Тема урока: "Религия древних греков"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Знакомить учащихся с общими закономерностями возникновения религиозных верований, с греческими богами.
  2. Закреплять и корректировать изученный материала.
  3. Активизировать интерес учащихся к изучению истории через игровые действия.
  4. Развивать и совершенствовать навыки работы с исторической картой /в учебнике/, навыки анализа и синтеза при выполнении игровых действий.
  5. Воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.

Новые понятия: миф, имена богов, Парфенон, Фидий

Оборудование: карта в учебнике стр.113, индивидуальные карточки, кроссворд, карточки для игры, изображения богов.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент.

Прозвенел звонок - начинается урок.

- Посмотрите на кружок зеленого цвета в течение 30 секунд /для сосредоточения внимания/.

2 этап. Текущий контроль знаний и умений.

- О чем шла речь на предыдущем уроке? (Поэма “Одиссея”)

- Кто автор данной поэмы? (Гомер)

- Когда была написана данная поэма по предположению ученых? (В VIII-м веке до н.э.)

- У некоторых из вас на партах лежат карточки-вопросы – это индивидуальное задание. Выполните их, сдайте на проверку и присоединитесь к работе со всем классом.

Индивидуальное задание

Впишите недостающие буквы в имена действующих лиц поэмы “Одиссея”.

П - - - - - - а – царица на о. Итака ждавшая мужа.

П - - - - - м – одноглазый великан.

С - - - - ы – злые чародейки, полуптицы – полуженщины.

- Все остальные ребята работают самостоятельно, разгадывая данный кроссворд /на карточках/, который поможет мне узнать, как вы подготовились дома. Придвиньте карточки-кроссорды, каждый проверит себя сам, а потом и друг друга, ответ на вопрос необходимо записать.

Вопросы:

  • Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему? (Никто).
  • Сын Одиссея и Пенелопы. (Телемак).
  • Царь отважных мореходов, которому Одиссей рассказал о своих скитаниях? (Алкиной).
  • Вещество, благодаря которому спутники Одиссея не услышали пение сирен? (Воск)
  • С кем расправился Одиссей, когда прибыл домой? (С женихами)
  • Что означает ключевое слово? (о. Итака – родина Одиссея).

- Обменяйтесь карточками, сверьте ответы с ответами на доске.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок – молодцы!

- У кого одна ошибка – нам есть, над чем поработать.

3 этап. Изучение нового материала.

3.1. Постановка цели и сообщение темы урока.

- На уроке мы познакомимся с богами Древней Греции, поговорим о том, какую роль они сыграли в жизни самих греков.

3.2. Вступительная беседа.

- Вспомните, что такое “миф”?

“Миф” в переводе с греческого означает “рассказ”, “предание”. Мифы объясняли мир, они, являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали. Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы, которыми были наделены боги. Из мифов о богах мы узнаем о жизни самих греков, которые считали, что жизнь богов мало, чем отличалась от жизни простых смертных – боги, как и люди часто ссорились между собой /из-за яблока/, были мстительны /Посейдон за своего сына Полифема/, подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в празднествах и пирах. Может быть, поэтому в мифах боги предстают пред нами олимпийскими божествами, которым не чуждо ничто человеческое и живут они на земле Эллады, на самой высокой горе – Олимп.

3.3 Работа с картой в учебнике

- Откройте учебник на стр. 113.

- Покажите на карте Балканский полуостров.

- Какие моря омывают Балканский полуостров?

- Найдите гору Олимп /поставьте карандаш/. Проверить правильность выполнения.

- Где расположена гора Олимп? /На севере Балканского полуострова/

- В Греции в городе Афины находится храм покровительницы города богини Афины – Парфенон в нем находится статуя Зевса Олимпийского, которую создал древнегреческий скульптор Фидий.

- На уроке мне будут помогать ученики-рассказчики. В тетрадях предстоит начертить таблицу, которую необходимо заполнить в ходе урока, потом проверим.

Имена богов

Чему покровительствовали

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мёртвых

Деметра

Богиня плодородия

Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Апполон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Арей

Бог войны

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Дионис

Бог виноделия

- Зевс – сильнейший из богов или царь богов и людей. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок установленный Зевсом на Земле! Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. “Клянусь Зевсом!” - говорят у эллинов. Зевс оберегает домашний порядок, поэтому во дворе каждого дома находится жертвенник. Он покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла, увидеть её считалось к удаче.

- Покровителем какой стихии был Зевс?

- Судьба мореплавателей в руках Посейдона, повелителя морей. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей.

- Покровителем, какой стихии был Посейдон?

- Кто из греков испытал на себе гнев Посейдона и почему?

- Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мертвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

- Покровителем, какой стихии был Аид?

-Откройте в учебнике стр.134, п.2, миф о богине Деметре и её дочери п6рсефоне. Вы мне будете помогать читать, но при этом подготовьте ответ на вопрос: покровительницей, какой стихии была Деметра?

- Кого отправил Зевс к Аиду, чтобы помочь людям? /Гермеса/

- Гермес – быстрый вестник богов, в золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке, покровитель дорог и путешественников, он также покровительствует торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счета, изобрел для них меры веса. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах.

- Покровителем, какой стихии был Гермес?

- Много детей было у Зевса, самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Апполон, любимец Зевса.

- Покровителем, какой стихии был Апполон?

- Сестра Апполона, вечно юная прекрасная Артемида – богиня природы и покровительница охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам.

- Покровителем, какой стихии была Артемида?

- Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты.

- Покровителем, какой стихии была Афродита?

- Страшен и людям, и богам кровожадный Арей – бог войны. Атрибуты Арея – копьё, горящий факел, собака, коршун. В честь Арея воины идущие в бой издают дикий воинственный клич.

- Покровителем, какой стихии был Арей?

- В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня прядка и разума, т.е. мудрости, покровительница ремесла. Любимому городу - Афинам богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам, сражавшимся под Троей – деревянного коня.

- Покровителем, какой стихии была Афина?

- Не только Афина искусна и в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест- бог огня и кузнечного дела.

- Вспомните, в каком мифе упоминается имя бога Гефеста? /Миф о Прометее/

- Что привлекает вас в герое мифа Прометее?

- Покровителем, какой стихии был Гефест?

- Жена Зевса. В её честь один раз в пять лет, устраивались специальные празднества – гереи. Гера - богиня семейного очага и покровительница женщин.

- Покровителем, какой стихии была Гера?

- Бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия.

- Покровителем, какой стихии был Дионис?

4 этап. Повторение и закрепление изученного.

4.1. Проверка таблицы

- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, кто из вас заполнил таблицу, а у кого есть ошибки, исправьте. К имеющимся изображениям на доске богов необходимо прикрепить листок с информацией, чему боги покровительствовали.

4.2. Игра “Что кому принадлежит”

- Посмотрите внимательно на олимпийских богов, у каждого из них есть особо примечательные предметы, которые принадлежат индивидуально каждому / иллюстрация в учебнике стр. 135/.

- Из имеющихся карточек, на которых изображены вещи богов, необходимо установить - какому богу принадлежит данная вещь.

№ 1, 11 – Гермес

№ 2 – Посейдон

№ 3 – Дионис

№ 4 – Гефест

№ 6 - Апполон

№ 8 - Зевс

№ 9 – Афина

№ 10 – Аид

№ 7, 5– Артемида

4.3. Выводы и итоги

- Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков?

- Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

5 этап. Домашнее задание

  • 28 - подготовить изображения богов, мифов.

Приложение