Данный урок охватывает не только последнюю изученную тему “СССР в 1945–1953 гг.”, но и наиболее важные аспекты предыдущих тем. Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что данная форма наиболее удачна, несмотря на большой объём материала, т.к. даёт более полную историческую картину. Кроме того, она позволяет подготовить базу для дальнейшего изучения исторических процессов.
Цель и задачи урока:
- обобщить изученный материал; дать характеристику периода “сталинизма”; выявить истоки и последствия этого явления;
- учить излагать оценки, приведённые в учебной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий, личностей, исторических процессов;
- воспитывать уважение к истории Отечества.
Основные знания: события во внутренней, внешней политике и экономические преобразования в истории страны периода правления И.В.Сталина
Основные понятия: милитаризм, коллективизация, индустриализация, Лига Наций, конституция, “холодная война”, агрессия, репрессии, тоталитаризм, идеология.
Оборудование: доска, цветные мелки, видеоматериалы, доп. литература.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку – учебники, тетради, листочки);
2. Работа с терминологией (учитель диктует понятия, ребята дают объяснение на листочках, 5-7 мин., затем листочки собираются и все понятия проговариваются вслух)
3. Объявление темы урока, целей и задач. Запись даты и темы в тетрадях.
4. Учитель зачитывает отрывок из книги Светланы Аллилуевой “20 писем к другу” (с. 8–9) – 2–3 мин.; и сразу, без комментариев включает отрывок из фильма “Людоед” (реакция заключённых на известие о смерти Сталина) – 1 мин.
Вопрос к классу: Какие мнения вы услышали по поводу одного факта – смерти Сталина 5 марта 1953 года? (3 разных, полярных мнения). Со смертью Сталина закончилась целая эпоха, вошедшая в историю как “сталинизм”, а последнее, послевоенное десятилетие – как “апогей сталинизма”. Почему? Давайте разберёмся. Так что же включает в себя этот период? Какие события? Вспоминаем. Ведь для того, чтобы обобщить, проанализировать и сделать выводы, нам нужны факты.
5. Работа с “лентой времени” – 15–17 мин. (поочерёдно ребята выходят к доске, отмечают знаками событие, связанное с экономическими преобразованиями в стране и кратко комментируют, или просто проговаривают – в зависимости от уровня подготовленности класса). См. рис. 1.
Рисунок 1
Затем на этой же “ленте” проводится линия “внутренняя политика” и снова отмечаются все изученные события. См. рис. 2.
Рисунок 2
И последний этап – линия “внешней политики”. См. рис. 3.
Рисунок 3
По завершению работы “лента времени” должна выглядеть как на рисунке 3 (вполне возможно, что в сильном классе будет отмечено больше событий).
6. Факты собрали, теперь анализируем, обобщаем и формулируем вывод:
Обобщаем:
- во внутренней политике – рост социальной напряжённости, усиление репрессий;
- во внешней политике – “холодная война”;
- в экономике – уровень жизни примерно соответствовал уровню 1928 г. (=1913 г),т.е. начала века.
Делаем вывод: в послевоенное десятилетие тоталитаризм достигает своей высшей точки развития (апогея). Ухудшение положения во внешней политике, кризис командной экономики и кризис идеологии сделали неминуемым крах тоталитарной системы, который начался со смертью Сталина (сер. 50-х годов) и закончился распадом государства (нач. 90-х годов). Но об этих событиях разговор будет на следующих уроках.
7. Подведение итогов, домашнее задание: учитель кратко называет все “+” и “–” работы на уроке, выставляет оценки.
Домашнее задание творческое, по выбору (записано, по возможности, на доп. доске):
- Вы свидетель (участник) митинга сторонников Сталина (Москва, март 1996 г.). Вам предоставили 3 минуты для выступления. О чём бы Вы сказали? Ваша речь.
- Какое воздействие на развитие общества оказали смерть Ленина (1924 г.) и смерть Сталина (1953 г.)? Как сложилась “посмертная судьба” образов Ленина и Сталина?