Тема урока: “История вещей. Современные предметы быта”. 3 класс
Цели урока:
- Вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения предметов быта, их эволюцией от древности до наших дней.
- Развивать умение анализировать и сравнивать.
- Воспитывать бережное отношение к предметам быта и соблюдать элементарные правила безопасности с электрическими предметами быта.
Тип урока: Интегрированный (история, чтение технология).
Понятия: Современный, изобретатели, гонец, ходоки.
Оборудование: Кроссворд, иллюстративный материал бытовой техники, карточки со словами для запоминания, отрывок из сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане…”, памятка о правилах безопасности в доме.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Закройте глаза.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят.
- Уши внимательно слушают и всё слышат.
- Голова хорошо думает.
2. Проверка домашнего задания
Учитель. На прошлых уроках мы вели разговор о мебели, о стилях мебели и из чего она изготовлена. Вспомним материал прошлого урока, для этого решим кроссворд.
По горизонтали:
1. Та, которой поставлен памятник . 2. Стиль мебели в конце19века в переводе современный. 3. Этот стиль сменил Романский. Мебель стала изящной и красивой. 4. Стиль XVI-XVIII века для украшения использовали панцирь черепахи, слоновую кость, золочёную бронзу. 5. Прадедушка шкафа. 6. Стиль XIX века в переводе означает империя. 7. Сменил сундук. 8. Это материал. Древесина прочная и твёрдая.
По вертикали:
1. Стиль в X-XII веке. Мебель грубая, примитивная. 2. . Стиль 1половины XVIII века в моду входит красное дерево. 3. Стиль мебели в переводе возрождение. 4. Один из древнейших материалов для изготовления мебели. 5. Шкаф с выдвижными ящиками. 6. Использовали для украшения мебели.
Ответы. По горизонтали: 1. Кровать. 2. Модерн. 3. Готика. 4. Борокко. 5. Сундук. 6. Ампир. 7. Шкаф. 8. Бук.
По вертикали: 1. Романский. 2. Рококо. 3. Ренессанс. 4. Дуб. 5. Комод. 6. Бронза.
3. Постановка темы урока.
Сегодня мы продолжим тему история вещей, а поговорим мы о современных предметах быта.
4. Изучение нового материала.
У. Как вы понимаете слово современный?
Ответы детей.
У. Современный, если обратиться к словарю Ожегова (это то ,что происходит, существует сейчас). Значит это те предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Узнайте по описанию.
У. На одном конце говоришь, на другом слышат
Д. Телефон.
У. Какую роль играет телефон в нашей жизни?
Рассказ о телефоне ученика. Телефон появился в 1876году. Первые телефоны были очень несовершенны. Сигнал мог идти не более чем на 10-12км, и слышимость была плохая. Тогда появилось новое изобретение, которое вдохнуло жизнь в телефон: это наушники и капсула с угольным порошком, которая служила для образования звука в электрический сигнал Тогда началось триумфальное шествие телефонов по планете.
А сколь разнообразные виды телефонов изобрели за его недолгую историю! Большие, громоздкие аппараты, с блестящими чашечками звонков, с ручками набора номера. Долгое время трубки для речи и слуха были отдельные: одну прикладывали к уху, в другую говорили
У. Что интересного вы узнали о телефоне?
Ответы учеников.
У. Загадка о холодильнике.
Ледяная гора, в горе нора
В норе этажи. На каждом этаже
Что ни будь лежит
Всем холодно, да не голодно
Ответы учеников.
У. Какую роль играет холодильник в нашей жизни?
Д. Рассказ о холодильнике. Холодильник-чудо шкаф! На улице жара тридцать градусов, а откроешь этот время от времени уютно пофыркивающий шкаф - в нём лежат свеженькие огурчики. Помидорчики, ветчина, молоко и прочие продукты. А в морозилке - застывшее мороженое. И что ему тридцать градусов жары! Какова биография холодильника? Люди приручили холод давно. С незапамятных времён пищу хранили в подземельях, ямах, погребах. В пещерах, где горел первобытный огонь, тоже умели использовать холод. В Древнем Риме продукты клали в ящики с колотым льдом. Александр Македонский поддерживал боеспособность своего войска, раздавая воинам охлаждённое питьё. А на Руси ещё в 6веке при больших поварнях устраивали ледники, выложенные деревом. Ближайшим предком современного холодильника был кухонный шкаф с отделениями для льда и тепловой изоляцией. А что служило тепловой изоляцией? Опилки и пробковая крошка. Но для кухонного ледника нужен был настоящий лёд. Долго бились над этим изобретением. И вот в 1834 году родилась первая “льдоделательная машина”, с помощью которой получался искусственный лёд.
