Цели урока:
- Образовательные:
- углубить знания обучающихся о выдающихся достижениях русской культуры XIX века;
- показать общественное служение искусства;
- продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.
- Развивающие:
- развивать умения работы с различными источниками информации;
- учить понимать и показывать историческую и культурную ценность произведений искусства.
- Воспитательные:
- способствовать формированию чувства прекрасного, гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие, которое оказало влияние на мировую культуру.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений и навыков, интегрированный ИЗО, МХК, литературой, музыкой.
Вид урока: нетрадиционный урок-экскурсия.
Основные понятия: классицизм, реализм, импрессионизм.
Оборудование:
- репродукции (см. Приложение 1),
- фотографии архитектурных памятников (см. Приложение 2),
- материал с отрывками высказываний поэтов, писателей, современников,
- аудиозаписи.
Комментарии к уроку:
Урок имеет ряд особенностей:
- во-первых, он является интегрированным уроком истории, ИЗО, МХК, литературы, музыки;
- во-вторых, необходим предварительный этап: учащиеся заранее знакомятся со списком репродукций и фотографий, используемых на уроке, и получают опережающее задание: используя различные источники, найти материал об этих произведениях искусства и, если возможно, о том, кто или что изображено на полотнах художников.
Этапы |
Приёмы и средства обучения |
Вводно-мотивационный этап | Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации |
I этап. Изобразительное искусство XIX века, его взаимосвязь с музыкой, литературой | Работа с репродукциями картин художников XIX века, анализ картин; сообщения обуч-ся о художниках, писателях, композиторах, актёрах театра XIX века, беседа. |
II этап. Архитектура и скульптура XIX века | Сообщения обучающихся о скульпторах и архитекторах; беседа об исторических памятниках. |
Заключительный этап | Коллективное подведение итогов, вывод по теме урока; инструктаж по домашнему заданию. |
Мыслящий исследователь вглядывается
в памятники прошедшего для того,
чтобы найти в этом прошедшем материалы для
изучения человека…
Д.И. Писарев
ХОД УРОКА
Вводно-мотивационный этап
Вступительное слово учителя: “Русская
культура XIX века – это вершина многовековой
культуры России, её золотой век”. (Л.Б. Яковер, Н.А.
Троицкий).
XIX век как никакой другой богат талантливейшими
поэтами, писателями, художниками, архитекторами,
скульпторами, музыкантами… Не зря его называют
“золотым”.
Тема сегодняшнего урока: “Духовность,
сила, красота в камне и красках искусства XIX
века”. Наш урок необычный –
урок-экскурсия. Экскурсия по выставочным залам
Третьяковской галереи, музеев изобразительных
искусств. Мы увидим архитектурные памятники
Москвы и Петербурга. Наша задача: не только
увидеть произведения искусства, но и постараться
понять, что вдохновило творца на создание
шедевра, что хотел он показать, в чём ценность
этого или иного произведения искусства. Вы уже
знаете, что российская культура в XIX веке
развивалась несомненным влиянием тех событий и
перемен, которые происходили в обществе. Давайте
вспомним их. (Отечественная война 1812 года,
восстание на Сенатской площади, отмена
крепостного права, великие реформы и т.д.)
– Все факты общественной жизни находили отражение и получали художественное, философское осмысление в искусстве и культуре. Давайте посмотрим наш вернисаж.
I этап
Инструктаж: перед вами галерея художников XIX столетия. Большинство художников можно объединить не только временными рамками. А как?
Следует рассказ обучающихся о художниках-передвижниках.
– Давайте теперь обратимся к картинам этих художников. Как вы думаете, в чём ценность этих произведений? Какого направления в искусстве придерживались художники? Что вы можете сказать о людях, изображенных на портретах В.Г. Перова, И.Е. Репина?
Примечание: при обсуждении портретов М.И. Глинки в урок включается отрывок из оперы “Руслан и Людмила”, А.А. Бородина – отрывок из оперы “Князь Игорь”.
– Замечательного живописца А.А. Иванова должен знать каждый: “он боролся за счастье людей, своими картинами, как учёный, отстаивающий истину, борется книгой, как воин, отстаивающий свободу, сражается оружием”, так писала о нём А.С. Жукова [Детская энциклопедия. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М., 1961, т. 10 Литература и искусство.]
