ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с историей заселения и географической характеристикой реки Медведицы, состоянием речной воды.
- Способствовать нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию учащихся.
- Продолжить формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой, формулировать выводы, составлять устный монологический рассказ.
- Развивать интерес к изучаемым предметам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- схема реки Медведицы,
- опорные схемы,
- оборудование для лабораторного опыта Анализ природной воды,
- фотографии,
- видеофрагмент о Медведице.
ВСТУПЛЕНИЕ: ПРОСТИ, МЕДВЕДИЦА! (К.Сергачев)
По извилинам и склонам
Проложила ты свой путь.
Я пришел к тебе с поклоном,
Чтобы в прошлое шагнуть.
Я спешил к тебе и мчался,
Называл тебя святой,
В голубых волнах купался,
Восхищался красотой.
Глубока была, раздольна,
Лес шумел вдоль берегов.
А сегодня глянуть больно,
Но не блеск слепит снегов:
С каждым годом все заметней
Ты теряешь глубь и ширь.
Там, где дуб был многолетний,
Нынче-выжженный пустырь.
Обнаженная куртина.
Лес посох и поредел,
Неприглядная картина -
Наша совесть, наш удел.
Зов о помощи мы слышим,
Недостаток поправим.
Но пока впустую пишем
И впустую говорим…
Учитель: Ребята! Вы поняли, что стихотворение посвящено нашей родной, любимой реке Медведице. Что вы услышали в этом стихотворении?
Река Медведица просит о помощи. Почему? Можем ли мы помочь реке?
Трудно сразу ответить на эти вопрос. Давайте попробуем разобраться, какие проблемы и почему возникли у нашей реки.
(Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают вопросы и информацию для поиска ответов. Можно при подготовке к уроку организовать работу учащихся с дополнительной литературой и другими источниками информации о Медведице.)
Задание для первой группы:
Каково географическое положение реки Медведицы? Какие особенности реки способствуют процессу обмеления?
Задание для второй группы:
Когда берега Медведицы были заселены людьми? Как люди использовали реку?
Задание для третьей группы:
Как сегодня река используется человеком? К каким последствиям это приводит?
Задание для четвертой группы:
Каково состояние речной воды? Воду из Медведицы можно пить?
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Медведица - это одна из 190 рек нашей области. Медведица является левым притоком Дона. Она берет начало на юго-восточных склонах Приволжской возвышенности, в 14 км северо - восточнее станции Бурасы, близ с. Медведица Саратовской области.
Длина реки 745 км (324 км по территории Саратовской области и 421 км по территории Волгоградской). В Дон Медведица впадает в 8 км выше города Серафимович. Ширина реки в пределах нашей области колеблется от 50-90 м до 110-130 м. Река очень извилистая. Русло неустойчиво. В верховьях река углубляет его и в ряде мест, главным образом на крутых поворотах, разрушает берег. Размытый материал уносится вниз, где появляются все новые и новые мели, песчаные острова. В пойме Медведицы, особенно ниже Даниловки, довольно часты озера. Берега реки живописные, местами обрывистые, на ряде участков поросли прибрежным и пойменным лесом.
Медведица протекает в зоне степей. Общее направление ее течения юго-западное.
Питание реки смешанное. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце марта - начале апреля. Высота половодья 4 м. В этот период река проносит больше половины всего годового стока. В мае, редко в начале июня весеннее половодье заканчивается. В летний период Медведица мелеет, русло местами разбивается на отдельные перекаты и плесы, ширина и глубина уменьшаются.
Крупные населенные пункты - г. Петровск, ст. Аткарск, ст. Лысые горы, г. Жирновск, п.г.т. Даниловка, г. Михайловка.
Медведица принимает ряд притоков. Наиболее значительные из них: правые - Аткара, Белгаза, Баланда, Терса, левые - Сосновка, Большой Колышлей, Идолга, Карамыш.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
В древности долина Медведицы была покрыта лесами, которые постепенно вырубались. Множество животных и птиц населяло эти места, река изобиловала рыбой. В верховья иногда заходили жители русских княжеств, прежде всего Рязанского, считавшие здешние места своими охотничьими и рыболовными угодьями. В низовьях изредка появлялись со своими стадами кочевники.
