся на доске)
Учитель: Ребята, выскажите предположения на основе знаний, которые вы уже имеете, чем закончится наша исследовательская работа?
Учитель: У нас появляется гипотеза: Был свободен. (Прикрепляется на доску)
Учитель: Работать над проблемой вы будете в исследовательских группах. Каждая группа должна решить одну из поставленных задач, используя в работе документальные источники, дополнительную информацию – это статьи из Всемирной истории, выдержки из документов средних веков, которые вам предоставлены. Так же вы можете пользоваться информацией из учебника. Результатом вашей работы станет луч в логико-смысловой модели по теме “Феодалы”. Внимание на доску. (приложение 3)
Работа в группах над проблемой урока по предоставленным документам 12 мин.
5 минут, работая над документом, вы оформляете луч логико-смысловой модели в тетради и готовите защиту своей работы. В течение 5 минут вы представляете факты, которые подтверждают или опровергают нашу гипотезу, заполняя логико-смысловую модель на доске.
Условия появления феодалов рассматривает первая группа (документ № 2).
Взаимоотношения феодала и крестьянина рассматривает вторая группа (документ № 3,4).
Взаимоотношения феодала и духовенства рассматривает третья группа (документ № 5).
Взаимоотношения феодала и феодала рассматривает четвёртая группа (документ № 6).
Учитель выступает консультантом в работе ваших групп.
Обращаю ваше внимание, что нами выдвинута проблема: Свобода феодала.
Определена тема исследования: Феодалы, их место в средневековом обществе.
Поставлена цель исследования: Выяснить был ли феодал свободен.
Уточнены задачи исследования: Рассмотреть условия появления феодалов;
- рассмотреть взаимоотношения феодала и крестьянина; рассмотреть взаимоотношения феодала и духовенства; рассмотреть взаимоотношения феодала и феодала.
Группы могут приступать к работе.
Учитель: Время для работы с документами и с логико-смысловой моделью в тетрадях закончилось, прошу представителей команд приготовиться к выступлению у доски. Слово предоставляется первой группе.
Представление результатов работы группами у доски 20 (4X5) мин.
1 группа - рассмотрела историю возникновения феодалов и выяснила условия формирования феодального сословия. Феодалы владеют землями и обладают свободой.
Учитель: Продолжает работу у доски представитель второй группы.
2 группа – выяснила, что феодалы-землевладельцы и крестьяне зависят друг от друга. Т.е. феодалы не свободны.
Учитель: Свои факты предлагается изложить представителю третьей команды.
3 группа – рассмотрела отношения между феодалами и духовенством. Сформировалось 3 самостоятельных сословия. В отношениях между сословиями феодалы являются свободными.
Учитель: Завершает работу с логико-смысловой моделью представитель четвёртой группы.
4 группа – рассмотрела отношения между феодалами. В XI веке возникла система вассалитета. Следуя законам средневекового общества, феодалы могут зависеть друг от друга.
Т.о. мы видим, что несмотря на богатства и власть феодалы не были свободными. Наша гипотеза не подтвердилась.
На следующем уроке мы рассмотрим образ жизни крестьян в средние века и сможем сравнить характер зависимости феодала и крестьянина.
Рефлексия учащихся в группах 2 мин.
Ребята, оцените работу вашей группы. Кто активнее всех работал в вашей группе? Как вы оцениваете работу каждого члена группы? (Выставление оценок)
Домашнее задание 1 мин.
- Повторить содержание логико-смысловой модели по теме урока.
- А.П. Ведюшкин “История Средних веков”, §11.