– А вы что можете сказать об этом художнике? Как вы думаете, почему только одна его картина на нашей выставке? (Это художник со сложной, несчастной судьбой. Над своей картиной “Явление Христа народу” он трудился более 20 лет)
– Перед вами два портрета А.С. Пушкина. Что вы знаете о художниках, их написавших? Какой более похож на оригинал? (О портрете, созданном Тропининым, Пушкин сказал:
“Себя как в зеркале я вижу,
И это зеркало мне льстит”.
О.А. Кипренский создал целую галерею портретов своих современников: участников войны 1812 года, декабристов. Содержание его портретов – духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. В.А. Тропинин лишь на 47 году жизни, уже будучи известным художником, получил освобождение от крепостной зависимости. В портретах он стремился к живой, непринуждённой характеристике человека, создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа.
– Какое новаторство внёс в изобразительное искусство П.П. Федотов? (П.П. Федотов ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию (“Свежий кавалер”). Критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни (“Сватовство майора”).)
II этап
– Национально-патриотический подъём I четверти XIX века способствовал развитию монументальной формы искусства – скульптуры и архитектуры. В эти годы окончательно складывается архитектурный облик Петербурга. С чем связан национально-патриотический подъём? (С Отечественной войной 1812 года.)
– Как вы думаете, в каких архитектурных и скульптурных памятниках это нашло отражение? (К.И. Росси – Дворцовая площадь Петербурга со зданиями и аркой Главного штаба; Б.И. Орловский – памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли; памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, – скульптор И.П. Мартос, портретные бюсты С.И. Гальберг и П.П. Витали, Александровская колонна, Монферран.)
– Какие ещё работы Росси вы знаете?
(Крупнейшей работой, в которой проявился
блестящий талант Росси-градостроителя, было
создание Михайловского дворца, ныне – Русский
музей (1819–1825) и всего ансамбля Михайловской
площади, ныне – площади Искусств.
Строительство Александpинского театра – лучшего
театра Европы того времени приходится на 1828–1832
гг. Главный фасад театра решен в виде
необыкновенно эффектной глубокой лоджии с
шестью коринфскими колоннами, поднятыми на
высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала
впервые были применены металлические
конструкции, а само здание выполнено из
несгораемых материалов.
Среди последних крупных работ Росси — комплекс
зданий Сената и Синода, объединенных аркой, ныне
– Центральный исторический архив. Эти здания,
как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую
площадь, в центре которой стоит знаменитый
“Медный всадник”.)
– Какие памятники воспел А.С. Пушкин в своих строках?
Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной. Александрийского столпа. “Памятник” А.С. Пушкин |
Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла… “Медный всадник” А.С. Пушкин |
(Самый блестящий период в творчестве зодчего
А.Д. Захарова начинается в 1805 г., когда он
назначается главным архитектором
Адмиралтейства (Петербург). Перестройка главного
здания Адмиралтейства стала делом всей его
жизни. Он не только осуществлял общее
руководство строительством, но и проектировал
здания и сооружения для этого ведомства.
Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 г. по
чертежу Петра I, в 1727–1738 гг. перестроил в камне
архитектор И.К. Коробов. Захаров в своем проекте
сохранил общую П-образную композицию здания с
центральной башней, играющей важнейшую
градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня
– уникальный образец высокого классицизма.
Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с
силуэтным изображением парусного корабля и
украшена символическими фигурами работы
известнейших скульпторов (В.И.
Демут-Малиновского, Ф.Ф. Щедрина, С.С. Пименова и
др.). Над входом расположен грандиозный барельеф
(22 x 2,4 м) на тему “Заведение русского флота Петром
I” (скульптор И.И. Теребенев).
По заданию императора А.А. Монферран в 1830 г. начал
проектирование монумента-памятника героизму
русского народа в Отечественной войне 1812 года на
Дворцовой площади в Петербурге. Первоначально
памятник имел форму обелиска, затем принял вид
колонны (общая высота 47,5 м, самая высокая колонна
в мире). Добытый в Финляндии гранитный монолит
весом 3754 тонны был начерно обработан на месте и на
специальном плоскодонном судне доставлен на
место. Подъем колонны весом около 600 тонны (высота
свыше 25,5 м, нижний диаметр 3,66 м, верхний — 3,19 м)
продолжался чуть более полутора часов и был
чудом инженерной техники. Александровская
колонна (названа так в честь императора
Александра I), увенчанная бронзовой капителью и
скульптурой ангела с крестом (его лицу приданы
черты Александра I; скульптор Б.И. Орловский),
стала композиционным центром архитектурного
ансамбля Дворцовой площади.)