Первые поселения по берегам Медведицы возникли в XIIIв.. К концу ХV века по Медведице было уже немало поселений (в основном крестьян, бежавших от притеснений бояр и церкви) – казачьих городков. Городки обычно устраивались в труднодоступных приречных лесах в долине Медведицы. Активное заселение берегов реки происходило в конце XVII – начале XVIII столетия. Росло число русских поселений. В писцовых книгах XVII века уже перечисляются некоторые из них. Однако еще в XVIII в. места по берегам Медведицы считались глухими и необжитыми, а окружающие реку леса по-прежнему укрывали беглецов, но уже не от боярского, а от помещичьего гнета.
На русских картах Медведица появляется в 1627 году. А первое русское упоминание о реке Медведице можно найти в описании путешествия митрополита Пимена в Константинополь, датированным 1389 годом. Первая перепись Медведицких лесов была осуществлена в 1700 году по приказу Петра I. В этом же году составлена и опись казачьих городков по всей реке. Всего их было 16, и в них проживало 604 взрослых казака и 557 бурлаков. В XIX веке река служила как источник энергии многочисленным водяным мельницам. По Медведице весной сплавляли плоты, барки, груженные пшеницей - гарновкой и белотуркой, овсом, ржаной мукой, кожей, льняным семенем, дегтем, древесным углем. Иной год Медведица приносила в Дон с полой водой до ста судов. Вода спадала быстро, и поэтому необходимо было по местному выражению, “догонять воду” иначе грозила опасность не достичь Дона. Сплав был рискованным делом, на Медведице имелось много мест, благополучный проход через которые почти не зависел от искусства лоцмана. Капризное течение, не смотря на усилия рабочих, вертело барку и выносило её на мель, в прибрежные кусты. Иногда дело оканчивалось гибелью или повреждением целого каравана. Самыми опасными считались места у села Большая Князевка, между Крестовским буераком и слободою Александровской. (Современная граница Саратовской и Волгоградской областей).
Наука о географических названиях – топонимика, помогает установить происхождение названий разных географических объектов.
Название водного объекта – гидроним.
Каково же происхождение гидронима “Медведица”?
Как пишут местные писатели – краеведы Б. Лащилин и В. Круглов, берега реки Медведицы были покрыты непроходимыми лесами. В здешних глухих местах, ленных зарослях первые поселенцы увидели много медведей, поэтому и назвали реку Медведицей. Так ли это было – сказать трудно, но если это и так, то по законам славянских языков гидроним имел бы форму Медвежья.
Один из русских топонимистов А. Ф. Орлов считает, что название Медведица происходит от “Медведа” (из “меда”, “медва”). Кстати Б. Лащилин пишет о таком промысле, как бортничество (сбор мёда) в лесах Медведицы. Очевидно, произошло переосмысление слова “медведа” и оформление его с помощью суффикса – ц и окончания – а.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
В настоящее время как гидродинамическая сила и транспортная магистраль Медведица утратила своё значение.
В наши дни бассейн Медведицы агропромышленный район Саратовской и Волгоградской областей. Основу его сельского хозяйства составляет производство зерновых. Значительные площади заняты озимой и яровой пшеницей. Сеют здесь также рожь, ячмень, просо, подсолнечник, гречиху, сахарную свеклу, кукурузу. Животноводство имеет молочно-мясное направление.
В городах Петровске, Аткарске, Жирновске, Михайловке работают предприятия различных отраслей промышленности (пищевой, машиностроительной, производства строительных материалов, нефте - и газодобычи).
Медведица снабжает водой промышленные и сельскохозяйственные предприятия, население районов расположенных на её берегах.
А в займищных лесах ещё обитают лоси, олени, кабаны. По берегам расположены турбазы, дома отдыха, детские лагеря.
В связи с распашкой склонов по берегам Медведицы и вырубкой леса в её бассейне происходят обмеление и заиливание реки.
Обмелению способствует и чрезмерный забор воды промышленными сельскохозяйственными предприятиями, коммунальными службами.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ.
Из материалов областной прессы следует, что 15 лет тому назад в водоохраной зоне реки находилось значительное число складов ядохимикатов и горюче-смазочных материалов, ремонтных мастерских, которые не имели необходимых защитных сооружений. В Медведицу сбрасывалось до пяти с половиной тысячи тонн плохо очищенных сточных вод. Вода в Медведице близ города Михайловки содержала аммиака в 10 раз больше допустимых пределов, а нитратов в 5-6 раз.
За прошедшие годы ситуация изменилась. Предприятия агропромышленного комплекса претерпели значительные преобразования. За состоянием воды продолжают вести наблюдения химические лаборатории.
