Цели:
- сформировать у учащихся представление о политических и экономических причинах раздробленности русских земель;
- рассмотреть процесс окончательного распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества, отметить момент культурного единства Руси.
Основные понятия: раздробленность, централизация.
Оборудование урока: настенная карта “Русь в XII – начале XIII в.”; схема “Причины феодальной раздробленности”.
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного материала и проверку знаний учащихся можно организовать следующим образом:
Несколько человек (3–4), которые успевают по предмету на отлично могут провести взаимоопрос с учащимися, по проверке домашнего задания.
Несколько учеников получают карточки (4–5), примерные задания которых могут быть такими:
Соотнесите даты и события
1097
988
1072
1113–1125
1019–1054Крещение Руси
Любечский съезд
"Русская правда"
Правление Ярослава Мудрого
Правление Владимира Мономаха
Другие ученики получают карточки с заданиями “Кто они?”
Владимир Святославич
Князь Игорь
Ярослав Мудрый
Княгиня Ольга
Владимир Мономах
Следующая группа осуществляет работу с понятиями
“Русская правда” -
Полюдье -
Посадники -
Вече -
Удел -
II. Изучение нового материала необходимо начать с вводного слова учителя.
План изучения нового материала:
- Причины раздробленности.
- Окончательный распад Древнерусского государства в 30-х годах XII века.
- Самостоятельное развитие отдельных русских земель.
- Последствия раздробленности.
На сегодняшнем уроке мы изучим предпосылки и причины перехода Руси к политической раздробленности. Вам предстоит самостоятельно определить эти причины, опираясь на информацию, полученную на уроке используя уже известные вам сведения из курса истории России и истории средних веков.
Опорный конспект составляется учителем с учащимися в ходе обсуждения проблемы. Учитель фиксирует ответы и мнения на доске, а учащиеся заносят их в свои тетради.
Изучение материала сопровождается работой по карте учебника на с.91 и настенной карте “Русь в XII–XIII вв.”.
Рассказ учителя дополняется учащимися, подготовившими сообщения о деятельности князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, Даниила Галицкого.
III. Закрепление.
Вопросы и задания учащимся.
Выберите и обоснуйте ответ, который считаете правильным, или предложите свой вариант ответа, если ни один из ответов вас не устраивает:
- Раздробленность была для Русской земли катастрофой, но ее нельзя было избежать.
- Раздробленность способствовала развитию Русской земли, но его цена была чрезмерно высока и следовало найти другие пути.
- Раздробленность была для Русской земли катастрофой, вина за которую лежит на неумелых и своекорыстных правителях.
- Раздробленность способствовала развитию Русской земли, и ее нельзя было избежать.
- Раздробленность способствовала развитию Русской земли и являлась для нее в XII в. Самым благоприятным вариантом.
- Иное ____________________________________________________________________ .
Я так считаю, потому что ________________________________________________________ .
Домашнее задание: § 10; задание 5,6 на стр.97.
Литература
- Данилов А. А., Данилов Д. Д., Клоков В. А., Тырин С. В. /Российская история 6 класс/ М., “Баллас”, 2000 г.
- Энциклопедический словарь юного историка. М., “Педагогика-Пресс”, 1999 г.
- Энциклопедия для детей. История России. М., “Аванта+”.