– Что вы можете сказать о тех памятниках архитектуры и скульптуры, которые представлены на фотографиях?
Индивидуальные сообщения учащихся о Казанском соборе (архитектор А.Н. Воронихин), об Исаакиевском соборе (архитектор А.А. Монферран), о Театральной площади, Большом театре, Александровском саде в Москве (архитектор И.И. Бове) о Храме Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон).
Заключительный этап
– Тема нашего сегодняшнего урока – “Духовность, сила, красота в камне и красках искусства XIX века”. Как вы думаете, полностью ли мы раскрыли эту тему? (Ответы учащихся.) Да, верно, мы с вами увидели лишь “верхушку айсберга” того грандиозного наследия, которое называется “Золотым веком” русской культуры. Но можем ли мы сделать вывод о мощи и духовном наполнении произведений, с которыми мы познакомились сегодня? (Ответы учащихся.)
Инструктаж по домашнему заданию
– У нас сегодня был необычный урок, поэтому будет необычное домашнее задание. Попробуйте ответить на вопросы викторины.
Викторина “Культура России в XIX веке”
- Назовите выдающегося русского поэта, подписывавшего свои юношеские стихотворения псевдонимом.
- Назовите автора и название стихотворения, из
которого взяты эти строки:
“Страшись, о рать иноплемённых!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад, летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем возжены”.
– О каких событиях здесь идёт речь? Когда было написано это стихотворение? - Как ленинградские судебно-медицинские эксперты доказали, что Дантес является не просто дуэлянтом, а заведомым убийцей Пушкина?
- Сколько лет в Петербурге строился Исаакиевский собор?
- Назовите создателя памятника известному русскому баснописцу, установленного в Летнем саду в Петербурге. Кому он поставлен?
- Назовите художника I половины XIX века – крепостного графа Маркова, который будучи известным художником служил лакеем.
- Почему московский Малый театр часто называют “домом Щепкина”?
- Из какого стихотворения М.Ю. Лермонтова, по словам Л.Н. Толстого, вырос роман “Война и мир”?
- Блестящий живописец и рисовальщик И.Е. Репин создал неповторимые по силе и глубине портреты, исторические полотна и жанровые картины. Вспомните “Бурлаки на Волге”. На горизонте виден дымок парохода. Как вы думаете, почему художник ввёл эту деталь?
- Для создания образа царевича на картине “Иван Грозный и его сын Иван” художнику позировал известный писатель. Назовите автора полотна и того, кто ему позировал.
- Художниками-передвижниками по-новому были созданы библейские и евангельские сюжеты. Что вы можете сказать о картине “Тайная вечеря"?
- Величайшая мощь русского леса стала содержанием монументально-эпических полотен И.И. Шишкина. А кто написал медведей на его картине “Утро в сосновом лесу”?
- Известно, что И.И. Левитан был только пейзажистом. Назовите единственную его картину, на которой изображена фигура человека. Кто нарисовал эту фигуру?
- Назовите имя писателя, с которого И.Е. Репин рисовал одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Н.А. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н.В. Гоголю.
Ответы на викторину “Культура России в XIX веке”
- Так подписывал свои стихи А.С. Пушкин.
- В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” А.С. Пушкина речь идёт об Отечественной войне 1812 года.
- Ленинградские эксперты доказали, что под мундиром Дантеса находилось надетое им защитное приспособление, типа тончайшей кольчуги. Кроме того, пистолет Дантеса был более крупного, чем у Пушкина, калибра и поэтому обладал повышенной убойной силой.
- Исаакиевский собор строился около 40 лет: с 1819 по 1858 годы.
- Памятник великому баснописцу И.А. Крылову, находящийся в Летнем саду в Петербурге выполнен великим скульптором П.К. Клодтом.
- Этим художником был В.А. Тропинин (1776–1857).
