Учение – это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель, студент или преподаватель, рядовой труженик или лидер страны – это учение. По сути, в каждом из нас живет ученик или учитель.
Проработав тридцать лет в школе, ни на один шаг не отступала от принципа: прежде учиться самой, а потом учить других. Главное в моей работе – это не просто дать знания, но и научить добывать знания, овладеть необходимыми для этого навыками. Образно говоря, “ухватить” ту самую “нить Ариадны”, которая поможет отыскать нужную дорогу в лабиринте знаний.
Очень часто, продолжая образование после средней школы, студенты не могут успешно учиться вследствие того, что школа не подготовила их к специфике подобного обучения. Все мы знаем, что значительный объем материала выносится там за рамки лекционного: семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы. Одной из главных задач моего учительского труда считаю подготовку учеников к дальнейшему обучению.
За годы работы сложился определенный педагогический почерк. Важное место здесь занимает научная организация труда школьников. Мной накоплены рекомендации и разработки в этой области, есть собственные находки. Все это систематизировано, адаптировано для школы второй, третьей ступени. Подборки материалов НОТ (научная организация труда) школьников обновляются в соответствие с изменением содержания исторического образования. На каждого ученика имеется папка с материалами – памятками и рекомендациями по подготовке рефератов, докладов, сообщений, выступлений на семинаре, конспектированию, составлению плана, рецензированию ответов и т. д. В кабинете имеются списки литературы по темам, составляется и пополняется каталог периодических изданий, проводятся библиотечные уроки.
Одна из задач научной организации туда школьников – умение правильно распределить время, экономно расходовать его с максимальной отдачей. К сожалению, нередко сами учителя вводят учеников в состояние цейтнота. Уже с младших классов, а в старших это стало правилом, начиная новую тему, объявляю сроки ее изучения, необходимый объем знаний, виды контроля (промежуточного и итогового), называя его сроки, формы уроков и конкретных заданий. Например, по теме “Первая мировая война” - это знание карты, хронологии войны, терминов, понятий, фактического материала, а также дополнительное освещение темы в исторической литературе в виде сообщений, рефератов и докладов. Виды контроля по данной теме - тестирование, терминологический и хронологический диктанты, проверка записей и работ в тетради, устный или письменный зачет. Обеспечиваю наглядность и доступность информации.
Более подробно остановлюсь на подготовке и проведении семинарского занятия. Семинары провожу не часто – два, три, максимум четыре раза в год, помня о том, что история не единственный предмет в школе. Да и времени на подготовку к нему должно быть достаточно, поэтому тему, вопросы, список литературы объявляю заранее.
Семинарский тип занятий широко применяются в вузах, но было бы ошибкой механически переносить методику вузовских семинаров на школу. Семинары в школе не могут быть такой же системой, как в вузе. В школе семинарские занятия возможны лишь по некоторым темам, наиболее значимым, проблемным, актуальным. В своей работе использую следующие виды семинаров:
- Семинар как составная часть изучаемой темы. Ему предшествует лекция учителя по узловым вопросам.
- Семинар как заключительное занятие по теме.
- Семинар как самостоятельное изучение темы. Такой семинар проводится в хорошо подготовленных классах, владеющих навыками самостоятельной работы.
Первым этапом подготовки учителя к семинару является выбор темы. При этом следует отбирать темы, обладающие важным образовательным и воспитательным значением.
При изучении темы “Великая Отечественная война”, планирую семинар с использованием регионального компонента “Иркутская область в годы войны и ее вклад в дело разгрома врага”. Этот семинар проводится в конце изучения темы, учащиеся уже получили достаточный объем знаний, поэтому предваряющей семинару лекции не даю.
Вторым этапом является разработка плана семинарского занятия и списка рекомендуемой литературы, что влияет на эффективность подготовки учащихся к семинару. Важно, чтобы вопросы были сформулированы проблемно, не ориентировали учащихся лишь на простое воспроизведение знаний. К списку рекомендованной литературы также предъявляется целый ряд требований. Прежде всего, его нельзя перегружать большим количеством названий, а также включать произведения, не имеющие прямого отношения к выбранной теме.
Третьим этапом подготовки к занятию является определение методики его проведения и разработка заданий для учащихся. В одних случаях – это развернутые выступления учащихся с последующими дополнениями, в других – дискуссия с обобщением учителя, в третьих – элементы того и другого. От избранной методики во многом зависит характер заданий для учащихся. Задания могут быть как общими для всего класса, так и индивидуальными (подготовка доклада, сообщения, изготовления наглядного пособия и т. д.). Некоторые учителя ограничиваются сообщением плана и списка литературы, в результате чего учащиеся не могут самостоятельно подготовиться к семинару. Подготовка к семинару сводится для них к механическому переписыванию литературы, они не могут выделить главного, установить связь с ранее изученным материалом, обобщить сказанное. Чаще всего, эти ученики не могут выступить на семинаре по конкретному вопросу, а в лучшем случае, могут лишь что-то дополнить.
Итак, за две – три недели до проведения семинара учитель знакомит учащихся с темой, сообщает план, рекомендует литературу, в случае необходимости дает индивидуальные задания. Но этим не ограничивается роль учителя. Он должен организовать контроль за подготовкой к занятию, в случае необходимости оказать соответствующую помощь. Поэтому, перед каждым семинаром, провожу одну - две, а то и три консультации. Под особый контроль беру доклады и сообщения, выполнение заданий по наглядности.
Роль учителя исключительно велика не только при подготовке к семинарскому занятию, но и в период его проведения. Учитель в течение всего занятия должен направлять обсуждение в нужное русло, обращать внимание учащихся на выявление главного, в случае необходимости разъяснять допущенные ошибки, поэтому ему, как руководителю семинара, принадлежит ведущая роль. Пассивность с его стороны, даже при достаточной активности класса, неуместна. Следует избегать и другой крайности – стремления самому ответить на поставленные вопросы. Вопросы, которые учитель по ходу семинара может задать учащимся, продумываются заранее. Следует избегать вопросов, требующих односложных ответов, они должны побуждать к живому обмену мнениями, высказыванию и обоснованию своей точки зрения, а возможно, и к спору. Высшим достижением результативности семинарского занятия является возникший на нем спор.
Многие учащиеся не приучены внимательно слушать выступления своих товарищей, поэтому я предлагаю рецензирование ответов, заранее научив их этому на обычных уроках. Составляя краткие рецензии о положительных и отрицательных моментах в выступлениях, учащиеся приучаются анализировать ответы своих товарищей с точки зрения их содержания, глубины и полноты раскрытия вопроса.
Подведение итогов семинара тоже очень важный и обязательный этап. Нужно отметить как положительные, так и отрицательные стороны выступлений и ответов, обратить внимание на ошибки и пробелы в знаниях, которые выявлены на семинаре, оценить ответы и выступления. Далее следует сформулировать все основные выводы по теме, наметить связь между изученным и тем, что предстоит в дальнейшем.