Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи:
- Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
- Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
- Карта “Образование русского централизованного государства”.
- Атласы по истории России для 7-го класса.
- Портреты московских царей.
- Раздаточный материал.
- Схема “Создание единого русского государства”.
- Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.
План урока:
Содержание этапов урока |
Приемы и методы |
I. Организационный этап II. Повторение и проверка знаний III. Изучение нового материала IV. Закрепление новых знаний V. Подведение итога урока VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Работа в парах, составление кластера. Беседа. |
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Повторение и проверка знаний
Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.
Варианты ответов учащихся:
Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Варианты ответов учащихся:
- Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
- Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
- Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
- Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.
Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.
Варианты ответов учащихся:
– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?
Ответ: в 5 раз.
Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
Варианты ответов учащихся:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
Физкультминутка
Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.
Варианты ответов учащихся:
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
- Рязань – 1521 год.
Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
Варианты ответов учащихся:
- Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
- Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Комментарий учителя: Особое значение
придавал Иван III усилению своего влияния в
Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за
власть двух боярских группировок. Бояре под
руководством Марфы Борецкой и ее сыновей
считали, что сохранить независимость Новгорода
можно лишь, опираясь на поддержку великого
княжества Литовского. Бояре второй группировки
выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что
только так возможно сохранить новгородскую
независимость. В 1471 году группировка Борецких
заключила с великим князем литовским и польским
королем Казимиром IV Ягайловичем договор о
признании последнего новгородским князем. Это
послужило поводом для похода Ивана Ш на
непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке
Шелони московские войска разбили новгородское
ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не
пришел. По условиям договора Новгород сохранил
свою независимость, но должен был уплатить
Москве значительную сумму и отказаться от союза
с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился
в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на
которых поступали жалобы от жителей, тем самым не
только выступая в роли народного защитника, но и
ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III
“государем”. Такое обращение являлось
безоговорочным признанием полной власти
московского князя, который немедленно
потребовал введения на берегах Волхова
великокняжеского суда и управления. Отказ
новгородцев спровоцировал новый поход. В январе
1478 года самостоятельность Новгорода была
ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом
предопределило судьбу Твери. Попытка тверского
князя Михаила Борисовича с помощью брака на
родственнице Казимира IV заключить союз с
литовским князем оказалась неудачной. Литовский
князь не решился оказать военную помощь Твери. В
1484 году, когда войска московского князя осадили
город. Осенью 1485 года после очередного похода
Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому
государству.
Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
- 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
- 1485 год – присоединение Твери к Москве.
Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?
Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.
Задание учащимся: Проанализируйте схему “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”, найдите союзников и противников Московского государства.
Варианты ответов учащихся: Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с союзником польско-литовским королем Казимиром являлись противниками.
Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат
Большой Орды пошел на православное христианство,
на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все
православие пленить… Князь же великий Иван
Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на
берег своих воевод с силою… и повелел там идти
сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему
князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к
Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат
со своими татарами пошел по Литовской земле…
пришел к угре и стал на другом берегу противу
великого князя… И начяша стрелять наших, а наши
начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же
река стала, тогда князь великий велел сыну своему
и брату и всем воеводам со всеми силами отступить
от берега и прити к себе на Кременец, боясь
татарского перехода. Когда же отступили сыновья
русские от берега, тогда татары, страхом
одержимые, побежали, думая, что берег отдает им
Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы на доске:
- Когда и где произошла встреча противников?
- Покажите на карте это место.
- Почему монголо-татары отступили?
- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
IV. Закрепление новых знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
- Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.
- Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.
V. Подведение итога урока
Задание учащимся: Закончите предложение.
- Я узнал…
- Я понял…
- Я удивлен…
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.