“Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить”.
Восточная мудрость
Уроки истории – особые уроки. В них нельзя обойтись без живого эмоционального рассказа учителя, без обсуждения и спора, без монолога ученика, поэтому я сочетаю уроки традиционной системы обучения и модульной технологии. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся возможно в любой системе, но модуль на печатной основе позволяет развивать умения и навыки самостоятельной работы более целенаправленно и системно. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Т.о. главным принципом деятельности учителя является помощь ученику в достижении цели урока, организации урока таким образом, чтобы поставленных целей ученик достиг сам. Научить учиться, научить добывать знания самостоятельно, показать многогранность процесса “научения”, помочь овладеть этим процессом – цель моей работы сегодня. Предлагаю Вашему вниманию три модуля на печатной основе по темам: “Крымская война 1853 – 1856гг.”, “Подготовка и отмена крепостного права в России” и “Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права”. По окончанию этих уроков, возможно проведение семинарского занятия, что позволит учащимся высказать свое отношение к изучаемому периоду и оценить реформу отмены крепостного права как жизненно важную необходимость для России, позволит провести параллели с современным состоянием Российской экономики.
Урок 1.
Тема: Крымская война 1853 – 1856гг.
ЧДЦ: изучив историю Крымской войны, определить ее вклад в осознание российским обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.
Знать:
- причины и характер войны;
- основные этапы войны;
- примеры мужества и героизма защитников Севастополя;
- итоги войны, определять ее значение для дальнейшего развития страны.
Уметь:
- анализировать учебный текст;
- составлять конспект изучаемого текста;
- отличать повод к войне от причин войны;
- определять значение исторического события для дальнейшего
- развития страны.
Алгоритм работы:
1. Подумайте и ответьте на вопрос: В чем суть восточного вопроса?
2. Причины войны. Используя § учебника выделите причины войны, занесите их в тетрадь. В чем различие между поводом к войне и причинами войны? Назовите повод к Крымской войне.
3. Основные этапы войны. Изучите соответствующий пункт § учебника, проведите хронологическую работу, выделите основные фронты Крымской войны. Ответьте на вопросы:
Почему Англия и Франция вступили в войну? В чем просчеты русских дипломатов в отношении Англии и Франции?
4. Героическая оборона Севастополя. По § учебника и карте-врезке атласа проследите ход обороны Севастополя, занесите даты основных событий обороны Севастополя в тетрадь. Приведите примеры мужества и героизма защитников Севастополя в период его обороны.
5. Используя фрагмент документа “Воспоминания о Севастополе” В.Зарубаева, определите главные причины военно-технического отставания России. “Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Не мудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.
6. Парижский мир 1856г. Итоги войны. По § учебника занесите в тетрадь условия Парижского мирного договора и итоги войны. Дайте оценку условий Парижского мира. В чем были очевидные минусы для России? Какие последствия для России имела Крымская война? Как изменила Крымская война положение России в Европе? Ответы на вопросы подготовьте устно.
7. Оцените свои знания с точки зрения тех знаний и умений, которые обозначены в начале модуля. Выставьте себе оценку. Те пункты модуля, которые вызвали у вас затруднения, запишите для домашнего задания.
8. Выполните тест для закрепления знаний.
Тест:
1. Соотнесите даты и события:
А) октябрь 1853 г. ---------------------------------вступление в войну Англии и Франции.
Б) сентябрь1854-агуст ----------------------------Синопское сражение. 1855г.
В) октябрь 1853г. ----------------------------------оборона Севастополя.
Г) 18 ноября 1853г. --------------------------------Парижский мир.
Д) 1856г. ---------------------------------------------начало войны.
2. Самый болезненный пункт Парижского мирного договора для России:
а) Независимость Османской империи.
б) Потеря Сербии, Молдавии и Валахии.
в) Запрет иметь военный флот и укрепления на Черном море.
г) Нейтралитет Черного моря.
3. Укажите воинское звание и роль в ходе войны следующих исторических лиц: А.С.Меншиков, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен, М.Д.Горчаков.
Урок 2.
Тема: Подготовка и отмена крепостного права в России.
“…В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства, в смысле движения вперед по пути гуманности, просвещения и справедливости, чем та, какую явила из себя эпоха “великих реформ” царствования Александра II”.
Н.В.Давыдов, историк
ЧДЦ:
- изучить историю подготовки и отмены крепостного права в России;
- определить значение отмены крепостного права для дальнейшего развития России.
