Интегрированный урок истории и математики по теме: "Репрессированная наука". 11-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание

Класс: 11


Цель учителя: сделать любой урок оригинальным творческим произведением.

Цели урока:

  • углубить знания учащихся о политике “большого террора” (на примере репрессий против ученых и науки),
  • применить знания по математической логике в изучении истории.

Задачи урока:

  • отработка понятий, определений темы “Логические основы математики” закрепить полученные знания, умения на историческом и алгебраическом материале,
  • помочь учащимся почувствовать особенности 30-х годов на основе работы с документами,
  • формирование умения логически мыслить, последовательно излагать свою точку зрения на основе фактов и аргументов,
  • развивать творческие способности учащихся при проектировании памятника жертвам репрессий,
  • воспитывать любовь к Родине, нравственную культуру на примере биографий и судеб ученых.

Оборудование урока: запись концерта для фортепиано № 21 А. Моцарта, использование Презентации на тему “Логические основы математики”, раздаточный материал по истории и математике.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Введение в тему урока

Звучит концерт для фортепиано № 21 А.Моцарта, на экране появляются имена ученых, звучит стихотворение Е.Евтушенко “Людей неинтересных в мире нет”.

Учитель истории: Люди, о которых пойдет речь, жили в удивительное время. Вот как его описывали поэты.

Мы во власти мятежного буйного хмеля.
Пусть кричат нам: вы палачи красоты!
Во имя грядущего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

А вот другое восприятие этих лет.

Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к счастью ключи!
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи.

Совершенно оптимистическое видение действительности.

По полюсу гордо шагает,
Меняет течение рек,
Высокие горы сдвигает
Советский простой человек.

Кажется, все прекрасно в молодой стране Советов. Тогда откуда эти стихи?

Бросают на тюремные полати
Мужей ученых
К торжеству ослов.
Вавилов умирает в каземате.
И Туполев сидит. И Королев.

В 70–80 е годы прошлого века по инициативе деятелей науки составляется “Золотая книга ученых – борцов за истину”. Биографии, каких ученых, вы могли предложить внести в эту книгу? Свой ответ аргументируйте.

Учащиеся коротко рассказывают о Н.И Вавилове, С.И Вавилове, Н.К.Кольцове, Ф.Г.Доброжанском, Л.А.Орбели, Д.Д.Плетневе, И.Я.Башилове, В.Н.Ипатьеве, Н.П. Горбунове, И.Р. Филипьеве, Г.И. Каминском, Н.П.Лихачеве, А.В.Чаянове, Д. Лихачеве, А.Туполеве, С.П.Королеве.

Учитель истории: Как по вашему мнению, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока и цели.

Тема урока: “Репрессированная наука”

II. Объяснение нового материал в ходе беседы с учащимися и закрепление материала при решении практических задач исторического и математического содержания

Учитель истории: Как встретила научная интеллигенция Октябрьскую революцию? Приведите факты, доказывающие вашу точку зрения.

Работа с документами:

Задание 1.

1. Оцените факт написания данных документов. Эти письма – проявления страха, бессилия, смелости или отчаяния?
2. Попытайтесь выяснить причины репрессий в отношении ученых и науки.

Учащиеся работают с отрывками из писем академика Павлова И.П. “Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве” и письма Ф.Ф.Раскольникова И.В. Сталину.

Из письма академика И.П. Павлова в СНК СССР. 21 декабря 1934 г.

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, – это была бы ужасающая картина , потрясающее впечатление от которой на настоящих люде едва ли бы значительно смягчилась, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесным как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами – заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас называется республикой. Пусть, может быть это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему от зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства.

Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве. Л.,1989. С.94 , 95

Из открытого письма Ф.Ф. Раскольникова И.В. Сталину. 17 августа 1939 г.