В 1887 году на Всемирной выставке в Париже демонстрировался первый домашний холодильник. С каждым десятилетием холодильник совершенствовался и хорошел. Важной вехой в биографии этого господина можно назвать устройство автоматического оттаивания. Нажимаешь на кнопку - и снежная шуба в морозилке исчезает! Теперь выпускают двухкамерные холодильники. Холодильник полный продуктов несёт ещё одну важную дополнительную функцию: он- генератор хорошего настроения.
У. Что нового вы узнали о холодильнике?
Ответы детей. Показ рисунков.
У. Загадка об утюге.
- Раз проведёшь - все складки сотрёшь.
Рассказ об утюге. Подготовленный ребенок делает сообщение об утюге. Показ иллюстраций.
5. Физминутка.
У. Это устройство при помощи которого мы можем получить свежевыжитый фруктовый сок прямо у себя дома. (Соковыжималка).
Сообщение ученика.
У. Какие ещё предметы быта окружают нас?
Сообщения детей о компьютере и о телевизоре. Учитель показывает иллюстрации.
У. Давайте представим, что все эти предметы исчезнут. Что изменится в нашей жизни?
Станет ли она интересной?
Обсудите в группах и дайте ответ.
Ответы учеников.
6. Обобщение.
У. Жизнь станет скучной и однообразной. Если сейчас информацию мы получаем сразу, а кто знает как доставляли информацию раньше?
Ответы детей.
У. Давайте уточним, для этого прочитаем отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане. . ” Дети самостоятельно читают отрывок.
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят;
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
У. Как вы понимаете слово гонец?
Ответы детей.
Вывод. Это было долго и порой информация теряла свою ценность. А возьмём утюг, угли остывали их требовалось нагревать снова и снова. А за это время на электрическом утюге можно сделать в 2 раза больше к тому же можно регулировать тепловой режим.
В чём отличие холодильника ото льда?
Д. В холодильнике постоянная температура, а лёд не может держать одну температуру.
У. Но вместе с современной бытовой техникой в дом пришла опасность. Какая?
Д. Электрические приборы могут ударить током или стать причиной пожара.
На столах лежат памятки о правилах безопасности в доме. Дети самостоятельно читают.
Правило 1: Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
Правило 2: Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота - за хвост)
Правило 3: Ни в коем случае не подходи к оголенным приборам и не дотрагивайся до них.
У. А как вы думаете, трудно ли смастерить утюг, холодильник?
Кто знает, какие инструменты для этого нужно взять? Что делать сначала, потом? Как сделать чертеж, рисунок будуюшего предмета и не ошибиться в расчетах. Всё это дело инженера. Инженеры знают физику, математику, механику и умеют создать чертежи, рисунки будущих предметов быта. Это профессия появилась не так давно. А вот изобретатели на Руси водились издавна. Жил в Нижнем Новгороде Иван Петрович Кулибин. Сделал он как то необыкновенные часы с размером утиного яйца. В определённое время распахивалась в корпусе часов дверца появились карманные часы и весело двигались под музыку. Талантливым человеком был Иван Петрович он мастерил часы и компасы, фонарь прожектор и часы с календарем, построил телескоп, и создал проект удивительного моста дуги.
7. Итог урока:
Работа в группах:
Первая группа: распределите предметы в два столбика: прошлые и современные, (лед, утюг, холодильник, телевизор, рубель, сковородка с горящими углями, радио, сундук, веретено, керосиновая лампа, компьютер, микроволновая печь, соковыжималка).
Вторая группа: вылепить современные предметы быта. Но помните пословицу: “Каков мастер такова и работа”
Третья группа: постарайтесь зашифровать какой-либо предмет быта, т. е. (описать его, загадать)
Проверка:
8. Домашнее задание
У. Вот и вы к следующему уроку постарайтесь изобрести или усовершенствовать предмет быта. Но помните: мысленно задав себе тему для изобретения, изобретатель надолго погружается в размышления о ней.
Желаю вам хорошего настроения, спасибо за урок.