Предлагаемый вашему вниманию урок истории в 10 классе является лишь отдельно взятым уроком, в ходе которого реализуется идея осмысления противоречий и конфликтов, возникающих в человеческом обществе в ходе его развития. Противоречия эти зачастую лежат на поверхности, а иногда скрыты достаточно глубоко, между тем, они постоянно сопровождают весь ход человеческой истории.
В данной разработке урока мы не выходим за рамки изучаемого материала и опираемся на учебник Загладина Н.В. “Всемирная история. 10 класс”. Уже в §5 учебника говорится о первом конфликте или кризисе развития цивилизации, вызванном деятельностью человека и двух возможных путях разрешения данного кризиса, причем один из этих путей ведет к дальнейшему прогрессу части человеческого общества, а второй путь – это путь к регрессу и отставанию. Попытаемся соотнести этот тезис с изучаемым в дальнейшем материалом. Предположим, что именно противоречия и конфликты являются одним из факторов прогресса для одних народов и государств и причиной отставания других. Рассмотрим подробнее одну из учебных тем.
Тема: Древнеримская цивилизация.
Цель: выявить взаимосвязь между противоречиями и конфликтами в ходе развития общества и их влиянием на сам процесс развития.
Задачи:
- Выделить основные этапы развития древнеримской цивилизации и противоречия, возникающие в каждом из них.
- Анализируя процесс развития и появляющиеся в ходе него противоречия, выяснить пути их разрешения и результаты.
- Привить учащимся понимание альтернативности путей развития, характерных для любой цивилизации.
Оборудование урока: учебник Загладина Н.В. “Всемирная история. 10 класс”, карты становления и развития древнеримской цивилизации, тетради, Плутарх “Великие римляне”.
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание прочитать дома материал § 8, 10, 11 и12, относящийся к древнеримской цивилизации и самостоятельно выделить основные этапы становления и развития Древнего Рима, а также найти противоречия в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества и государства.
Форма урока: круглый стол.
Ход урока
- Введение. Краткий опрос-анализ развития древнегреческой цивилизации с выяснением причин ее распада и поглощения Древним Римом.
- Основная часть.
Учитель | Ученики |
1. Вопрос: Выделите основные этапы развития древнеримской цивилизации и дайте краткую их характеристику. | Выделяют три основных этапа развития
римского государства:
Выделяя данные периоды, учащиеся дают краткую характеристику каждого из них по следующей схеме:
Закончив характеристику I этапа развития древнеримской цивилизации, ученики приступают к обсуждению причин перехода к республиканской системе. |
2. Вопрос: Какие противоречия возникли в римском обществе и государстве в конце VI века до н.э. и какими путями их можно было разрешить? |
|
3. Вопрос: Носил ли данный конфликт только политический характер? | Отвечая на него, учащиеся должны прийти к социальной составляющей конфликта и таким образом понять, что экономика, политика и социальная сфера очень тесно переплетены между собой и рассматривать одно в отрыве от другого - значит искажать реальную картину жизни и римского общества той эпохи, и любого другого. |
4. Вопрос: Существовал ли альтернативный путь разрешения данного кризиса? | Ответить на него самим ученикам
довольно сложно, необходима помощь учителя. Как
вариант рассмотрим усиление царской власти, т.е.
переход к восточной деспотии. Цари в Риме
выбирались из этрусской знати, а значит, являлись
чужаками, они явно не имели реальной поддержки ни
от народа, ни со стороны родовой аристократии. Полный возврат к родоплеменным традициям тоже был невозможен, ибо в этом не была заинтересована патрицианская верхушка и, тем более, плебеи. В данном случае конфликт был разрешен наилучшим путем. |
Далее на уроке работа строится в зависимости от оставшегося времени. В классе с высоким уровнем подготовки, имеющем опыт данной работы, возможно рассмотрение еще одной кризисной ситуации, кстати крайне интересной и поучительной, а именно кризиса республиканского Рима последних десятилетий II века до н.э. и реформ братьев Гракхов.
Ученики относительно легко могут выделить все стороны данного кризиса и причины, его породившие. В данном случае гораздо интереснее их оценка деятельности братьев Гракхов. По сути своей данная реформа фактически тормозила развитие римской цивилизации, она отбрасывала общество назад, что и подтвердили дальнейшие события римской истории.
В этом эпизоде наиболее ценным для нас является появление у учащихся наглядного понимания фактора и личности и ее влияния на ход развития общества. Данный пример свидетельствует о том, что личность может ошибаться, но, в силу ряда объективных и субъективных причин, реально влиять на ход исторического процесса.
Заключение. Подводя итоги урока, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на этапах развития римской цивилизации и на том, какую роль в этом развитии играют противоречия и конфликты.
Домашнее задание. Продолжить дома работу по изучению истории развития римской цивилизации, выяснив основные противоречия, возникшие на заключительном этапе ее существования, и отразить это в записях в тетради. (Весь ход урока также фиксируется в записях учащихся.)
Думается, что данный вариант изучения хода исторического развития различных цивилизаций достаточно перспективен. Он может быть продолжен и в 11 классе.
Перспективность же данного метода заключается в том, что он, во-первых, развивает аналитические умения учащихся, во-вторых, способствует росту интереса к предмету, поскольку знания ученики добывают самостоятельно, в-третьих, он помогает по-новому осмыслить весь ход исторического развития общества и, в четвертых, на основе анализа помогает прогнозировать возможные варианты развития современного общества или конкретного государства.