Групповые технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • сформировать представление о происхождении и расселении славян, их занятиях, верованиях, образе жизни;
  • развивать умения анализировать;
  • определять главное и устанавливать причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязь образа жизни восточных славян с природно-климатическим условиями;
  • воспитывать уважение к прошлому своего Отечества.

Понятия и термины:

  • Восточные славяне;
  • Река Днепр;
  • Река Одер;
  • Озеро Ильмень;
  • Причерноморские степи;
  • Восточные Карпаты;
  • Племенные союзы;
  • Система земледелия;
  • Язычество.

Оборудование:

  • исторический источник из “Повести временных лет”,
  • настенная карта “Расселение восточных славян в VII-IX вв.”,
  • учебное пособие, раздаточный материал.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков. Сообщение темы, целей урока.

Вопрос:

Что вы сегодня должны запомнить на уроке?

Ответы учащихся:

В стране морозных вьюг
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.

Вопрос:

О чём говорится в данном стихотворении?

Ответы учащихся:

На доске размещены понятия и термины, которыми учащиеся будут пользовать на уроке и которые необходимо запомнить. Учитель просит учащихся обратить внимание на доску и запомнить термины и понятия. Так же учитель обращает внимание учащихся на вопросы, на которые учащиеся должны будут дать ответ в конце урока.

Вопросы:

  • Назвать основные племена восточных славян и территорию их расселения.
  • Как влияли природно-климатические условия на занятия славян?
  • Как влияли природно-климатические условия на традиции и верования восточных славян?

Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении, подвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга.

Примерно 2тыс. л. до н.э. из индоевропейских племён выделились балто-славянские племена. Они заселили часть Центральной и Восточной Европы.

В Vв. до н.э. балто-славянские племена разделились на две ветви на балтов и славян, а в Vв. н.э. славяне разделились на три ветви: западные славяне, восточные славяне и южные славяне.

На доске изображена схема (Приложение № 1, схема № 1).

Учитель предлагает схему записать в тетради.

Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до р.Одер. В V в. славяне устремились на юг и восток, и дошли до верхнего течения р.Волги. В ходе этого движения славяне разделились на южных, западных и восточных славян.

Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. Обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, т.е. большую часть Восточно-Европейской равнины.

Учитель ставит вопросы.

Вопросы:

  • На какие три ветви произошло разделение славян?
  • Когда произошло разделение славян?
  • Какую территорию заняли восточные славяне?
  • Из каких источников мы узнаём сведения о расселении славян?

Ответы учащихся:

Один из самых достоверных источников это “Повесть временных лет”.

Учащимся предлагается послушать небольшое сообщение о “Повести временных лет”.

Затем учащимся предлагается поработать с литературным фрагментом из ПВЛ. (см. Приложение №2).

Прочитать источник.

Выяснить о каких племенных союзах идет речь и где они расселялись.

Сравнить места расселения в ПВЛ с расселением славян по карте.

Вопросы:

  • Совпадают племенные союзы восточных славян и места их расселения в ПВЛ с картой?
  • Назовите племенные союзы и места их расселения по карте.

Ответы учащихся:

Вывод:

В V в. Н.Э. восточные славяне разделились на три ветви: южные, восточные, западные. Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Жили восточные славяне племенными союзами.

Вывод записывается в тетради.

Второй вопрос темы. Занятия восточных славян.

Когда славяне стали расселяться в Восточной Европе, они уже далеко не были первобытными дикарями. Это был осёдлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, разводил домашних животных, т.е. занимался скотоводством, охотой и рыбной ловлей, но наряду с этими занятиями восточные славяне также занимались собирательством, знали некоторые мастерства и ремёсла. Главным занятием восточных славян было земледелие. От того в каких природных условиях жило племя зависела и система земледелия.

Если племя жило в районе покрытом густыми лесами то система земледелия была подсечно-огневая. Лес вырубали, выкорчёвывали пни, сжигали, пеплом удобряли землю. Когда земля переставала приносить урожай, разрабатывали новый участок.

Более благоприятные условия для земледелия были в степной и лесостепной зоне, здесь была пашенная система земледелия. Землю распахивали плугом и засеивали. Обрабатывали в течении 10 лет затем переходили на другой участок, истощённый участок не обрабатывали в течении 20-30 лет.

Учащимся предлагается схема “Занятия восточных славян”, схема записывается в тетрадь. (Приложение №3).

Вопрос:

  • Назовите занятия восточных славян?
  • В чём разница между подсечно-огневым и пашенным земледелием?
  • От чего зависела система земледелия?

Ответы учащихся:

Третий вопрос темы. Быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

От природно-климатических условий зависели не только занятия, но также быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

Учащимся предлагается выполнить задание. Предварительно класс делится на группы.

Задание:

Представьте, что вы историк и должны выступить с сообщением. Сообщения у вас будут по двум темам:

I группа: “Быт и нравы восточных славян в VII-IX в.”.

II группа: “Верования восточных славян в VII-IX в.”.

Учитель указывает учащимся на источники которыми могут пользоваться учащиеся при подготовке сообщений. Это учебное пособие параграф 3 и фрагменты из ПВЛ. (Приложение №3).

Ваша задача прочитать, определить главное, пересказать сначала в парах друг другу, затем всему классу.

Вопрос:

  • Где располагались поселения восточных славян?
  • Как выглядело жильё славян?
  • Как относились славяне к природе? Кому поклонялись?

Ответы учащихся:

Вывод:

Славяне селились возле рек и озёр. Т.к. природу славяне считали живым существом, то наделяли её сверхъестественными силами, а также многие явления природы не могли объяснить, отсюда и появилось язычество и многобожие. Т.е. от природно-климатических условий зависели быт, нравы и верования восточных славян.

Вопрос:

  • Вспомните основные племена и территории их расселения?
  • Как влияла природа на занятия славян?
  • Раскройте влияние природы на традиции и верования.

Ответы учащихся:

Вывод по уроку:

Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заняли большую часть Восточно – Европейской равнины. Жили племенными союзами, таких союзов было 12, основными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, земледелие и т.д., были язычниками. Жизнь восточных славян зависела от природно-климатических условий.

В конце урока учитель подводит итог. Комментирует оценки. Домашнее задание: параграф 3, задание на с.31.

Используемая литература:

  1. А.Т.Степанищев. История отечества: преподавание в школе. Гардарики. М.,-2001.
  2. История России с древнейших времён до конца XVII века. под. ред. А.Н.Сахарова. АСТ. М.,-1997.
  3. Н.М.Карамзин. История Государств Российского. Эксмо. М.,-2002.
  4. М.Любавский. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. Лань. С.- П.-2000.
  5. CD: Энциклопедия истории России.