История и обществознание
-
Модули на печатной основе на уроках истории 2006
Модули на печатной основе на уроках истории. Основная цель модуля – развитие навыков самостоятельной работы учащихся, умения работы с информацией. Представленные модули показывают пример работы с учебной книгой, помогая овладеть навыками хронологической, словарной работы, работы с картой. Учат анализировать исторический документ, систематизировать изучаемый материал в таблицу, тезисный конспект. Способствуют развитию аналитических умений, таких как обобщение, анализ, сравнительный анализ. Модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпам учебно-познавательной деятельности учащихся.
-
Урок, разработанный по блочно-модульной технологии 2006
Вашему вниманию предлагается урок "Внутренняя политика и экономическое положение империи в период царствования Николая I" из раздела "Россия в период царствования Николая I" авторской программы. Данная программа предусматривает блочно-модульную подачу материала, снабжена авторскими учебно-методическими комплектами и хрестоматией.
-
Викторина по истории России с использованием компьютерной технологии на тему: "Ассамблея петровских времен" 2006
Урок-викторина по истории России с использованием компьютерной технологии.
-
Интегрированный урок по теме: "Река Медведица" 2006
Данный урок построен на местном краеведческом материале. Учащиеся, используя информацию из различных областей знаний (география, история, химия), ищут ответ на вопрос " Что является сегодня главной проблемой реки Медведицы?" Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями, проводят лабораторный опыт по исследованию состава речной воды, оценивают экологическое состояние реки, выясняют, что является главной проблемой реки, высказывают предложения о путях ее спасения. Урок имеет большой воспитательный потенциал. Урок может быть проведен в 8–9-х классах.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
Использование проектной методики в учебной и внеклассной работе по предмету 2006
В статье рассмотрены возможности использования проектной методики в учебной деятельности и внеклассной работе на примере подготовки проекта-презентации и создания сетевого проекта, что позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время и т.д.
-
Роль противоречий и конфликтов в процессе исторического развития общества 2006
Урок истории в 10-м классе, в ходе которого выясняется взаимосвязь между противоречиями и конфликтами, возникающими в процессе исторического развития общества и самим процессом этого развития.
-
Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию 2006
Индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы. Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. В статье предлагаются и обосновываются основные формы работы по социализации личности на уроках истории и обществознания.
-
Тема урока по истории России: "Раздробленность русских земель" 2006
Методическая цель урока - показать использование логических опорных конспектов на уроке истории, направленную на активизацию самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории. Для успешной работы особо значимо эмоционально-психологическое состояние ребенка. В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идет от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мысли.
-
Роль поисково-краеведческой работы в патриотическом воспитании 2006
Школьное краеведение включает работу музея, краеведческие конференции, встречи с интересными людьми, поисково-исследовательскую работу учащихся и учителей. Школьный краеведческий музей расширяет и углубляет знания учащихся. Ребята собирали воспоминания, фотографии, материалы о своих родственниках - участниках войны.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Вечер лирики в артистическом кафе "Бродячая собака" 2006
Данное внеклассное мероприятие проводится в целях закрепления и расширения материала по теме "Серебряный век русской культуры".
-
Организация внеклассной работы по истории России в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики 2006
В данной работе автор представляет опыт организации внеклассной работы по истории России и своего края в процессе создания и деятельности Зала боевой славы и государственной символики. Особое внимание уделено содержательной стороне деятельности Зала, автор знакомит читателей с материалами, представленными экспозициями. В работе отражены основные направления деятельности Зала: организация экскурсий, проведение традиционных мероприятий; также представлен сценарий одного из таких мероприятий, осуществляемых учителями истории и членами поисковой группы "Наследие".
-
Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс 2006
Урок по теме "Создание единого русского государства" предназначен для учащихся 6-го класса. Целью урока является формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
-
Урок-игра "Умники и умницы". Время Дмитрия Донского и Куликовская битва 2006
Предложены вопросы по истории на тему "Время Дмитрия Донского и Куликовская Битва".
-
Внеклассное занятие по истории: Устный журнал "Государственная символика России: история и современность" 2006
Сценарий внеклассного занятия по истории для учащихся 4-го класса в форме устного журнала. Знакомит с символами государства, историей их возникновения, современными аналогами. Занятие позволяет расширить кругозор учащихся, воспитывать патриотические чувства, развивать интерес к истории России.
-
Проверочные работы по истории. 3-й класс 2006
Тесты являются очень удобной формой проверки знаний, позволяющей объективно оценить знания учащихся. Здесь важно именно знание, а не грамотность письма или эмоциональность рассказа. Кроме того, варианты ответов помогут ребятам вспомнить изученный материал и найти правильный ответ. Поэтому даже учащиеся с трудностями в обучении русскому языку или чтению имеют возможность раскрыть свой потенциал по данному предмету.
-
Тема урока: "История вещей. Современные предметы быта" (учебник "Введение в историю" Е.В. Саплина, А.И. Саплин). 3-й класс 2006
Своим уроком я хотела показать через историю вещей, повседневную жизнь человека, познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. Помочь избежать опасностей в обращении с современными предметами быта.