Сталин, Вы объявили меня “вне закона”. Этим актом Вы уравняли меня в правах – точнее в бесправии – со всеми советскими гражданами, которые под Вашим владычеством живут вне закона.
Ваш “социализм”, при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек от истинного социализма, как произвол Вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата.
Испугавшись свободы выборов, как “прыжка в неизвестность”, угрожавшего Вашей личной власти, Вы растоптали Конституцию, как клочок бумаги, выборы превратили в жалкий фарс голосование за одну-единственную кандидатуру, а сессию Верховного Совета наполнили овациями в честь самого себя. Вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Постепенно заменив диктатуру, пролетариата режимом Вашей личной диктатуры, Вы открыли новый этап, который в истории нашей революции войдет под именем “эпохи террора”.
С жестокостью садиста Вы избиваете кадры, полезные и нужные стране. Они кажутся Вам опасными с точки зрения Вашей личной диктатуры.
Накануне войны Вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот ее мощи. Вы обезглавили Красную Армию и Красный Флот. Вы убили самых талантливых полководцев, воспитанных на опыте мировой и гражданской воин, во главе с блестящим маршалом Тухачевским.
Где маршал Блюхер? Где маршал Егоров? Вы арестовали их, Сталин.
Вы отняли у колхозных крестьян стимул к работе. Под видом борьбы с “разбазариванием колхозной земли” Вы разоряете приусадебные участки, чтобы заставить крестьян работать на колхозных полях.
Лицемерно провозглашая интеллигенцию “солью земли”, Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Неистовость запуганной Вами цензуры и понятная робость редакторов, за все отвечающих своей головой, привели к окостенению и параличу советской литературы. Писатель не может печататься, драматург не может ставить пьесы на сцене театра.
Вслед за Гитлером Вы воскресили средневековое сжигание книг.
Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежащих немедленному и безусловному уничтожению. Против фамилии многих авторов значилось: “Уничтожить все книги, брошюры и портреты”. Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа становится невозможной. Самоуверенные невежды интригами, склоками и травлей не дают работать ученым в университетах, лабораториях и институтах. Вы истребляете талантливых русских ученых. Где лучший конструктор советских аэропланов Туполев? Вы не пощадили даже его.
Нет области, нет уголка, где можно спокойно заниматься любимым делом. Замечательный режиссер, выдающийся деятель искусства Всеволод Мейерхольд не занимался политикой. Но Вы арестовали Мейерхольда.
Чем дальше, тем больше интересы Вашей личной диктатуры вступают в непрерывный конфликт и с интересами рабочих, крестьян, интеллигенции, с интересами всей страны, над которой Вы измываетесь как тиран, добравшийся до единоличной власти.

Возвращение к правде. Реабилитирован посмертно. Вып. 1. М., 1988. С. 197, 198.

– Одним из ученых, который пострадал в ходе репрессий, но остался жив, был Н.Н Лузин. Кто он такой?

Рассказ учащегося о Н.Н. Лузине

Учитель математики: Очень неспокойно в мире науки, кризисная ситуация создалась и в математическом обществе, особенно в двух ведущих университетах – Московском и Ленинградском. Но математики в это время меньше всего пострадали от репрессий. Почему это произошло?

Ответы-рассуждения учащихся.

– Николай Николаевич Лузин был любимцем студентов. Он являлся патроном группы своих учеников, прозванной Лузитанией. Они занимались под руководством академика Лузина теорией чисел, теорией функций, а также логическими основами математики.

Работа учащихся в тетради по теме: “Логические основы математики” с использованием презентации по данной теме:

  • Понятие
  • Соотношение между понятиями
  • Типы понятий
  • Классификация по математике
  • Классификация по истории

Задание 2. Работа по вариантам с проверкой в классе:

  • 1 вариант: составить классификацию по теме: “Политика террора”
  • 2 вариант: составить классификацию по теме: “Действительные числа”

Задание 3. Доказать, что является целым числом 33

Задание 4. Изобразите отношения между понятиями, входящими в следующее предложение: “Представить себе все бедствия репрессированной науки чрезвычайно трудно, дело ведь не только в том, что отдельные ученики и отдельные направления подвергались гонениям, запрещениями и уничтожениям, гонениям и репрессиям сопутствовали бедствия боле широкие”.