Знать:
- Причины отмены крепостного права в России – почему крестьянский вопрос стал главным вопросом русской жизни;
- Пути осуществления крестьянской реформы, работы в этом направлении правительства;
- Основные положения реформы 19 февраля 1861 года;
- Историческое значение реформы, ее влияние на дальнейшее развитие России.
Уметь:
- Анализировать исторические документы, определяя по ним основные положения реформы;
- Использовать учебник как источник знаний;
- Соотносить исторические события и явления в России и в Европе, обобщать исторический материал;
- Систематизировать изучаемый материал в таблицу.
Алгоритм работы:
I. Сформулировать причины отмены крепостного права и записать их в тетрадь. Использовать статью “Общий кризис и причины отмены крепостного права”.
II. Дайте краткую характеристику Александру II и его отношению к крестьянскому вопросу (устно).
III. Отношение к отмене крепостного права в российском обществе. Разные точки зрения на данную проблему. Изучите “Записку” К.Д.Кавелина. Какие взгляды на изучаемый вопрос существовали в обществе? Дайте им краткую характеристику.
IV. По рассказу учителя запишите в тетради участников редакционных комиссий – авторов реформы.
V. Изучите документ “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля1861 года”.
VI. Заполните таблицу “Основные положения реформы 19 февраля 1861г”. Сделайте вывод о характере реформы. В чьих интересах была проведена реформа? Таблицу и выводы занесите в тетрадь.
В случае затруднений в работе с документом, обратитесь к учебнику .
Таблица: Основные положения реформы 19 февраля 1861 года.
Основные условия освобождения крестьян | Место для ответа |
1.Какие гражданские права получили крестьяне. | |
2. Сельские общества крестьян | |
3. Мировые посредники, их роль и полномочия. | |
4.Какие наделы земли получили крестьяне: | |
А) черноземных губерний. | |
Б) нечерноземных губерний. | |
5.Повинности крестьян. | |
6. Выкупные сделки и платежи. |
VII. В чем вы видите историческое значение принятия реформы освобождения крестьян от крепостной зависимости?
VIII. Подготовьтесь к беседе по вопросам алгоритма.
Спасибо за работу!
Урок 3.
Тема: “Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права”
ЧДЦ: сформировать представление об эволюции социально-экономического строя России после отмены крепостного права.
Знать:
- характеристику развития помещичьих и крестьянских хозяйств после отмены крепостного права;
- влияние крепостнических пережитков на развитие сельского хозяйства;
- причины спада промышленного производства;
- сущность и особенности промышленного переворота в России;
- отставание российской промышленности от передовых капиталистических стран;
Основные понятия темы: аренда земли, отработочная система, товарное производство, “железнодорожная горячка”, концессия, промышленный переворот, стачка.
Уметь:
- анализировать исторические документы, на основе анализа определять причины отставания сельского хозяйства;
- составлять тезисный конспект по тексту § учебника;
Алгоритм работы:
1. Развитие сельского хозяйства. Прочитать § учебника, провести словарную работу, составить таблицу:
Развитие сельского хозяйства в пореформенный период:
Черты капиталистического развития Феодальные пережитки 1. 1. 2. 2.
Сделайте вывод о влиянии крепостнических пережитков на развитие сельского хозяйства России. Запишите его в тетрадь. Ответьте на вопрос: По какому пути развития капитализма (американскому или прусскому) пошло развитие сельского хозяйства в России?
2. Прочитайте документ: “Письма из деревни” А.Н.Энгельгардта. На основе анализа документа перечислите основные причины сохранения крепостнических пережитков в с/х страны.
3. Прочитайте § учебника, составьте тезисный конспект “Характерные черты развития пореформенной промышленности”. Ответьте на вопросы: Какую роль в подъеме экономики сыграли финансовые реформы, проведенные правительством? Какими причинами была обусловлена “железнодорожная горячка”?
4. По § учебника запишите “Особенности промышленного переворота в России”. Приведите конкретные примеры. В чем причины отставания России от передовых стран Европы? Как можно устранить причины отставания?
5. Подготовьтесь к устному обсуждению по выполненной работе.
6. Для домашнего задания: пункты плана, которые Вы не успели выполнить, а также соответствующий § учебника, выучить новые термины.
Спасибо за работу!
В предложенных разработках не указаны номера § учебника и его авторы, т.к. учитель может использовать учебник того автора, по которому он работает.
Итак: модуль выступает как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Обучение на основе модульной технологии, воспитывает умение самостоятельно учиться, развивает творческое мышление не только ученика, но и учителя, заставляет по-иному взглянуть на педагогический процесс в целом, в центре внимания учителя оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности ученика по его добыванию. Следует отметить, что предложенные варианты уроков рассчитаны на спаренные уроки.