Цели:
- сформировать представление о происхождении и расселении славян, их занятиях, верованиях, образе жизни;
- развивать умения анализировать;
- определять главное и устанавливать причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязь образа жизни восточных славян с природно-климатическим условиями;
- воспитывать уважение к прошлому своего Отечества.
Понятия и термины:
- Восточные славяне;
- Река Днепр;
- Река Одер;
- Озеро Ильмень;
- Причерноморские степи;
- Восточные Карпаты;
- Племенные союзы;
- Система земледелия;
- Язычество.
Оборудование:
- исторический источник из “Повести временных лет”,
- настенная карта “Расселение восточных славян в VII-IX вв.”,
- учебное пособие, раздаточный материал.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков. Сообщение темы, целей урока.
Вопрос:
Что вы сегодня должны запомнить на уроке?
Ответы учащихся:
В стране морозных вьюг
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
Вопрос:
О чём говорится в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
На доске размещены понятия и термины, которыми учащиеся будут пользовать на уроке и которые необходимо запомнить. Учитель просит учащихся обратить внимание на доску и запомнить термины и понятия. Так же учитель обращает внимание учащихся на вопросы, на которые учащиеся должны будут дать ответ в конце урока.
Вопросы:
- Назвать основные племена восточных славян и территорию их расселения.
- Как влияли природно-климатические условия на занятия славян?
- Как влияли природно-климатические условия на традиции и верования восточных славян?
Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении, подвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга.
Примерно 2тыс. л. до н.э. из индоевропейских племён выделились балто-славянские племена. Они заселили часть Центральной и Восточной Европы.
В Vв. до н.э. балто-славянские племена разделились на две ветви на балтов и славян, а в Vв. н.э. славяне разделились на три ветви: западные славяне, восточные славяне и южные славяне.
На доске изображена схема (Приложение № 1, схема № 1).
Учитель предлагает схему записать в тетради.
Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до р.Одер. В V в. славяне устремились на юг и восток, и дошли до верхнего течения р.Волги. В ходе этого движения славяне разделились на южных, западных и восточных славян.
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. Обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, т.е. большую часть Восточно-Европейской равнины.
Учитель ставит вопросы.
Вопросы:
- На какие три ветви произошло разделение славян?
- Когда произошло разделение славян?
- Какую территорию заняли восточные славяне?
- Из каких источников мы узнаём сведения о расселении славян?
Ответы учащихся:
Один из самых достоверных источников это “Повесть временных лет”.
Учащимся предлагается послушать небольшое сообщение о “Повести временных лет”.
Затем учащимся предлагается поработать с литературным фрагментом из ПВЛ. (см. Приложение №2).
Прочитать источник.
Выяснить о каких племенных союзах идет речь и где они расселялись.
Сравнить места расселения в ПВЛ с расселением славян по карте.
Вопросы:
- Совпадают племенные союзы восточных славян и места их расселения в ПВЛ с картой?
- Назовите племенные союзы и места их расселения по карте.
Ответы учащихся:
Вывод:
В V в. Н.Э. восточные славяне разделились на три ветви: южные, восточные, западные. Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Жили восточные славяне племенными союзами.
Вывод записывается в тетради.
Второй вопрос темы. Занятия восточных славян.
Когда славяне стали расселяться в Восточной Европе, они уже далеко не были первобытными дикарями. Это был осёдлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, разводил домашних животных, т.е. занимался скотоводством, охотой и рыбной ловлей, но наряду с этими занятиями восточные славяне также занимались собирательством, знали некоторые мастерства и ремёсла. Главным занятием восточных славян было земледелие. От того в каких природных условиях жило племя зависела и система земледелия.
Если племя жило в районе покрытом густыми лесами то система земледелия была подсечно-огневая. Лес вырубали, выкорчёвывали пни, сжигали, пеплом удобряли землю. Когда земля переставала приносить урожай, разрабатывали новый участок.
Более благоприятные условия для земледелия были в степной и лесостепной зоне, здесь была пашенная система земледелия. Землю распахивали плугом и засеивали. Обрабатывали в течении 10 лет затем переходили на другой участок, истощённый участок не обрабатывали в течении 20-30 лет.
Учащимся предлагается схема “Занятия восточных славян”, схема записывается в тетрадь. (Приложение №3).
Вопрос:
- Назовите занятия восточных славян?
- В чём разница между подсечно-огневым и пашенным земледелием?
- От чего зависела система земледелия?
Ответы учащихся:
Третий вопрос темы. Быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.
От природно-климатических условий зависели не только занятия, но также быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.
Учащимся предлагается выполнить задание. Предварительно класс делится на группы.
Задание:
Представьте, что вы историк и должны выступить с сообщением. Сообщения у вас будут по двум темам:
I группа: “Быт и нравы восточных славян в VII-IX в.”.
II группа: “Верования восточных славян в VII-IX в.”.
Учитель указывает учащимся на источники которыми могут пользоваться учащиеся при подготовке сообщений. Это учебное пособие параграф 3 и фрагменты из ПВЛ. (Приложение №3).
Ваша задача прочитать, определить главное, пересказать сначала в парах друг другу, затем всему классу.
Вопрос:
- Где располагались поселения восточных славян?
- Как выглядело жильё славян?
- Как относились славяне к природе? Кому поклонялись?
Ответы учащихся:
Вывод:
Славяне селились возле рек и озёр. Т.к. природу славяне считали живым существом, то наделяли её сверхъестественными силами, а также многие явления природы не могли объяснить, отсюда и появилось язычество и многобожие. Т.е. от природно-климатических условий зависели быт, нравы и верования восточных славян.
Вопрос:
- Вспомните основные племена и территории их расселения?
- Как влияла природа на занятия славян?
- Раскройте влияние природы на традиции и верования.
Ответы учащихся:
Вывод по уроку:
Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заняли большую часть Восточно – Европейской равнины. Жили племенными союзами, таких союзов было 12, основными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, земледелие и т.д., были язычниками. Жизнь восточных славян зависела от природно-климатических условий.
В конце урока учитель подводит итог. Комментирует оценки. Домашнее задание: параграф 3, задание на с.31.
Используемая литература:
- А.Т.Степанищев. История отечества: преподавание в школе. Гардарики. М.,-2001.
- История России с древнейших времён до конца XVII века. под. ред. А.Н.Сахарова. АСТ. М.,-1997.
- Н.М.Карамзин. История Государств Российского. Эксмо. М.,-2002.
- М.Любавский. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. Лань. С.- П.-2000.
- CD: Энциклопедия истории России.