-
Ролевая игра "Нашествие с Востока". Монголо-татарское вторжение на Русь. 6-й класс 2006
По объёму подачи материала тема "Нашествие с Востока" достаточно сложна для шестиклассников. Но выбранная форма занятия - ролевая игра - позволила сделать урок не только более содержательным и интересным, но и выдержать его в рамках современных требований методики и дидактики. Подготовка к уроку предусматривала самостоятельную работу учащихся с историческими документами, лингвистическими словарями, искусствоведческой литературой. Выступая в роли различных специалистов, учащиеся сумели рассказать на занятии о великом несчастии, обрушившемся на Русь в 1237 году, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами.
-
Обобщающий урок в 9-м класе по теме: "Апогей сталинизма" 2006
Урок проводится с использованием "ленты времени". Данная форма наиболее удачна, т.к. даёт возможность повторить большой объём материала за короткое время с привлечением всех учеников класса. Кроме того, она даёт более полную и образную историческую картину, позволяет подготовить базу для дальнейшего изучения исторических процессов.
-
Интегрированный урок истории и математики по теме: "Репрессированная наука". 11-й класс 2006
Интегрированный урок истории и математики рассчитан на два учебных часа в 11-м классе. Тема в курсе истории Отечества "СССР в 30-е годы". (Автор программы Н.В.Загладин). Тема в курсе алгебры и начала анализа "Функции и графики". (Программа для общеобразовательных школ, учебник автора М.И. Башмакова). Обе темы рассматриваются на общих законах логики.
-
Нетрадиционная форма урока. Урок-аукцион: "Эпоха Петра Великого" 2006
Урок-аукцион - активная тренинговая форма при повторении, обобщении и систематизации знаний. Урок даёт широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому, активизирует мыслительную деятельность при закреплении изученного материала.
-
Нетрадиционные методы опроса — тексты с ошибками 2006
Существует несколько различных видов нетрадиционных форм опроса. В этой работе даны тексты с ошибками по Новой истории, 1640-1870 гг. Удачной формой контроля знаний учащихся является поиск исторических ошибок, намеренно вставленных в небольшие рассказы.
-
Урок-семинар по теме: "Русская правда — древнейший источник Киевской Руси" 2006
В статье представлен материал к уроку семинару "Русская правда" - древнейший источник Киевской Руси". В ходе урока идёт проверка знаний учащихся на всех его этапах. Используя КИМ, проверяется усвоение ранее изученного материала. В ходе подготовки к семинару и во время его проведения ученики получают и углубляют свои знания о Киевской Руси, приобретают навык работы с дополнительной исторической литературой. Полученные знания выносят на коллективное обсуждение на уроке. Работая с источником "Русская правда", ученики решают практические задачи, знакомятся с терминологией данного источника, осмысливают и анализируют данный документ.
-
Российская цивилизация: другой подход 2006
При изучении темы на уроках истории, посвященной историческому пути общества на пути к современной цивилизации, возникает дискуссионный вопрос. Почему Россия вечно косится на Запад - притягивается к нему или отталкивается? Потому что Россия привязана к четко фиксированной западной точке зрения, как к точке отсчета. Только в этом зеркале она видит, что такое она сама. Оценить же себя из самой себя она не может: нечетка, внутренне разнообразна, хаотична и поэтому внутренне динамична. За двумя "стандартными" российскими вопросами - "что делать?" и "кто виноват?" - проступает коренной вопрос - "кто мы такие"?
-
Нарушение законности и массовые репрессии в 20–30-х гг. ХХ в. 2006
Цель урока: показать политическое развитие СССР в 20–30 гг. XX века и такие явления как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свертывания демократии.
-
Открытый урок по теме: "Эпоха Ивана Грозного" 2006
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь его интересно рассказывать. Однако это не совсем так, и нам приходится искать новые пути и решения для успешного обучения детей. Занимательность мира игры позволяет без труда запоминать, повторять, закреплять и осваивать историческую информацию. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет и сегодняшние.
-
Урок по истории на тему: "Вторжение крестоносцев. Александр Невский". 10-й класс 2006
В истории нашей страны было немало славных страниц мужества. Период политической раздробленности явился трудным этапом для Руси, который не всеми русскими князьями был пройден достойно. Одним из талантливых полководцев, сочетавших в себе качества воина, дипломата и правителя, стал молодой князь Александр Ярославич. Благодаря его таланту, в 1240–1242 гг. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси от насаждения Европой католического вероисповедания.
-
Урок-экскурсия "Духовность, сила, красота в камне и красках искусства XIX в." 10-й класс 2006
Урок-экскурсия углубляет знания обучающихся в области изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, пробуждая интерес к изучаемому материалу, показывая взаимосвязь разных видов искусств.
-
Методическая разработка "открытого урока" на тему: "История садов Древнего Египта" 2006
В методической разработке представлена информация об особенностях египетских садов, о растениях в египетских садах и садах Клеопатры, которая закрепляется с помощью кроссворда, ребусов, викторины и практической работы; итог занятия - в виде беседы. Материал связан с практическим применением изученного материала в современной жизни: на практической работе дети создают на бумаге эскиз современного сада с элементами египетского.
-
Тема урока: "Религия древних греков" 2006
Цели: знакомить учащихся с общими закономерностями возникновения религиозных верований, с греческими богами; активизировать интерес учащихся к изучению истории через игровые действия.