Историческое лото.
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка и целесообразности.
Игры возможно использовать при изучении нового материала, обобщении, закреплении и контроле знаний. Предлагаю игру «Историческое лото» как один из возможных вариантов закрепления и контроля знаний в 5 – 6 классах.
Его можно сделать самостоятельно, привлекая к изготовлению лото учащихся, используя компьютерную технику, старые учебники и т. д. Затраты труда окупятся на уроках. Число карт лото может быть 10 – 20. Каждая карта содержит 6 - 8 смысловых иллюстраций, содержащих информацию по изученному периоду, теме, разделу: дата, карта, личность, понятие, термин, исторический факт. Все иллюстрации на картах пронумерованы. К каждой иллюстрации составляется вопрос, который записывается на карточке с соответствующей нумерацией. Таким образом, можно охватить контролем весь спектр фактического материала.
На уроке учащимся раздаются карты исторического лото. Учитель перемешивает карточки с вопросами, пронумерованными в соответствии с иллюстрациями на картах лото и в любом порядке читает вопросы. Учащиеся ищут ответ на своих картах лото, отвечают, называя номер ответа. Например, вопрос: как называется отличительный знак рода феодала? Ответ: герб, номер 7. Если ответ верный, карточка передаётся ученику, если нет – откладывается. Задача ребят – закрыть карточками иллюстрации в своих картах лото. Те, кому это не удалось, имеют пробелы в знаниях или были невнимательны.
Историческое лото не только даёт возможность осуществить контроль знания понятий и терминов, исторических личностей, дат, событий, умения ориентироваться по карте, но и развивает внимание ребят, образное ассоциативное мышление, вызывает у них активный интерес.
Далее прилагаю образец лото по истории средних веков к учебнику Агибаловой Е.В., Донского Г.М. «История средних веков».
Карты исторического лото.
Карточки к картам лото.
1 Священная книга мусульман. |
2 Созыв Филиппом IV Красивым Генеральных штатов во Франции. |
3 Песня о приключениях героев-рыцарей в средние века. |
4 Руководитель гуситов, разорившийся рыцарь, прозванный «Страшным слепцом»
|
5 Город, который был опорой королевской власти в Англии в XII – XV вв. |
6 Мелкий феодал. |
7 Отличительный знак рода феодала. |
8 Ежегодные торги в крупном городе, у монастыря, на перекрёстке дорог, в которых принимали участие купцы из разных стран. |
9 Хозяйство, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке и обмениваются посредством денег. |
10 Где располагались государства крестоносцев, возникшие в конце XI – начале XII вв. |
11 Образование королевства франков. |
12 Папа римский, при котором власть пап достигла наивысшего могущества в начале XIII в. |
13 Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. |
14 Крестьянская девушка, возглавившая борьбу французского народа против англичан в Столетней войне. |
15 Система земледелия, при которой землю делили на два поля – одно засевали, а другое оставляли под паром. Поля ежегодно меняли. |
16 Централизованное феодальное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. |
17 Город, который был целью первого крестового похода. |
18 Распад империи Карла Великого. |
19 В сражении у какого города франкам удалось остановить наступление арабов в 732 г. |
20 Французский король, сумевший подавить сопротивление бургундского герцога Карла Смелого и завершить объединение Франции. |
21 Годы Столетней войны. |
22 Высокая башня, с которой верующих мусульман созывали на молитву. |
23 Город, убедивший участников четвёртого крестового похода захватить Константинополь. |
24 Союзы ремесленников одной специальности, проживавших в одном городе. |