- М.С. Щепкин, по происхождению крепостной крестьянин, заложил основы реалистической школы в русском театральном искусстве. На сцене Малого театра он выступал 40 лет.
- Из стихотворения “Бородино”.
- Картина была написана И.Е. Репиным после реформы 1861 года, между 1870 и 1873 годами. Показывая дымок парохода, художник как бы подчёркивает жестокость эксплуатации дешёвого труда бурлаков в “век пара”.
- Картина “Иван Грозный и его сын Иван” написана И.Е. Репиным. Позировал ему писатель В.М. Гаршин.
- В картине “Тайная вечеря”, написанной одним из основателей Товарищества передвижников, художником Н.Н. Ге, евангельская легенда раскрывается как человеческая, психологическая и моральная драма.
- Медведей в картине Шишкина “Утро в сосновом лесу” написал художник А.К. Савицкий.
- На картине И.И. Левитана “Осенний день в Сокольниках” фигуру женщины написал брат А.П. Чехова – Николай Павлович Чехов.
- Писатель В.А. Гиляровский.
Приложения
Приложение 1
Список репродукций
- Иванов А.А. “Явление Христа народу” (1837–57).
- Кипренский О.А. “А.С.Пушкин” (1827).
- Крамской И.Н. “Л.Толстой” (1873).
- Крамской И.Н. “Некрасов” (1877).
- Левитан И.И. “Берёзовая роща”.
- Левитан И.И. “Золотая осень”.
- Перов В.Г. “Портрет Островского” (1871).
- Перов В.Г. “Ф.М. Достоевский” (1872).
- Репин И.Е. “А.П.Бородин”.
- Репин И.Е. “М.И.Глинка”.
- Репин И.Е. “М.П. Мусоргский”.
- Репин И.Е. “Портрет В.В.Стасова”.
- Репин И.Е. “портрет П.А. Стрепетовой”.
- Тропинин В.А. “А.С.Пушкин” (1827).
- Тропинин В.А. “Кружевница” (1823).
- Федотов П.А. “Светский кавалер” (1846).
- Федотов П.А. “Сватовство майора” (1848).
Примечание. Репродукции картин отобраны не случайным образом, а по следующему принципу: художник изображает современников – деятелей культуры, либо картины быта своего времени. Не соблюдается этот принцип в том случае, если шедевр представляется одним из основополагающих для понимания культуры XIX века
Приложение 2
Список фотографий
- Бове И.И. “Театральная площадь”, “Большой театр”, “Александровский сад в Москве”.
- Воронихин А.Н. “Казанский собор”.
- Захаров А.Д. “Адмиралтейство”.
- Клодт П.К. “Конные группы Аничкова моста”, “Квадрига на фронтоне Большого театра в Москве”.
- К. Росси “Ансамбль Дворцовой площади с аркой Главного штаба”, “Михайловский дворец”, “Александринский театр”.
- Монферран А.А. “Исаакиевский собор”, “Александровская колонна”.
- Тон К.А. “Храм Христа Спасителя”.
Литература
- Антонов В.С. Огнянов М.Б., Пирумова Н.И. “Книга для чтения по истории СССР XIX век” М., “Просвещение”, 1978.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. “Россия и мир” 10 класс М., “Дрофа” 2004.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. “Как сегодня преподавать историю в школе” М., “Просвещение”, 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. “Методика преподавания истории в школе” Гуманитарный издательский центр “Владос”, М., 2001.
- Детская энциклопедия. Издательство Академии педагогических наук РСФСР М., 1961 т. 10 “Литература и искусство”.
- История России XIX век Авт.-сост. Л.М.Ляшенко. М., “Дрофа”, 2002.
- Калюжная А.Д. “Занимательные страницы истории Отечества” серия “Нескучный учебник” Санкт-Петербург “Тригон”, 2001.
- Короткова В.М., Студеникин М.Г. “Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях” Гуманитарный издательский центр “Владос”, М., 1999.
- Короткова В.М. “Наглядность на уроках истории” Гуманитарный издательский центр “Владос”, М., 2000.
- Матазова Е.А. “Интеграция на уроках истории и обществознания в 10–11 классах”. “Образование в современной школе” № 3, 2005.
- Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах М., ООО “Мир книги” Научное издательство “Большая российская энциклопедия”, 2003