– В 30-е годы советская экономическая наука признавалась во всем мире. Видное место среди экономистов занимал Н.Д. Кондратьев

Рассказ учащегося о Н.Д. Кондратьеве/

Учитель математики: Николай Дмитриевич Кондратьев уже в университетские годы проявил способность сочетать абстрактные исследования с конкретным статистическим анализом и видеть за установленными закономерностями проявление общих тенденций.
Все это нашло отражение в “Экологическом вестнике”, который выпускали студенты. “Экологический вестник” – печатный орган, который давал уникальную возможность отстаивать свои научные точки зрения на любую проблему.
Наш выпуск “Экологического вестника ” предлагает подумать над темами:

  • Функции и законы развития. Показательная функция – функция развития
  • Логические цепочки

ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ

Все законы природы и общества можно описать математической функцией.

Показательная функция у = а x (а > 0, х Є R)

Описывает законы:

  1. Экономического развития любой структуры.
  2. Органического роста (возрастания количества органических веществ от времени).
  3. Распада радиоактивных веществ (зависимость количества распавшегося вещества от времени).
  4. Поглощения (зависимость количества поглощенного света от толщины, поглощающей среды).
  5. Барометрическая формула (зависимость величины давления воздуха от высоты над уровнем моря).
  6. Мономолекулярные реакции (зависимость концентрации разлагающегося в мономолекулярной реакции вещества от времени).

ЗАДАНИЕ: при каких значениях а уравнение F(x) = a имеет два корня, где F(x) = 4x – 2x+1

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Эффективность средств математической логики видна в логике высказываний.

Широко распространена логическая операция – выведения следствий из данных посылок.

Условиями истинности заключения являются истинность посылок и логическая правильность умозаключения. Логические следствия из данных посылок есть выражение, которое не может быть ложным, когда эти посылки истинны.

Задание 5. Составить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

Задание 6. “Письма из прошлого”.

Установите, в какой последовательности могли быть написаны данные письма. Сделайте выводы из содержания писем.

1. Из письма академика Башилова И.Я. председателю СНК СССР Молотову В.М. “Я понимаю вполне, что в великой тревоге за безопасность страны в период разгрома вражеских заговорщиков мог быть захвачен всплесками шквала борьбы и я, но я не могу допустить, чтобы это продолжалось длительное время и привело меня к уничтожению как полноценного работника. Поэтому я прошу Вас как главу советского правительства хотя бы несколько вмешаться в мое дело, прекращения того положения, когда человек преданный своей работе, имеющий крупные достижения в ней, был насильно от этой работы оторван”. Личный архив Башиловой И.И.

2. Письмо из прокуратуры, на запрос Смольяниновой Н.П. о судьбе мужа Горбунова Н.П., академика, непременного секретаря Академии Наук. “Сообщаю, что ваша жалоба по поводу делу Горбунова Н.П., адресованная на имя Прокурора СССР, главной военной прокуратурой рассмотрена и оставлена без удовлетворения. Виновность Горбунова Н.П. доказана материалами следствия, оснований для пересмотра дела нет. Военный прокурор Максимов”.

3. Письмо из Астрахани Н.П. Лихачева М.С. Боровковой-Майковой “Мое положение в этой пустыне плачевно. Хлеба стал получать по 250 г. И ничего больше. Без профсоюзной карточки, без кооперативной книжки – я очутился без всяких выдач, во власти рынка. Я узнал, что такое настоящий голод. Диагнозы докторов убийственны”.

4. Из письма Витте А.А. жене: “Работаю я пока все там. Отапливаю ночью нашу палатку. Она у меня похожа на ледяной дом, везде висят сосульки. Зима все время была пока теплая, 20 градусов, только сейчас похолодало 40 градусов. Часто думаю о вас, берегите себя”.

5.Из письма Д.Д.Плетнева К.Е.Ворошилову : “Ко мне применялась ужасная ругань, угрозы смертной казни, таскание за шиворот, удушение за горло, пытка недосыпанием, в течение 5 недель сон по 23 часа в сутки, угрозы вырвать у меня глотку, избиение резиновой палкой. Всем этим я был доведен до паралича половины тела”.

Задание 7. Установите, о каких ученых идет речь. Как письма характеризуют ученых?

