Цели урока:
Воспитательные:
- Формирование у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; Развивать чувства: справедливости, добра, гордости за своих соотечественников и их мужество, ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- Совершенствовать коммуникативные умения: вести диалог; грамотно строить монологические речи; участвовать в дискуссии; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами, применяя методы компьютерной презентации; тезисного конспектирования.
Образовательные:
- Рассмотреть статистику арестов по политическим делам в 30-е – 50-е годы. Познакомить учащихся с судьбами и деятельностью политических заключённых, отбывавших наказание в лагерях г. Норильска. Рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономики, культуры Норильлага в 30-50-е года. Углубить знания учащихся по данной теме в курсе региональной истории.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, видеосистема;
- фрагмент программы “Человек и закон”;
- архивные документы и аудиозапись воспоминаний бывшего узника Норильлага, писателя Сергея Львовича Щеглова;
- фотографии, рисунки;
- выставка художественной и документальной литературы по теме.
Тип урока: изучение нового материала. 11 класс.
Интегрированный урок в форме конференции с элементами компьютерной презентации.
Межпредметные связи: краеведение, литература, экономика, информатика.
Методические рекомендации: Тема рассчитана на два урока. Данный материал можно использовать для классного часа, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Данная, тема может быть вынесена на факультативный или элективный курс, если в календарно – тематическое планирование не включён региональный компонент. Также могут быть проведены интегрированные уроки: история, краеведение - литература, история - информатика и т. п., в данном случае подробней и шире презентуется тема: “Культура ГУЛАГа”. Данный материал может быть использован для дидактической поддержки учителей истории, литературы, краеведения и вынесен как тема научной работы.
Материал к уроку учащиеся старших классов подбирают самостоятельно, также готовят компьютерную презентацию темы. Учитель выполняет консультативную функцию. Учащимся предлагается опережающее задание по теме за 2-4 недели в зависимости от профилизации учебного заведения и уровня подготовленности учащихся.
На уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: рассказ учителя; выступление докладчиков с компьютерной презентацией темы; работа с документами; прослушивание и анализ аудиозаписи интервью, работа с фото и видео материалами, дискуссия и т.д.
План уроков:
Организационный момент: На данных уроках, рассмотрим далеко неоднозначный период в истории СССР – это время господства репрессивной системы в 20-50-х годах. Более подробно познакомимся с историей г. Норильска.
Тему урока и эпиграф учащиеся записывают в тетрадь.
Выступление учителя:
Сами факты, сколько бы их ни собирать,
ещё никогда не создадут достоверности, которую может дать
лишь способ их понимания.П.Я.Чаадаев
Нам предстоит понять, что пережили политические заключённые нашей страны, нашего города? Что чувствовали, к чему стремились люди, жившие в годы репрессий? Чего или кого боялись? Важно выяснить, что привело тысячи людей в Норильлаг? Каковы судьбы этих людей? Каков вклад в историю развития г. Норильска? Попытайтесь заглянуть в души людей, о судьбах которых пойдёт речь сегодня!
Историческая справка: Красноярский край был одним из центров системы ГУЛАГ, за годы сталинских репрессий было отправлено в ссылку и спецпоселения 545 тысяч человек 37 разных национальностей. Эта цифра не включает статистику по исправительно-трудовым лагерям, т.к. нет достоверной информации. В данное время на территории Красноярского края проживает около 20 тысяч человек, пострадавших от политических репрессий.
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского, которое очень хорошо отражает дух того времени:
…Кажется сегодня мне,
что у нас с тобою было
две страны в одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли.
Радостно рапортовала!
А вторую в даль везли.
Вмиг перерубались корни.
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне,
“сто шестнадцать пополам”… (Р. Рождественский.)
Вопрос к учащимся: кого перевозили в этих страшных вагонах?
Предполагаемый ответ: осужденных по 58 ст., “врагов народа”, политзаключённых.
Каждый, кто готовился к сегодняшней конференции, всеми клеточками души прочувствовал весь подвиг узников ГУЛАГа и попытается донести боль того времени до нас.
