Тема урока по истории России: "Раздробленность русских земель"

Разделы: История и обществознание


Цели:

- сформировать у учащихся представление о политических и экономических причинах раздробленности русских земель;

- рассмотреть процесс окончательного распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества, отметить момент культурного единства Руси.

Основные понятия: раздробленность, централизация.

Оборудование урока: настенная карта “Русь в XII – начале XIII в.”; схема “Причины феодальной раздробленности”.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала и проверку знаний учащихся можно организовать следующим образом:

Несколько человек (3–4), которые успевают по предмету на отлично могут провести взаимоопрос с учащимися, по проверке домашнего задания.

Несколько учеников получают карточки (4–5), примерные задания которых могут быть такими:

Соотнесите даты и события

1097
988
1072
1113–1125    
1019–1054
Крещение Руси
Любечский съезд
"Русская правда"
Правление Ярослава Мудрого
Правление Владимира Мономаха

Другие ученики получают карточки с заданиями “Кто они?”

Владимир Святославич

Князь Игорь

Ярослав Мудрый

Княгиня Ольга

Владимир Мономах

Следующая группа осуществляет работу с понятиями

“Русская правда” -

Полюдье -

Посадники -

Вече -

Удел -

II. Изучение нового материала необходимо начать с вводного слова учителя.

План изучения нового материала:

  1. Причины раздробленности.
  2. Окончательный распад Древнерусского государства в 30-х годах XII века.
  3. Самостоятельное развитие отдельных русских земель.
  4. Последствия раздробленности.

На сегодняшнем уроке мы изучим предпосылки и причины перехода Руси к политической раздробленности. Вам предстоит самостоятельно определить эти причины, опираясь на информацию, полученную на уроке используя уже известные вам сведения из курса истории России и истории средних веков.

Опорный конспект составляется учителем с учащимися в ходе обсуждения проблемы. Учитель фиксирует ответы и мнения на доске, а учащиеся заносят их в свои тетради.

Изучение материала сопровождается работой по карте учебника на с.91 и настенной карте “Русь в XII–XIII вв.”.

Рассказ учителя дополняется учащимися, подготовившими сообщения о деятельности князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, Даниила Галицкого.

III. Закрепление.

Вопросы и задания учащимся.

Выберите и обоснуйте ответ, который считаете правильным, или предложите свой вариант ответа, если ни один из ответов вас не устраивает:

  1. Раздробленность была для Русской земли катастрофой, но ее нельзя было избежать.
  2. Раздробленность способствовала развитию Русской земли, но его цена была чрезмерно высока и следовало найти другие пути.
  3. Раздробленность была для Русской земли катастрофой, вина за которую лежит на неумелых и своекорыстных правителях.
  4. Раздробленность способствовала развитию Русской земли, и ее нельзя было избежать.
  5. Раздробленность способствовала развитию Русской земли и являлась для нее в XII в. Самым благоприятным вариантом.
  6. Иное ____________________________________________________________________ .

Я так считаю, потому что ________________________________________________________ .

Домашнее задание: § 10; задание 5,6 на стр.97.

Литература

  1. Данилов А. А., Данилов Д. Д., Клоков В. А., Тырин С. В. /Российская история 6 класс/ М., “Баллас”, 2000 г.
  2. Энциклопедический словарь юного историка. М., “Педагогика-Пресс”, 1999 г.
  3. Энциклопедия для детей. История России. М., “Аванта+”.