Конспект урока истории в 9-м классе по теме: "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)

Разделы: История и обществознание


Цели урока

  • На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.
  • Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
  • Патриотическое и нравственное воспитание.

Оборудование

  • Карта “Вторая мировая война”.
  • Пакет документов.
  • Использование ИКТ (презентация “Антигитлеровская коалиция во II мировой войне. 1941–1943 гг.”).
  • CD-ROM , “От Кремля до Рейхстага”.

Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций, Пёрл-Харбор.

Основные даты: 14 августа 1941 г., 7 декабря 1941 г., 1 января 1942 г., 30 ноября 1943 г..

План изучения нового материала.

1.Отношение глав ведущих капиталистических стран к нападению Германии на СССР.

2. Создание АГК.

3. Ленд-лиз.

4. Вопрос об открытие второго фронта. Тегеранская конференция.

Занятие рассчитано на 2 часа.

1. Вступительное слово учителя.

Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская - в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.

Попробуем проанализировать высказывания мировых политиков и определить лидерам каких стран они принадлежат.

(ИКТ, слайды №2, 3, 4)

Документ №1.

“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Документ № 2.

“За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран..

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…

Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря - Какое прошлое исчезает?

Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

Документ №3.

“Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.

Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?

Какие общие выводы можно сделать на основе данных документов.

Национальные и идеологические интересы и различия уходят на второй план перед опасностью фашизма.

Хотя некоторые политики продолжали преследовать свои цели и интересы.

Дело в том, что Британия к этому времени потерпела серьёзное поражение в Африке, на Крите и в Греции. Немецкая авиация подвергла Лондон бомбардировкам. Сохранялась возможность высадки немецкого десанта на Британские острова. Германский агрессор создал угрозу важнейшим сферам британского колониального господства на Ближнем Востоке. Британское руководство понимало, что в одиночку с таким соперником не справится, поэтому готово было пойти на сотрудничество с СССР.

Америка не находилась под прямой угрозой со стороны Германии. Но правящие круги США видели активизацию германских операций в Атлантике и экономическую экспансию в Западное полушарие. Для американского руководства была неприемлемой перспектива мирового господства нацистского рейха.

Какой вывод можно сделать на основе данного материала?

Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.

2. Рассказ учителя с презентацией.

По рассказу учителя составить хронологию создания антигитлеровской коалиции.

Первым шагом на пути к АГК стало подписание англо-советского соглашения о совместных действиях в войне против Германии – 12 июля 1941 г.

В документе не указывались ни сроки, ни размеры помощи.

Началом взаимодействия СССР и Великобритании стал совместный ввод войск в Иран.

Как вы думаете, почему этот регион становится объектом внимания и для СССР, и для Германии. (Германское руководство имело планы захвата иранской нефти создать плацдарм для наступления на СССР с юга, создать угрозу британским владениям в Индии и на Ближнем Востоке).

Основой АГК стала Атлантическая хартия, которую подписали США и Великобритания во время встречи в июле 1941 г.

В Атлантической хартии США и Великобритания подчеркнули, что

  • не стремятся к территориальным приобретениям, переделу земли;
  • после окончательного уничтожения нацистской тирании установится мир, который даст возможность всем людям жить, не зная страха, нужды.

В сентябре СССР также присоединился к Атлантической хартии (слайд №5).

В декабре 1941 года театром военных действий становится Тихоокеанский регион.

7 декабря эскадра японских кораблей нанесла удар по военно-морской базе США, располагавшейся на Гавайских островах в бухте Пёрл-Харбор.

Таким образом, США становится активным участником II мировой войны.

В январе 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций (26 стран).

Основные положения Декларации (слайд №6).

  • Употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и союзных с им государств, с которыми данные правительства находятся в состоянии войны.
  • Сотрудничество с участниками Декларации.
  • Отказ от заключения сепаратного перемирия или мира с противниками.

Таким образом, в начале 1942 года была создана антигитлеровская коалиция, основой коалиции была необходимость уничтожения фашизма в мире.

Ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США, Великобритания, Китай.

Заметную роль играли британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия. В борьбу с Германией после поражения Франции вступили силы патриотического движения под руководством генерала Шарля де Голля.

Прямые вооруженные действия вели 25 государств, в апреле 1945 в состоянии войны в Германией и Японией находились 50 государств.

3. Работа учащихся с документами.

С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.

Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской коалиции (слайд № 7).

Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.

Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря) (слайд 9).

Этот путь был самым опасным, т.к. на море и с воздуха караваны сопровождались постоянными атаками противника. Таким трагическим событиям посвящено произведение В.Пикуля “Реквием по каравану РQ -17”.

В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак) (слайд № 8).

Главный поток грузов пришелся на 1943 и 1944 гг., т. е. на время завершения коренного перелома в войне.

В счет погашения долга СССР поставлял хромовую марганцевую руды, платину, золото, пушнину. В послевоенные годы велись переговоры о расчетах по ленд-лизу, но единого мнения выработано не было. По существу вопрос остаётся открытым и сейчас.

Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.

Давайте познакомимся с различными точками зрения по данной проблеме.

Работа с документами.

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

4. Рассказ учителя с использованием ИКТ и видеофрагмента.

Об открытии второго фронта западными державами И.В. Сталин заговорил уже летом 1941 г.

“Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток, будучи убеждены, что никакого второго фронта на Западе нет и не будет. Немцы считают вполне возможным бить своих противников поодиночке: сначала русских, потом англичан…

Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с Восточного фронта 30–40 немецких дивизий(слайд № 10).

В течение 1942 года эта проблема обсуждалась на переговорах в Лондоне и Вашингтоне.

Советская делегация настаивала на открытии второго фронта в 1942 г. во Франции.

Позиция глав США и Великобритании была различной. Рузвельт, в отличие от Черчилля, настроен был положительно.

Черчиллю удалось склонить Рузвельта к высадке англо-американских войск в Северной Африке, что не устраивало СССР.

В 1943 г. англо-американский десант был ориентирован на Средиземноморье и на Тихоокеанский бассейн.

Вопрос об открытии второго фронта стал основным во время встречи глав государств СССР, США, Великобритании в Тегеране.

Тегеранская конференция, 28 ноября – 1 декабря 1943 г. (слайды №11, 12).

Основной вопрос конференции – вопрос об открытии второго фронта.

По данному вопросу было принято решение – открыть второй фронт в мае 1944 г. в Северной Франции.

На конференции поднимался вопрос об участии СССР в войне против Японии, о судьбе Германии и Польши. Так как вопросы были спорными, единого решения по ним не было принято.

Конференция показала единство союзников в главном – добиться полной победы над общим врагом.

Завершающая часть урока. Подведение итогов.

Перед учащимся ставятся вопросы.

1. Как вы понимаете, “СССР воюет за нас и вместо нас”?

2. Какую роль сыграла антигитлеровская коалиция в 1941–1943 гг.?

Литература.

1. Великая Отечественная война (энциклопедия для школьников).1941–1945. М.,Олма-пресс, 2005.