Учащиеся по ходу выступления докладчиков в тетради записывают тему и тезисно записывают главную суть темы.
План конференции:
Доклад № 1. Тема: “СССР в системе ГУЛАГа. Норильск в системе ГУЛАГа”.
Доклад № 2. Тема: “Дети Норильлага”.
Доклад № 3. Тема: “Деятели культуры и искусства Норильлага”.
Доклад № 4. Тема: “Положение женщин в тоталитарном государстве. Женщины Норильлага”.
Необходимо после каждой теме обсудить тезисы учащихся или проверить самостоятельную работу учащихся в тетрадях после изучения темы.
Приглашаются докладчики. Время выступления по каждой теме 8 -14 мин.
Доклад №1. Тема: “СССР в системе ГУЛАГа. Норильск в системе ГУЛАГа”.
Работа с документом:
Вопрос к учащимся: когда был создан Норильлаг?
Предполагаемый ответ. В июле 1935 года.
Далее учитель обращает внимание на экран, идёт демонстрация документального материала, фотодокументов, предоставленных “Архивным отделом Администрации г. Норильска”.
Необходимо обратить внимание на Дело 3144 Подлинные приказы начальника строительства ИТЛ НКВД СССР “Организации и по личному составу от 1 июля 1935 г. – 27 декабря 1936 г.
Посмотрите, как выглядят подлинные Дела того времени. Дела о назначении или смещения с должности, дела о судьбах тысяч заключённых Норильлага. Учитель зачитывает приказ.
Приказ №1 по Норильскому строительству и лагерю НКВД от 1 июля 1935 г.
Сего числа приступил к исполнению обязанностей в качестве Начальника Норильского строительства Исправительное – Трудового Лагеря НКВД.
Основание: Распоряжение Наркома Внутренних Дел.
В.З. Матвеев.
Вопрос к учащимся: обратите внимание, кем подписан приказ? Какие имена, выдающихся “строителей” Норильска Вам известны?
Предполагаемый ответ: Авраамий Павлович Завенягин, он первый директор комбината и В.П. Бусыгин – заместитель Завенягина.
Рассказ учителя: Владимир Зосимович Матвеев – человек трагической судьбы. При нём, на месте голой, безжизненной тундры появились первые двухэтажные каменные дома, первые улицы, первые промышленные объекты, первая железная дорога. Это человек трагической судьбы. Личности Владимира Зосимовича и Авраамия Павловича будет посвящен отдельный урок.
Послушаем, какими были условия жизни узников ГОРЛАГа? Рассказывает Сергей Львович Щеглов (Норильский), отбывавший наказание: 5 лет ИТЛ в Норильске, автор нескольких книг, в том числе – “Сергей Степанов”, “Сталинская премия”, выпустил цикл материалов о репрессированных по политическим мотивам, дважды удостоен премии имени Г.И.Успенского. Данный материал предоставлен Архивным отделом Администрации г. Норильска.
Интервью:
- Сергей Львович, какие бытовые условия были у заключённых?
- Очень суровые…, были истощены голодом, отсутствием воздуха…, похожи на узников фашистских лагерей. И работали – в ручную - с лопатой, кайлом по 12 часов в сутки. За 100% выполнение полагалось 600 гр. хлеба, черпак баланды и каши – 2 раза в сутки. Подъём в 6 утра. Особо тяжело было в условиях мороза, зимой, в пургу…, в рваных одеждах, бушлатах тридцать третьего срока…, без валенок, в бурках. Бурки ЧТЗ из ваты старых одеял, перемотанных лентой ЧТЗ. Сколько же людей отправилось под “Шмидтиху” - не счесть!
- Сергей Львович, каким было отношение конвоиров к Вам?
- Их воспитывали относится к заключённым как к “врагам народа”, но были, кроме политзаключённых и уголовники – опытные рецидивисты, которые устраивали побеги. Брали с собой “корову”…человека и при необходимости съедали и такие случаи бывали зафиксированы. Конвоиры, охрана лагеря были готовы к таким случаям. Побегов среди политических заключённых на моей памяти не было, я не встречал.