Результаты химического анализа воды реки Медведицы за 2005 год (близ города Михайловки).
Наименование вещества | ПДК, мг/л. | Результаты химического анализа за 2005 год |
Аммиак Хлориды Сульфаты Нитраты Нитриты рН |
2,0 300,0 400,0 45,0 6,5-8,5 |
0,34 мг/л 112,54 мг/л 159,96 мг/л 1,32 мг/л 0,052 мг/л 7,8 |
Учитель: Анализ приведенных данных свидельствует о том, что количество обнаруживаемых примесей в воде реки Медведицы не превышает предельно допустимых концетраций.
Сегодня Медведица входит в десятку самых чистых рек нашей планеты.
(Выступления первой, второй, третьей групп учащихся с ответами на поставленные вопросы.)
(Выступление каждой группы закрепляется опорной схемой.)
Учитель (перед выступлением четвертой группы ):
Нам известно, что вода является универсальным растворителем. В природных водоемах вода растворяет вещества, входящие в состав донных горных пород, а также различные загрязнения.
Анализ речной воды на содержание различных примесей и загрязнений делается в специальных химических и бактериологических лабораториях. Простейший анализ речной воды мы можем сделать в нашей лаборатории. Что мы можем обнаружить?
Мы можем убедиться, что речная вода содержит примеси.
По количеству примесей можно судить об экологическом состоянии реки.
Учащиеся проводят лабораторный опыт “ Анализ воды реки Медведицы”.
Цель: Обнаружить в речной воде некоторые примеси. Оценить экологическое состояние реки.
Отчет оформляется в таблице:
Дата и время | № пробы | Место отбора | Цвет | Запах | рН | Плот-ность | Примеси | |||
орг. вещ. | хло-риды | Суль-фаты | желе-зо | |||||||
(Опыт проводится группами учащихся. Каждая группа определяет отдельные параметры. (Инструкции в приложении 1). Результаты заносятся в общую таблицу. Формулируется вывод.)
Учитель: А теперь давайте обратимся к специалистам, которые изучали состояние воды в реке Медведице и сравним свои выводы с результатами их исследований.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЫ.
Учитель: В ваших выступлениях были освещены различные вопросы жизни нашей реки. Мы хотели выяснить, почему река Медведица взывает о помощи? Что на сегодня является ее главной проблемой? ( Обмеление и заиливание).
Что способствует быстрому обмелению реки?
Ответы учащихся: Деятельность человека. Распашка склонов, вырубка прибрежных лесов. Естественные условия - неустойчивость русла, засушливый климат.
Учитель: Можно ли принять меры для того, чтобы остановить обмеление реки? Ведь по подсчетам ученых, если процесс будет идти такими темпами, то к концу текущего века река может превратиться в цепь озер или пересыхающую на лето реку.
(Учащиеся высказывают предложения о возможностях спасения реки.)
Учитель: Медведица сегодня – одна из самых чистых рек планеты. Так было не всегда и так может не быть. Эта чистота очень хрупкая. Как ее сохранить?
(Учащиеся высказывают предложения о способах предотвращения загрязнений реки.)
Учитель: Хочется, чтобы все ваши предложения по спасению реки от обмеления, по сохранению чистоты ее воды воплотились в жизни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
- Написать статью о реке Медведице, в которой раскрыть те аспекты, которые сегодня на уроке больше всего вас взволновали или запомнились.
- Предложить проект спасения реки Медведицы. Желательно рассмотреть в проекте возможности личного участия. Подготовиться к защите проекта.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
- Обосновать актуальность проблемы.
- Предложить пути решения проблемы.
- Дать экологическую и экономическую оценку предложенным мерам.
- Выбрать наиболее приемлемые меры.
- Рассмотреть возможности участия школьников в спасении реки.
ЛИТЕРАТУРА
- Киреев А.Ф. Родная природа. Волгоград, 1967.
- Рябов С.И. История родного края XVI- XIX в. Волгоград, 1988.
- Михеев Ю.З. Медведица.- М.: Физкультура и спорт, 1984.
- Долгачев И. Г. Язык земли родного края.- Волгоград, 1989.
- Толкунов В. И. Химический практикум в средней школе //Химия в школе. 1993.№4. С. 72-74.
- Евтушенко Т., Южилкин А. Вернуть долги Медведице // Волгоградская правда.
- апреля 1989 г.
- Речкалова Н.И., Сысоева Л.И.. Какую воду мы пьем.// Химия в школе.2004. № 3. С.7-14.