  1. Из письма Вавилова Н.И. Н.В. Тимофееву-Ресовскому (С 1925 года живет в Германии)“ Переговорил с лабораторией – все желают видеть Вас в Ленинграде. Говорил уже и в верхах Академии, опять-таки ваш приезд приветствуется, и мы делаем все зависящее от нас”
  2. Из письма Доброжанского Ф.Г ( был отправлен в США в научную командировку) Вавилову Н.И.: “У меня является смелость предложить Вам свои услуги по части работы в указанном направлении,(по генетике дрозофилы) так как скорый отъезд отсюда погубил бы начатое дело”.
  3. Из письма Ипатьева В.Н. дочери: “ Во время обеда один из немецких профессоров спросил меня, почему я совсем не покину СССР и не переселюсь за границу, для продолжения научной работы. Я в то время не имел не малейшей мысли покинуть страну. Я не замедлил ответить, что я как патриот своей страны должен остаться с ней до конца моей жизни и посвятить ей все мои силы”.

III. Защита проекта памятника “Репрессированная наука”

Проект был приготовлен в качестве домашнего задания по истории.

IV. Итоги социологического опроса

Опрос был поведен среди родителей и учителей школы. Всего в опросе приняли участие 54 респондента. На вопрос “Ваша оценка событий 30х годов” 37 человек (69%)ответили, что это тяжелое время в истории страны. 5 респондентов(9%)ответили, что это время наведения порядка в стране. 12 человек(22%), что это время разгрома науки, литературы и искусства.

На второй вопрос “Какие науки пострадали больше всего в годы репрессий” 50 человек (92%) ответили – гуманитарные. На вопрос “Что стало с советской наукой после репрессий 30х годов” 54 (100 %) респондента ответили, что многие науки были окончательно запрещены, советская наука отстала по многим направлениям (особенно в области гуманитарных наук) от западных школ, произошел разгром многих научных школ. Данные опроса подтверждают, что респонденты обладают знаниями по изучаемому вопросу, дают правильную оценку событиям.

V. Обобщение пройденного на уроке материала

Вопросы для обобщения:

  1. Какие науки можно назвать “счастливыми”, а какие “несчастливыми”? Ответ свой аргументируйте.
  2. Чего лишилась советская наука?
  3. Какие научные открытия могли быть сделаны в СССР, если бы не репрессии?
  4. Какие литературные произведения созданы по данной теме?
  5. Объясните, как вы поняли, что такое “репрессированная наука?”

VI. Проверка знаний

Тест по истории для учащихся I варианта

1. Каких слоев населения коснулась политика “ большого террора”?

А) колхозного крестьянства;
Б) рабочего класса;
В) интеллигенции.

2. В 30-е годы была разгромлена “школа Кондратьева”, представители которой вели научные исследования в области:

А) истории;
Б) экономики;
В) биологии.

3. Укажите фамилию, выпадающую из логического ряда:

А) Вавилов Н.И.;
Б) Лысенко Т.Д.;
В) Горбунов Н.П.

4. Что означало слово “шарашка” в 30-е годы?

А) Место проживания людей без определенного места жительства.
Б) Место проживание и место работы ученых, которые были репрессированы.
В) Камера одиночного заключения.

5. Какие науки подверглись разгрому в 30-е годы?

А) Гуманитарные;
Б) Естественные;
В) Физико-математические.

6. Почему репрессии в 30-е годы обрушились на науку?

А) Сталин и его окружение боялись умных и образованных людей.
Б) Наука, по мнению большевиков, должна быть схематизирована и политизирована.
В) Многие ученые имели буржуазное социальное происхождение.

7. Развитие, каких наук оказалось под запретом?

А) Генетика;
Б) Кибернетика;
В) Экономика.

Тест по математике

Тема “Функции и их графики”

1. Найдите производную функции

2. Найдите множество значений функции

3. Найдите область определения функции

4. Найдите первообразную функции

5. Найдите значение функции в точке х0 , если известно, что функция у = f(x) – четная, функция y = g(x) нечетная,  f(x0) = 1, g(x0) = 3

1) 0,8; 2) 1; 3) 0,6; 4) – 0,8.

1 2 32 4 5 Фамилия
           

VII. Итог урока