Вопрос учителя: что больше всего поразило Вас в рассказе Сергея Львовича?
Предполагаемый ответ: в каких условиях жили, работали люди; как были одеты и обуты, чем их кормили. Как и кем организовывались побеги.
Как же жили и как выживали дети в этих жесточайших условиях вечной мерзлоты? Как они оказались в Норильлаге?
Доклад №2. тема: “Дети Норильлага”
…Часовой ребёнка успокойте.
Чтобы он не плакал, не рыдал.
Дверь в темницу шире приоткройте,
Чтобы он свободу увидал… (Из письма неизвестного автора 1920 – 1960 гг.)
Доклад №3. тема: “Деятели культуры и искусства Норильлага”
Просмотр фрагмента фильма: дополнительным материалом к докладу идёт просмотр и анализ фрагмента программы “Человек и закон” о Георгии Степановиче Жжёнове. Можно использовать любую другую запись с участием деятелей культуры, науки, искусства.
Если Бог – любовь, то я, беру слово, человек верующий
Георгий Жжёнов
Вопросы учителя: Какие выдающихся имена деятелей культуры, науки и искусства Вам известны, которые, прошли через все круги ада “Империи ГУЛАГ”?
Предполагаемые ответы: А. Солженицын, Е. Гинзбург, С. Щеглов, С. Снегов, Л. Гумилёв, Б. Витман, А. Зуев, И. Мандельштам, Н. Вавилов, М.Булгаков и др.
Проводится анализ фрагмента фильма.
Доклад №4. тема: “Положение женщин в тоталитарном государстве. Женщины Норильлага”.
Звучит стихотворение Сергея Тихоновича Бурцева – участника стройки автотранспортного предприятия “Норильскстрой”. Стихотворение читает учащийся.
Стройка в Норильске
Расширялась автобаза, ей площадка – позарез…
И тогда бульдозер мощный сделал первый пробный срез.
Он “клыком” повёл как плугом, - отвалилась мерзлота,
Обнажился ямы угол … Закричала пустота!
В склепе инеем покрытом, из неструганых досок –
Ящик! В нём, как кони цугом! ТРУПЫ… ТРУПЫ…и песок.
Неприметный мужичонка, рядом с ним, в белье, - старуха…
С краю – рыжая девчонка, с чёрною дырой у уха,
Дальше парень белозубый, кто-то лысый в бороде,
ГОСПОДИ! Как кони цугом, только бирке на ноге…
Кто могилку ВАМ отрыл? Кто отпел старушку?
Кто заботливо укрыл грудь и ноги в стружку.
Я стоял и цепенел, ногти в кровь кусая,
Вроде вместо них смотрел в дуло, не мигая…
……………………………………………………
А потом пришёл народ. Поп лохмат и бледен
Над останками кадил и служил молебен.
Им часовню возвели. Крест стоит дубовый…
… И бульдозер, в стороне, - к пахоте готовый. (3).
23.09 – 30.09 1991 г.
Заключительное слово учителя:
Вопрос к учащимся: Ребята, как Вы думаете, зачем мы об этом говорим?
Учащиеся делают выводы.
Закончить конференцию хочется словами академика А.Д. Сахарова:
… наша задача – не только уберечь всех родившихся людей
от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить
в человечестве всё человеческое…Академик А.Д. Сахаров “Неизбежность прогресса”
Мы изучаем историю, чтобы не повторять её ошибок. Чтобы, не смотря ни на какие трудности оставаться, прежде всего – Людьми! Быть гуманными, справедливыми, честными! От каждого из нас зависит судьба нашей Родины, и дай Бог, чтобы наши потомки вспоминали о прошлом поколении, только с чувством гордости и уважения!
Почтим минутой молчания память невинных жертв.
Домашняя работа: используя материал урока, данную и другую дополнительную литературу напишите эссе по теме урока или любой предложенной Вами теме, в данном контексте.
Учитель комментирует работу на уроке учащихся, выставляет оценки.