Методическая разработка занятия
Пояснительная записка
В данной методической разработке предлагается комплексное занятие, посвященное истории садов Древнего Египта для учащихся 11–13 лет.
Цель: познакомить учащихся с садами Древнего Египта.
Задачи:
- Дать общие сведения о Древнем Египте и научить отличать египетские сады от других.
- Воспитать любовь к природе и труду.
- Развить креативное мышление и внимательность.
Оборудование: карта мира, иллюстрации, тетради, ручки, альбомы, карандаши, ластики, линейки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку, настрой ребят на работу на уроке.
II. Введение в тему.
1. Географическое расположение Египта.
Каждый школьник уже в 5 классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. “Египет — древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры.” [5] Какие из них вам известны? Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней. [Демонстрация иллюстраций].
2. Жизнь египтян.
Египетское общество не менялось и само напоминало пирамиду: фараон – на вершине, и огромная масса крестьян – в основании. Широко применялось иероглифическое письмо. Огромную роль играла религия, опиравшаяся на сложную мифологию.
“Очень трудно было учиться египетским детям в школе, которая 3–4 тысячи лет назад называлась “домом наказания”.
“На спине ребенка находятся его уши”, – говорит египетская пословица. И древнеегипетский учитель никогда не выпускал из рук палки, так как на египетском языке “учить” и “наказывать” обозначали одним словом.
Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах, различные изделия донесли до нас не только сведения о злоключениях маленьких египетских школьников, но и о замечательных произведениях садового искусства”. [1]
3. Изучение нового материала.
1. Особенности египетских садов.
“Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. [Приложение 1]. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.”
Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройными рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем – средние по высоте, а самые низкие – в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос. Эти пруды положили начало так называемым теперь “водяным садам”.” [1], [Приложение 2]
Давайте разгадаем кроссворд. [Приложение 3]
2. Растения в египетских садах.
Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы – богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево – богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными. [Иллюстрации]
“В египетских садах росли резеда, мак, мирт, вывезенная из Персии, клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. [Иллюстрации]. Благовонное масло “сузинон” приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и кратности жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.
Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, “невесты Нила”, как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.” [1], [Иллюстрации].
Многие из этих растений мы выращиваем в комнатных условиях, а летом выносим в свой сад. Какие растения Египта у вас есть дома? Как ухаживаете за ними?
Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами, а также и удобрение плодородным илом реки Нила.
Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы – и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.
Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила.
Но человек не хочет быть зависимым от даров природы. Египтяне и другие арабские народы решили обуздать воды Нила и заставить их служить человеку.
В Нубии у Асуана в год бывает только один дождливый день, и здесь еще в 1902 году была построена плотина, которую впоследствии достраивали.
А теперь составьте ребусы из перечисленных мною названий растений.
(Учащиеся загадывают свои ребусы всей группе).
3. Физкультминутка.
4. Сады Клеопатры.
Особенной пышностью отличались сады Египта при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.
В царствование Клеопатры (1 век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы.
Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме.
Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра устилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колонн. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, засахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.
Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры.
Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для своих пиров, нагружая цветами целые корабли.
В больших садах и рощах отводили каждому виду растений – пальмам, смоковницам, декоративным растениям – отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей.
Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня.
После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути.
В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень.
Давайте ответим на вопросы викторины:
а) Что начали выращивать особенно в большом количестве в царствование Клеопатры?
б) Кто подражал розовым пирам Клеопатры?
в) Какая специальность особенно ценилась в Древнем Египте?
г) Какие участки в больших садах и рощах отводили каждому виду растений?
д) Каким образом египтяне пополняли свою коллекцию растений?
е) Какова польза была от садов в знойном Египте?
4. Закрепление.
Практическая работа.
Учащиеся должны зарисовать план египетского сада [Приложение 2] для того, чтобы запомнить особенности планировки, и сделать эскиз современного сада с элементами египетского.
5. Итог занятия.
Беседа.
а) С историей каких садов мы сегодня познакомились?
б) Назовите отличительные черты египетских садов.
в) Какие пруды положили начало “водяным садам”?
г) Назовите растения, которые выращивали в садах Египта, и какие из них вы хотели бы посадить у себя дома?
д) Что современный человек может перенять у египтян для благоустройства своего сада?
6. Перспективы.
Данный урок можно использовать учителям истории, дополнительного образования в СОШ, а также садоводам-любителям. С помощью эскизов можно создать проект сада с элементами египетского и предложить для реализации частным предпринимателям. Таким образом дети смогут заработать себе деньги на летний отдых.
Литература
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Сады и парки мира. Л.: Детлит, 1964. – с.275–280.
- Секреты исчезнувших цивилизаций./Пер. с англ. - М.: Copyright ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2004. – с.9, 81, 194.
- Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А.М.Прохоров и др. – М.: “Советская энциклопедия”, 1980. – с.429–430.
- Только факты. Необходимая информация всегда по рукой. /Пер. с англ. – М.: Copyright ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2004. – c.160–161.
- Черняк В.З. Семь чудес и другие. – М.6 Знание, 1983. – с.19–23.
- Шоу Б. Цезарь и Клеопатра. – В кн.: Шоу Б. Пьесы: Пер. с англ./Вступ.ст. З.Гражданской. – М.: Правда, 1985. – с.83–181.