Корыстные преступления (урок граждановедения). 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Тип урокаИзучение нового материала в классах развивающего обучения и традиционного, повторительно-обобщающий в слабом классе.

Цель: cпособствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность

Задачи:

  1. Дать представление об основных видах корыстных преступлений;
  2. Определить причины корыстных преступлений;
  3. Познакомить с основными видами ответственности за имущественные правонарушения;
  4. Формировать понятие о неприкосновенности собственности, о праве граждан на защиту от преступных посягательств;
  5. Продолжить работу по формированию умений анализировать, обобщать, оценивать, работать в группе, толерантно относиться к чужим мнениям и друг к другу в процессе учебной деятельности;
  6. Содействовать развитию правовой культуры учащихся.

Оборудование урока:

  • на доске запись: “Мой дом – моя крепость!”,Во всем мире собственность считается священной и неприкосновенной”;
  • в конвертах или файлах карточки с отдельными буквами и слогами, составляющими название темы (см. Приложение 1);
  • в конвертах или файлах карточки – лото с указанием видов корыстных преступлений и примеры преступлений (см. Приложение 2);
  • в конверте статьи УК РФ стик с узкими полосками;
  • на двери у выхода из кабинета висят три листа А4 с надписями: “Очень понравилось (здорово, классно!”), “понравилось”, “не понравилось”.

План урока:


п/п

Содержание

Виды деятельности

1 Определение темы Беседа, разминка – складывание темы в группах
2 Определение причин корыстных преступлений Беседа
3 Выявление видов корыстных преступлений Работа в группах
4 Знакомство с ответственностью за совершение корыстных преступлений Работа в группах, объяснение учителя
5 Рефлексия Работа в тетради, оценивание при выходе

ХОД УРОКА

I. Учитель: Сегодня мы работаем в группах. Порядок работы вам уже знаком. Давайте вспомним правила взаимодействия в группе (учащиеся проговаривают, можно снова вывесить правила на доску). Запись темы на доске отсутствует. Предлагаю вам сформулировать ее, взяв конверт № 1 и самим сложить из букв и слогов название темы.

Учащиеся: Тема нашего урока – корыстные преступления.

Учитель: Прикрепляет название темы на доску.

Определим цель урока:

Учащиеся: Мы должны будем на уроке узнать, каковы причины корыстных преступлений, их виды и ответственность за них. (В нашей гимназии учащиеся умеют определять задачи урока).

II. Учитель: Еще совсем недавно в России люди ни о какой собственности даже думать не могли. Теперь наступили времена, когда люди получили возможность многое иметь. Собственность – великая вещь. Так, англичане говорят: "Мой дом – моя крепость". Собственность есть у каждого, перечислите, чем вы владеете.

Учащиеся: Наши сумки, тетради, книги, одежда и т.д.

Учитель: Какие действия предпринимают люди, чтобы обладать собственностью? (Одни трудятся, а другие нарушают закон). Действительно, желание жить богато – естественно. Роскошная жизнь привлекательна. Но не у всех желания совпадают с возможностями. Часть людей оказывается вовлеченной в гонку за деньгами и вещами. Некоторые из них не выдерживают этой гонки и начинают нарушать закон. Считается, что в основе этих преступлений лежит корысть. Что такое корысть?

Учащиеся формулируют понятия, записывают в тетрадь. В ходе совместной работы выбирается наиболее точное, полное определение: стремление получить материальную выгоду любым путем. Жадность к богатству.

Учитель: Корысть – это одна причина. Какие еще причины могут приводить к совершению имущественных преступлений?

Учащиеся: Жадность, зависть, бедность, нищета, безработица, болезнь.

Учитель: Действительно, это и есть причины преступлений против собственности. А болезнь называется клептомания.

Вспомните категории причин правонарушений. К какой из них можно отнести перечисленные вами причины?

Учащиеся: Биологические, психологические и социальные.

А на доске появляется схема:

Причины корыстных преступлений

Биологические
клептомания
Психологические
корысть
жадность зависть
Социальные
бедность
нищета
безработица

III. Работа в группах: 5 мин.

Задание:

  1. Соотнесите в таблицу разрозненные данные о корыстных преступлениях: вид преступления, его признаки и пример.
  2. Разделите эти преступления на две группы и объясните, по какому принципу вы это сделали (вымогательство, длительность по времени совершения. Авторы учебника тоже выделяют вымогательство в отдельный параграф).
  3. Оцените работу членов группы и свою.

(Задание в конверте получает каждый член группы, карточки перемешаны так, что учащиеся не только должны найти правильный ответ, но и суметь скооперироваться, предложить свой вариант ответа (карточки), как бы поделиться с другими для общего дела – составления таблицы).

Обмен мнениями. 7–10 мин.

Представители групп вывешивают таблицу на доску. Идет совместная проверка правильности проделанной работы. Вносятся изменения и уточнения в проведенную классификацию.

Наиболее сложным является второе задание, поэтому, если это урок нового материала, то необходимо поддерживать ребят в их открытиях словами “ Это ваше Ноу-хау!”, а тем, кто правильно определит, я говорю: “Это – открытие века!”, присваиваем звание Умника.

IV. Учитель: Продолжим работу в группах. Обсудите и напишите напротив каждого преступления, какое бы наказание вы назначили. Время работы 2–3 мин.

Вскройте конверт со статьями УК РФ. Давайте посмотрим, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Время работы 3 мин. Нужно отметить, что вы правильно определили тяжесть совершенного преступления и характер наказаний. Молодцы!

V. Вывод урока: Многие люди стремятся покупать какие-то вещи, владеть, пользоваться своей собственностью, поэтому во всем мире собственность считается священной и неприкосновенной.

В заключение урока учитель предлагает записать собственный вывод в тетради.

Учитель: Спасибо всем! Вы сегодня продуктивно поработали в группах. Сейчас, прошу вас встать, выйти из-за парт и образовать круг вокруг среднего ряда. Поднимите левую руку ладонью вверх, положите свою правую руку на ладонь соседа (ки). Закройте глаза, пошлите свою добрую энергию соседу, поблагодарите его мысленно за интересную работу в группе. Закончили упражнение. Всем спасибо за урок.

Учитель: При выходе из кабинета возьмите, пожалуйста, узкие полоски стика, прикрепите на большие листы соответственно с надписями “Очень понравилось (здорово, классно!”), “понравилось”, “не понравилось”.

Домашнее задание: §§ 10–11, обсудить вопросы с родителями, по желанию творческое задание – составить "вредные" советы "Как стать жертвой преступлений против собственности", не менее десяти советов на отличную оценку.